Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы прогнозирования ВНП (ВВП) формулы не знаю, нужны или нет





Методы прогнозирования макроэкономических показателей экономического роста.

Макроэкономические показатели, отражающие масштабные экономические явления, прогнозируются на уровне государства. Прогнозы макроэкономических показателей осуществляются с упреждением во времени (несколько лет), в том числе на ближайший год. Прогноз года корректируется с учетом новой, влияющей на данный показатель информации.

Типовыми направлениями государственного прогнозирования и макропланирования в экономике являются: обеспечение необходимых пропорции расширенного воспроизводства, характеризующих развитие ключевых сфер экономики и решение социальных проблем, осуществление общегосударственной инвестиционной и научно-технической политики, формирование межгосударственных внешнеэкономических связей, создание резервов для осуществления федеральных целевых программ и локализации чрезвычайных ситуаций, обеспечение обороноспособности страны.

К объектам прогнозирования в масштабах страны относятся: объем и динамика ВВП, индекс изменения цен в связи с инфляцией, объемы сбыта и продажи товаров, объем долгосрочных инвестиций по всем источникам финансирования, расходы на оплату труда, прибыль, показатели экспорта и импорта, курс рубля, ставка рефинансирования ЦБ, основные характеристики сводного финансового баланса, а также доходов и расходов федерального бюджета. Эти данные прогнозируются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Методология прогнозирования макроэкономических показателей основана на общей методологии. Многочисленные методы можно свести к 3-м группам общенаучные, межнаучные и частнонаучные.

К первой группе относятся: метод определения сходства и различий, метод сопутствующих изменений, аналогия.

Ко второй группе относятся методы: основанные на экспертных оценках, экстраполяция и интерполяция, моделирование, теории вероятности и математической статистики. К третьей группе относятся специальные методы, заимствованные из планирования: балансовые, сетевые, программно-целевые, адаптивные, следящих кривых и др.



Первая группа методов является основополагающей для разработки прогноза любой сферы деятельности, связанной с жизнью общества. Она отражает историко-логический подход к определению образа будущего. Методы второй группы – межнаучные – также широко распространены и включают специальный инструментарий. Так, методы, использующие экспертные оценки, строятся на основе мнений ведущих специалистов и целых институтов, учреждений и частных фирм, занимающихся прогнозированием. В качестве экспертов привлекаются специалисты – политологи, социологи, экономисты, другие аналитики.

Считается, что моделированием может быть охвачено значительное число макроэкономических показателей. Однако, полученный результат безусловно, должен корректироваться с учетом мнений специалистов. Каждый макроэкономический показатель испытывает влияние своих специфических факторов.

Экономический прогноз макропоказателей имеет комплексный характер и разрабатывается с учетом иных прогнозов, например, демографического, ресурсного, спроса и предложения научно-технического прогресса.

Методы прогнозирования ВНП (ВВП) формулы не знаю, нужны или нет

В настоящее время существует приблизительно 150 методов прогнозирования, но на практике используются около 20-30 основных методов.

Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методика прогнозирования - это совокупность специальных приемов и правил разработки конкретных прогнозов. Прием прогнозирования - это математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе разработки прогнозов.

В зарубежной практике прогнозирование ВНП (ВВП) осуществляется различными методами. Широко используются методы: экстраполяции; экономико-математические модели; методы дефляции; производственный, распределительный методы и метод конечного использования ВВП. Указанные методы получают распространение в странах СНГ, в том числе в России.

Методы экстраполяции предполагают исследование возможных тенденций изменения рядов динамики макроэкономических показателей (ВВП и др.) с помощью различных временных функций (трендовых моделей). При сохранении условий экономического развития в будущем временные функции могут быть экстраполированы и тем самым найдены прогнозные оценки динамики производства и отдельных факторов.

Зависимость может быть линейной и нелинейной (f(t) = a + bt - линейная; - степенная; - гиперболическая; - показательная и др.; a и b - параметры функций). Следует помнить, что линейная зависимость обычно не рассматривается как очень «глубокая» для целей прогнозирования .

Экономико-математические модели. Факторные модели экономического роста. Моделирование экономического роста выполняет различные практические функции - аналитические, прогнозные, программные. Модели экономического роста используются как теоретические аналоги прошлого и вероятного будущего развития.

В результате моделирования осуществляется поиск такой комбинации факторов экономического роста, которая позволит максимально сконцентрировать имеющиеся ресурсы и обеспечить наиболее высокий экономический рост.

Суть факторных моделей экономического роста состоит в установлении количественных связей между объемом и динамикой производства ВВП и объемом и динамикой производственных ресурсов. В случае, когда в анализ и прогноз включен один вид производственных ресурсов (например, только основные производственные фонды, или только затраты труда), то результатом будет являться построение однофакторной модели, в случае рассмотрения нескольких видов производственных ресурсов - многофакторные модели.

