Методология внутрифирменного прогнозирования: методы принципы и логика внутрифирменного прогнозирования.
Методология – это совокупность методов и приёмов исследования, которые применяются в какой-либо науке с учётом специфики объекта его познания. Метод прогнозирования – способ исследования объекта прогнозирования направленный на разработку прогноза. Методология план и прогзоз-я определяет основные принципы, подходы и методы в провидении прогнозных расчетов, раскрывает логику формирования прогнозов, планов и пути их осуществления. Принципы планирования:
В советской науке были приняты 4 принципа: системность, комплексность, эффективность, оптимальность.
14. Предмет внутрифирменного планирования. Предмет и продукт планирования – информация (планы, отчеты, нормативы, управленческие регламенты, маркетинговые исследование). 15. Методология внутрифирменного планирования. Предмет, объект и субъект планирования. Объекты планирования –спрос, производство продукции или выполнение услуг, объем продаж, потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, доходы предприятия и техническое оснащение.
Субъекты – планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические центры и отделы. Предмет и продукт планирования – информация (планы, отчеты, нормативы, управленческие регламенты, маркетинговые исследование). Планы, прогнозы разрабатываются как в целом по фирме, так и по ее структурным подразделениям (цехам, службам, подразделениям). Бизнес-план разрабатывается для выработки стратегии предприятия, определении его финансового положения. 16. Основные характеристики стратегического, тактического и оперативного планирования на предприятии Стратегические цели — определения в общем виде того, какой организация хочет стать в будущем; относятся более к организации в целом, чем к ее конкретным филиалам и подразделениям. Стратегические цели часто обозначаются как официальные цели, поскольку они определяют намерения, которые организация стремится осуществить в будущем. Стратегические планы определяют последовательность действий, этапы, посредством которых компания намерена достичь стратегических целей. Стратегические планы указывают на то, как должны распределяться организационные активы и ресурсы — денежные, человеческие, временные ресурсы и возможности, — чтобы достичь целей. Эти планы являются долгосрочными и могут определять этапы деятельности компании на срок от двух до пяти лет. Стратегические планы разрабатываются для того, чтобы организация за этот период превратила цели в реальность. Результаты, к которым стремятся головные филиалы и подразделения компании, называются тактическими целями. Их устанавливают менеджеры среднего звена, и они определяют, что должно делать головное подразделение бизнеса, чтобы организация достигла своих общих целей. Тактические планы разрабатываются, чтобы способствовать выполнению крупных стратегических планов и реализации конкретной части корпоративной стратегии. Тактические планы обычно имеют более короткий горизонт, чем стратегические — на следующий год или около того. В коммерческих организациях тактические планы определяют, что должны делать крупные отделения и структурные единицы, чтобы был реализован организационный стратегический план. Обычно в задачу менеджеров среднего звена входит анализ стратегических планов и разработка конкретных тактических планов.
Конкретные результаты, ожидаемые от отделов, рабочих групп и сотрудников, называются оперативными целями. Они измеримы и поддаются точной оценке. Оперативные планы разрабатываются на более низком уровне организации, чтобы определить конкретные действия, необходимые для достижения оперативных целей и реализации тактических планов. Эти планы описывают то, как могут быть достигнуты цели, имеющие точное количественное выражение. Важную роль в оперативном планировании играют графики работы. Они определяют точное количество времени, необходимое для достижения каждой оперативной цели, которая подчиняется тактическим и стратегическим целям. Оперативное планирование должно быть строго привязано к бюджету, поскольку для обеспечения каждого вида деятельности необходимо точное распределение ресурсов. Основным принципом составления оперативных планов является экономичность, которая определяет буквально все — от приема на работу новых торговых представителей до транспортных расходов.
17. Сущность и функции стратегического планирования деятельности предприятия. Роль стратегического планирования в деятельности предприятия. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Функции: 1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределения ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию- приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции - приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. 3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции. 4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределении функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т.п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.
Ключевые моменты стратегического планирования: · стратегия разрабатывается высшим руководством; · стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными; · стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения; · планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.
