Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология внутрифирменного прогнозирования: методы принципы и логика внутрифирменного прогнозирования.




Методология – это совокупность методов и приёмов исследования, которые применяются в какой-либо науке с учётом специфики объекта его познания.

Метод прогнозирования – способ исследования объекта прогнозирования направленный на разработку прогноза.

Методология план и прогзоз-я определяет основные принципы, подходы и методы в провидении прогнозных расчетов, раскрывает логику формирования прогнозов, планов и пути их осуществления.

Принципы планирования:

  • Принцип необходимости (повсеместное и обязательное применение планов при применении любого вида трудовой деятельности)
  • Единства(разработка общего или сводного плана соц-эк развития фирмы)
  • Непрерывности(процессы планирования, организации, управления производством являются взаимосвязанными должны осуществляться постоянно и без остановки)
  • Гибкости(связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Предполагается наличие в деятельности предприятия производственных резервов. Для соблюдения этого принципа необходимо планировать объем этих резервов)
  • Точности

В советской науке были приняты 4 принципа: системность, комплексность, эффективность, оптимальность.

 

14. Предмет внутрифирменного планирования.

Предмет и продукт планирования – информация (планы, отчеты, нормативы, управленческие регламенты, маркетинговые исследование).

15. Методология внутрифирменного планирования. Предмет, объект и субъект планирования.

Объекты планирования –спрос, производство продукции или выполнение услуг, объем продаж, потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, доходы предприятия и техническое оснащение.

Субъекты – планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические центры и отделы.

Предмет и продукт планирования – информация (планы, отчеты, нормативы, управленческие регламенты, маркетинговые исследование).

Планы, прогнозы разрабатываются как в целом по фирме, так и по ее структурным подразделениям (цехам, службам, подразделениям). Бизнес-план разрабатывается для выработки стратегии предприятия, определении его финансового положения.

16. Основные характеристики стратегического, тактического и оперативного планирования на предприятии

Стратегические цели — определения в общем виде того, какой организация хочет стать в будущем; относятся более к организации в целом, чем к ее конкретным филиалам и подразделениям.

Стратегические цели часто обозначаются как официальные цели, поскольку они определяют намерения, которые организация стремится осуществить в будущем.

Стратегические планы определяют последовательность действий, этапы, посредством которых компания намерена достичь стратегических целей. Стратегические планы указывают на то, как должны распределяться организационные активы и ресурсы — денежные, человеческие, временные ресурсы и возможности, — чтобы достичь целей. Эти планы являются долгосрочными и могут определять этапы деятельности компании на срок от двух до пяти лет. Стратегические планы разрабатываются для того, чтобы организация за этот период превратила цели в реальность.

Результаты, к которым стремятся головные филиалы и подразделения компании, называются тактическими целями. Их устанавливают менеджеры среднего звена, и они определяют, что должно делать головное подразделение бизнеса, чтобы организация достигла своих общих целей.

Тактические планы разрабатываются, чтобы способствовать выполнению крупных стратегических планов и реализации конкретной части корпоративной стратегии. Тактические планы обычно имеют более короткий горизонт, чем стратегические — на следующий год или около того. В коммерческих организациях тактические планы определяют, что должны делать крупные отделения и структурные единицы, чтобы был реализован организационный стратегический план. Обычно в задачу менеджеров среднего звена входит анализ стратегических планов и разработка конкретных тактических планов.

Конкретные результаты, ожидаемые от отделов, рабочих групп и сотрудников, называются оперативными целями. Они измеримы и поддаются точной оценке. Оперативные планы разрабатываются на более низком уровне организации, чтобы определить конкретные действия, необходимые для достижения оперативных целей и реализации тактических планов. Эти планы описывают то, как могут быть достигнуты цели, имеющие точное количественное выражение.

Важную роль в оперативном планировании играют графики работы. Они определяют точное количество времени, необходимое для достижения каждой оперативной цели, которая подчиняется тактическим и стратегическим целям. Оперативное планирование должно быть строго привязано к бюджету, поскольку для обеспечения каждого вида деятельности необходимо точное распределение ресурсов. Основным принципом составления оперативных планов является экономичность, которая определяет буквально все — от приема на работу новых торговых представителей до транспортных расходов.

 

17. Сущность и функции стратегического планирования деятельности предприятия. Роль стратегического планирования в деятельности предприятия.

Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.

Функции:

1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределения ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между раз­личными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию- приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции - приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы.

3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределении функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т.п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.

 

Ключевые моменты стратегического планирования:

· стратегия разрабатывается высшим руководством;

· стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными;

· стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения;

· планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.