Простейшая однофакторная модель имеет вид:

Y = f (x),

где Y - физический объем конечного продукта;

x - физический объем конкретного типа производственных ресурсов.

Первичной формой взаимосвязи между Y и х является:

(1),

где a - эффективность фактора, неизменная для каждого времени t.

В приведенной функции предполагается, что эффективность a стабильна и равна среднему показателю. Если рассматривать уравнение (1) в динамике, то оно примет вид:

(2),

т.е. эффективность фактора меняется от периода к периоду. Причем уравнение (2) показывает, что повышение темпа прироста фактора на один пункт дает на один пункт ускорение темпа прироста самого производства конечного продукта.

Но такое допущение не всегда соответствует действительности. Поэтому уравнение (2) может быть модифицировано в функцию:

(3),

в результате получим, что увеличение фактора Xt в «n» раз дает увеличение Yt(объема выпуска) в раз.

Если a > 1, то эффективность фактора возрастает; если a < 1 - эффективность фактора уменьшается.

Однофакторные модели экономического роста основаны на предположении, что физический объем ВНП (ВВП) и его динамика определяются объемом и динамикой какого-то одного фактора производства. Тем самым совокупный результат взаимодействия различных факторов «приписывается» лишь одному фактору. Недостаток такого подхода очевиден, хотя во многих случаях однофакторные модели дают хорошие результаты при сравнительно небольших затратах времени и средств.

Наиболее приемлемой для прогнозирования макроэкономических показателей является двухфакторная модель в форме производственной функции:

Где - два производственных фактора, например, производственные фонды и затраты труда, изменяющиеся во времени.

Параметры a и b характеризуют зависимость (эластичность) объема и динамики продукции ( ) от объема и динамики факторов производства , причем a характеризует прирост , приходящийся на единицу прироста (при = const), а b - прирост , приходящийся на единицу прироста (при = const). При этом должно выполняться условие a > 0 и b > 0. Параметр отражает влияние не идентифицированных, т.е. не учтенных в модели факторов и меняющихся условий производства.

Метод дефляции. Дефилирование осуществляется через индексы цен и структуру производства. В частности при расчете прогнозного показателя ВВП используются индексы потребительских цен, оптовых (отпускных) цен, цен экспорта, импорта и прогнозируемые объемы производства. Сущность методики заключается в следующем. Расчет производится по этапам. Вначале рассматривается реальный ВВП. Все отрасли экономики подразделяются на две группы: сельское хозяйство и несельскохозяйственные отрасли. Такое деление связано с сезонностью сельскохозяйственного производства и существенными колебаниями производства по кварталам. Определяются темпы изменения объема производства по сельскому хозяйству и прочим отраслям по кварталам. При этом используются прогнозные расчеты отраслевых министерств и ведомств. Учитывая соотношение между сельскохозяйственными и несельскохозяйственными отраслями, темпы изменения объема производства по кварталам находят годовые темпы изменения объема производства. После этого производится расчет реального ВВП на прогнозируемый период по формуле:

,

где - объем реального ВВП в прогнозируемом периоде;

ВВПб- объем ВВП в базисном периоде; - темпы изменения объема ВВП в прогнозируемом период по сравнению с базисным.

На втором этапе определяется номинальный ВВП по формуле:

.

(дефлятор ВВП) рассчитывается, исходя из структуры использования ВВП (удельных весов конечного потребления, накопления, экспорта и импорта) и (потребительских, оптовых (отпускных) цен, цен экспорт и импорта).

Прогноз дефлятора ВВП можно осуществлять следующим образом:

,

где - прогнозируемый индекс цен; - прогнозируемое количество продукции i в период t+1; - цены продукции i соответственно в t+1 и t годах.

Производственный метод. ВВП определяется как сумма добавленной стоимости путем вычета из прогнозируемого валового выпуска промежуточного потребления.

Валовой выпуск представляет собой стоимость произведенных товаров и услуг. В его состав включается производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении, перевозка грузов, стоимость строительно-монтажных работ, производство других отраслей. В объем услуг включаются услуги оптовой торговли, материально-технического снабжения и заготовок, услуги связи, здравоохранения, культуры, науки, общественных организаций, органов государственного управления, обороны, услуги финансовых учреждений (банков, страховых компаний), пенсионное обеспечение, услуги различных организаций по обслуживанию предприятий и организаций, т.е. в валовой выпуск включается вся сумма произведенной продукции и услуг в стране.

В состав промежуточного потребления входят: используемая в производственном процессе продукция и материальные услуги (покупные и собственного производства); оплата нематериальных услуг; дополнительные расходы (командировочные расходы, спецодежда, спецпитание и т.д.); покупка продуктов питания и напитков гостиницами, ресторанами, кафе, медицинскими и учебными заведениями; расходы на текущий ремонт; питание и обслуживание военнослужащих; расходы на покупку военной техники. В состав промежуточного потребления включается оплата услуг финансовых посредников.