18. Базисные стратегии внутрифирменного планирования, их основные характеристики, элементы их выделения в отдельные группы. Термин «стратегия» происходит от греческого слова strategos, которое переводится на русский язык как «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин достаточно широко вошел в обиход многих специалистов, а также в теорию и практику современного менеджмента. Целью разработки стратегии развития фирмы является выявление главных направлений дальнейшего ее функционирования на основе максимального использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала и с наиболее полным учетом влияния микро- и макросреды. Формирование стратегий: Общая стратегия: стратегия стабильности, стратегия роста и развития, стратегия сокращения. Конкурентная стратегия: преимущество в размере издержек на производство, дифференциация (создание продукта или услуги с уникальными свойствами), фокусирование (сосредоточение реализации продукции на одном из сегментов рынка). Функциональная стратегия: стратегия разработки и создания новых видов продукции, производственная стратегия (развитие производственных мощностей, уменьшение издержек и т.д.), маркетинговая стратегия, финансовая стратегия (прогнозирование финансовых показателей, оценка инвестиционных проектов), стратегия управления персоналом (увеличение привлекательности труда, оптимизация численности). Цикл развития предприятия – это последовательная смена стадий: роста, нестабильности, выживания. Этот цикл демонстрирует, что в процессе функционирования предприятия возникают ситуации, при которых в силу внешних угроз и внутренней слабости предприятия, его успешное развитие сменяется ухудшением финансово-хозяйственной деятельности. В рыночной экономике предприятие обязательно проходит первые 2 стадии, некоторые и все 3.
Или Стратегия — это заранее спланированная система действий, направленная на то, чтобы достигнуть установленных главных целей в будущем. В процессе реализации стратегия должна корректироваться в соответствии с происходящими изменениями в макро- и микросреде, а также внутри самой фирмы. В зависимости от уровня управления различают стратегии: корпоративную, деловую, функциональную и операционную. Корпоративная стратегия — это стратегия фирмы в целом. Деловая стратегия имеет своей целью установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособности фирмы на целевом рынке. Функциональная стратегия осуществляется в масштабе фирмы по выбранным функциональным направлениям: маркетингу, сбыту, персоналу, финансам и т. п. Операционная стратегия реализуется в масштабе отдельных подразделений фирмы: отдела сбыта, отдела рекламы, центров возникновения затрат и т. д. Практическое значение стратегии, позволяющей фирме выживать в жесткой конкурентной борьбе в отдаленной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей деловой среде, появление новых запросов и достаточно быстрая перемена предпочтений потребителей, возникновение новых возможностей для бизнеса, развитие сети Интернет, широкая доступность современных информационных технологий, увеличение роли человеческого фактора привели к возрастанию значения выработки научно обоснованной стратегии развития фирмы. Унифицированной стратегии для всех фирм и на все времена не существует. Каждое предприятие в своем роде уникально. Поэтому и процесс выработки стратегии на фирме или предприятии зависит от занимаемой ими позиции на целевом рынке, сложившейся динамики собственного развития, реального кадрового и производственного потенциала, особенностей поведения конкурентов, специфики производимого товара или оказываемых услуг, достигнутого уровня развития национальной экономики, культурной и социальной среды и т. д. Основоположниками теории стратегического планирования и управления считаются А. Чандлер, Питер Друкер, Майкл Портер, Игорь Ансофф, Питер Дойль, Артур Томпсон, А. Дж. Стрикленд, Филип Котлер. Основная идея теории стратегического планирования заключается в том, что только посредством постоянного совершенствования всех элементов системы менеджмента на фирме можно успешно развивать собственный бизнес в условиях достаточно жесткой конкуренции и непредсказуемых изменений как во внешней, так и во внутренней среде. Экономическая эффективность от использования систем стратегического планирования проявляется в наиболее целесообразном и наименее рискованном использовании всех видов ресурсов фирмы, повышении уровня ее конкурентоспособности и создании благоприятных перспектив постоянного и долговременного присутствия на целевом рынке (т. е. рынке, на котором фирма работает).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|