 

18. Базисные стратегии внутрифирменного планирования, их основные характеристики, элементы их выделения в отдельные группы.

Термин «стратегия» происходит от греческого слова strategos, которое переводится на русский язык как «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин достаточно широко вошел в обиход многих специалистов, а также в теорию и практику современного менеджмента.

Целью разработки стратегии развития фирмы является выявление главных направлений дальнейшего ее функционирования на основе максимального использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала и с наиболее полным учетом влияния микро- и макросреды.

Формирование стратегий:

Общая стратегия: стратегия стабильности, стратегия роста и развития, стратегия сокращения.

Конкурентная стратегия: преимущество в размере издержек на производство, дифференциация (создание продукта или услуги с уникальными свойствами), фокусирование (сосредоточение реализации продукции на одном из сегментов рынка).

Функциональная стратегия: стратегия разработки и создания новых видов продукции, производственная стратегия (развитие производственных мощностей, уменьшение издержек и т.д.), маркетинговая стратегия, финансовая стратегия (прогнозирование финансовых показателей, оценка инвестиционных проектов), стратегия управления персоналом (увеличение привлекательности труда, оптимизация численности).

Цикл развития предприятия – это последовательная смена стадий: роста, нестабильности, выживания. Этот цикл демонстрирует, что в процессе функционирования предприятия возникают ситуации, при которых в силу внешних угроз и внутренней слабости предприятия, его успешное развитие сменяется ухудшением финансово-хозяйственной деятельности. В рыночной экономике предприятие обязательно проходит первые 2 стадии, некоторые и все 3.

Стратегии Стадия рынка развития предприятия Основные средства реализации
рост Увеличение объема продаж, увеличение производства
  1. Проникновение на рынок
  2. Развитие рынка
  3. Разработка товара, продукта
  4. Диверсификация
стабилизация Падение объемов продаж, уменьшение прибыли
  1. Экономия (материалов, рабочей силы, финансов)
  2. Структурная перестройка (сокращение накладных расходов)
выживание Угроза банкротства Перестройка всех сфер деятельности (планирования, маркетинга и т.д.)

Или

Стратегия — это заранее спланированная система действий, направленная на то, чтобы достигнуть установленных главных целей в будущем. В процессе реализации стратегия должна корректироваться в соответствии с происходящими изменениями в макро- и микросреде, а также внутри самой фирмы.

В зависимости от уровня управления различают стратегии: корпоративную, деловую, функциональную и операционную.

Корпоративная стратегия — это стратегия фирмы в целом.

Деловая стратегия имеет своей целью установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособности фирмы на целевом рынке.

Функциональная стратегия осуществляется в масштабе фирмы по выбранным функциональным направлениям: маркетингу, сбыту, персоналу, финансам и т. п.

Операционная стратегия реализуется в масштабе отдельных подразделений фирмы: отдела сбыта, отдела рекламы, центров возникновения затрат и т. д.

Практическое значение стратегии, позволяющей фирме выживать в жесткой конкурентной борьбе в отдаленной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей деловой среде, появление новых запросов и достаточно быстрая перемена предпочтений потребителей, возникновение новых возможностей для бизнеса, развитие сети Интернет, широкая доступность современных информационных технологий, увеличение роли человеческого фактора привели к возрастанию значения выработки научно обоснованной стратегии развития фирмы.

Унифицированной стратегии для всех фирм и на все времена не существует. Каждое предприятие в своем роде уникально. Поэтому и процесс выработки стратегии на фирме или предприятии зависит от занимаемой ими позиции на целевом рынке, сложившейся динамики собственного развития, реального кадрового и производственного потенциала, особенностей поведения конкурентов, специфики производимого товара или оказываемых услуг, достигнутого уровня развития национальной экономики, культурной и социальной среды и т. д.

Основоположниками теории стратегического планирования и управления считаются А. Чандлер, Питер Друкер, Майкл Портер, Игорь Ансофф, Питер Дойль, Артур Томпсон, А. Дж. Стрикленд, Филип Котлер.

Основная идея теории стратегического планирования заключается в том, что только посредством постоянного совершенствования всех элементов системы менеджмента на фирме можно успешно развивать собственный бизнес в условиях достаточно жесткой конкуренции и непредсказуемых изменений как во внешней, так и во внутренней среде. Экономическая эффективность от использования систем стратегического планирования проявляется в наиболее целесообразном и наименее рискованном использовании всех видов ресурсов фирмы, повышении уровня ее конкурентоспособности и создании благоприятных перспектив постоянного и долговременного присутствия на целевом рынке (т. е. рынке, на котором фирма работает).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...