Распределительный метод. ВВП исчисляется как сумма доходов всех предприятий, учреждений и населения, занятых производством материальных благ и оказанием услуг: сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль и другие доходы), перераспределенных доходов (проценты по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды, поступления по социальному страхованию и др.) и амортизационные отчисления основных производственных и непроизводственных фондов.

Метод конечного использования ВВП. На прогнозируемый период ВВП рассчитывается по элементам использования: конечное потребление, валовое накопление и экспортно-импортное сальдо (разница между экспортом и импортом). Расчеты базируются на основополагающем уравнении Кейнса:

Y = C + G + I + (Е - М ).

Конечное потребление (C + G ) представляет собой сумму расходов на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают: покупка товаров в государственном и кооперативном секторах, на колхозном рынке, у частных лиц и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью; покупка рыночных потребительских услуг; квартирную плату и оплату коммунальных услуг; оплату бытовых услуг; покупку путевок в санаторий, дома отдыха, пансионаты: платежи за услуги платных медицинских учреждений, расходы на приобретение билетов в кино, театры, зоопарки; оплату услуг транспорта и связи; оплату финансовых и юридических услуг; плату за обучение на курсах, занятия в кружках; торговую наценку на товары, приобретенные через комиссионные магазины; стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления.

Расходы на конечное потребление государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включают стоимость индивидуальных услуг, оказанных бесплатно этими учреждениями частным лицам (охрана здоровья, социальное обеспечение, физкультура и спорт, просвещение, культура и искусство) и обществу в целом (наука, управление, оборона).

Валовое накопление (I) включает накопление основного капитала и изменение запасов материальных оборотных средств. Валовое накопление основного капитала представляет собой увеличение средств, вложенных хозяйственной единицей в продукцию и объекты длительного пользования со сроком службы более одного года, включая стоимость относящихся к ним услуг (основные фонды, затраты на геологоразведочные и буровые работы, капитальные работы по улучшению земель, незавершенное производство, капитальный ремонт). Запасы материальных средств охватывают все товары, которые имеются в данное время у хозяйственных единиц, не включенные в валовое накопление основных фондов: запасы промышленных продуктов (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, готовая продукция); запасы сельскохозяйственной продукции из собранного урожая; скот на откорме; запасы государственных материальных резервов.

Е- экспорт товаров и услуг , М- импорт товаров и услуг.

5. Сущность и формы программно-целевого бюджетного планирования

Основное направление реформы бюджетного процесса - переход к преимущественно программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающих прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути - способы - средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов. Программно-целевой метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий. Программно-целевой метод бюджетного планирования обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из ориентации бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств.

6. Основные принципы и формы индикативного планирования

Индикативное планирование как форма государственного планирования носит целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Оно является средством реализации социально-экономической политики государства. Его важнейшими задачами являются систематизация информации о деловой конъюнктуре предлагаемых инвестиций государства и расходов государственного бюджета с тем, чтобы содействовать принятию эффективных решений. Другой целью такого планирования является разработка системы показателей (индикаторов) экономической деятельности, достижение которых определяет меру государственного воздействия на социальные и экономические процессы. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику структуры, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи. Индикативное планирование является наиболее совершенной формой организации взаимодействия всех звеньев федеральных органов управления, как между собой, так и с региональными органами. В системе индикативного планирования на основе научных прогнозов и целевых программ разрабатываются государственные, региональные и корпоративные планы. Оно могло бы заинтересовать частный сектор. В индикативном плане имеет место малая степень детализации показателей. Для привлечения внимания предпринимателей к участию в реализации индикативного плана государство использует различные экономические стимулы: прямые и косвенные субсидии, льготные амортизационные списания, различные формы целевого кредита и т.д. В наибольшей степени индикативному планированию поддается стадия производства, а в наименьшей - стадия формирования потребностей и потребления. Индикативное планирование широко применяется во Франции, Японии, Китае.

Выделяют 3 формы: конъюнктурная, структурная и стратегическая. Мнения авторов по этому поводу в своем большинстве сходятся в том, что деление обусловлено исторической эволюцией системы планирования, а также отличительной особенностью выступает временной горизонт непосредственно самих документов. Так, примером конъюнктурного планирования выступают такие страны как Швеция и Норвегия, где основу программирования составляют ежегодные «национальные экономические бюджеты». Структурная форма индикативного планирования представлена во Франции, Японии, Великобритании, где основу прогнозно-плановых разработок составляют пятилетний горизонт. Характеристика форм представлена в таблице:

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.