Использование межотраслевого баланса и СНС при прогнозировании отраслевой структуры экономики
Межотраслевой баланс (МОБ) представляет собой инструмент анализа и прогнозирования структурных взаимосвязей в экономике. Метод его построения состоит в двойственном рассмотрении различных отраслей и секторов экономики: с одной стороны, как потребляющих продукцию, с другой - как выпускающих те или иные виды товаров и услуг для собственного потребления и нужд других отраслей экономики. Межотраслевой баланс - это «шахматная таблица» отраслей, в которой по вертикали показываются материальные затраты на производство продукции определенной отрасли хозяйства, по горизонтали - количество продукции, переданное из данной отрасли в другие на производственные нужды (промежуточный продукт), а также конечное потребление продукции отраслью. Используя эти данные, можно определить удельные затраты какого-либо ресурса на выпуск конечного продукта. Для этого выбранный показатель столбца или строки делится на величину валового продукта. В мировую экономическую мысль эта модель вошла из публикаций Василия Леонтьева, известного американского экономиста русского происхождения. В. Леонтьев создал научно обоснованный метод «затраты-выпуск», который позволяет анализировать межотраслевые связи в национальном хозяйстве и определять возможные направления оптимизации отраслевой структуры. За это научное достижение ему была присуждена Нобелевская премия. Система национальных счетов - есть адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.
В основе СНС лежит использование статистического межотраслевого баланса. Современная СНС представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС стала международным руководством для национальных статистических служб. Она содержит более 500 различных стандартных счетов, которые дополняются 25 вспомогательными таблицами. 8. Международная практика финансового планирования (государственное? Описала финансовый план) В условиях рыночной экономики повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие предприятия. Бизнес не может рассчитывать на процветание, не разрабатывая финансовых планов и не контролируя их выполнение. В развитых странах планирование — один из важнейших инструментов регулирования хозяйства. Государственный бюджет представляет собой план финансовой деятельности органов государственной власти (в масштабах страны ее регионов) на определенный период, представленный в структуре доходов и расходов. Почти во всех странах бюджет составляется на год. Однако в современных условиях, когда все более остро встают проблемы контроля за дефицитом государственного бюджета, выбора разумной финансовой политики в быстро меняющемся экономическом контексте, правительства многих развитых стран существенно реформировали бюджетный процесс. Одним из направлений этого реформирования стал переход на многолетний финансовый план. В настоящее время эта практика получила уже достаточно широкое распространение во всем мире, по существу становясь общепризнанным стандартом в области управления общественными финансами. Богатый опыт многолетнего бюджетного планирования накоплен в странах Западной Европы — Германии, Англии, Австрии, странах Британского Содружества, США. В последнее время на внедрение этой практики ориентировались и многие развивающиеся страны, в том числе страны Восточной Европы, в частности Венгрия, Чехия.
Несмотря на то, что бюджет по-прежнему имеет годовую перспективу, его рассматривают в более широком контексте. Необходимо иметь четкое заявление об общих целях налогово-бюджетной политики и ее устойчивости на более продолжительный период времени. В бюджетной документации должно быть отражено, как годовой бюджет центрального правительства согласуется с более общими целями государства в области государственных финансов или финансов государственного сектора, а также с целевыми показателями дефицита и долга на более долгосрочную перспективу. Главной особенностью многолетнего финансового плана является присутствие в нем оценок ожидаемых доходов и расходов на перспективу. Многолетние оценки могут способствовать совершенствованию бюджетного процесса по целому ряду направлений. Во-первых, показатели многолетнего финансового плана могут просто отражать будущую ситуацию с государственными финансами при том условии, что текущая налоговая политика и политика бюджетных расходов в будущем останутся такими же, как и сегодня. В этом смысле показатели многолетнего финансового плана могут служить своего рода системой раннего обнаружения таких мер или решений, которые несовместимы со среднесрочной финансовой стратегией руководства. Во-вторых, показатели многолетнего финансового плана могут задаваться таким образом, чтобы достигались определенные цели, например, чтобы бюджетный дефицит не превышал определенного уровня или налоговое бремя не превышало некоторого потолка. В-третьих, использование многолетних оценок может придать бюджетному процессу стабильность и преемственность, поскольку исходной точкой, с которой начинается процесс формирования бюджета на следующий год, становятся прогнозы расходов. Этот метод бюджетного планирования, использующий ранее полученные прогнозные оценки в качестве основы для формирования бюджета предстоящего года, часто называют «скользящим бюджетом», поскольку прошлогодний прогноз как бы смещается на один год вперед в процессе подготовки бюджета очередного года.
В-четвертых, многолетние оценки доходов и расходов можно использовать в качестве средства, позволяющего усилить прозрачность и эффективность процесса распределения бюджетных ресурсов. Многолетние бюджетные оценки, которые строятся в ходе бюджетного процесса в Соединенных Штатах, служат системой раннего обнаружения, сигнализирующей о том, что те или иные решения несовместимы с фискальной стратегией государства (например, не отвечают задаче снижения бюджетного дефицита). В США федеральный бюджет формируется на один год вперед, но он включает ряд многолетних составляющих. Самая главная из них это многолетние ассигнования по некоторым проектам капитальных вложений. Кроме того, в федеральный бюджет включаются две группы оценок доходов и расходов на предстоящий бюджетный год плюс еще четыре года. Одна из них отражает ожидаемые доходы и расходы на несколько лет вперед исходя из предположения, что текущая политика правительства останется без изменений, а другая — доходы и расходы в том случае, если правительство примет еще не принятые, но уже предложенные решения. Кроме федерального правительства многолетним бюджетным планированием занимаются также и многие штаты, например, разрабатывают и принимают двухлетние бюджеты. Германия строит многолетний бюджет в контексте интегрированного среднесрочного финансового плана, чтобы достигались определенные стратегические цели фискальной политики. При этом в немецком подходе показатели многолетнего бюджета используются и как основа для скользящего бюджета, и как система раннего обнаружения. Германский подход к многолетнему бюджетному планированию своими истоками восходит к немецкой системе «кооперативного федерализма». В конце 1960-х гг. в Германии была проведена серия конституционных и бюджетных реформ, определивших официальные принципы взаимодействия — «кооперации» — между федеральным правительством и субфедеральными органами власти по вопросам проведения на каждом уровне такой фискальной политики, которая соответствовала бы задачам стабилизации цен, устойчивого экономического роста, сбалансированной внешней торговли и низкой безработицы. Для решения всех этих задач принимается специальная государственная программа, в которой устанавливаются конкретные целевые ориентиры фискальной политики, такие как определенные предельные темпы роста государственных расходов или предельно допустимый размер бюджетного дефицита.
В Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Великобритании многолетний финансовый план используется главным образом в качестве средства усиления прозрачности и эффективности распределения бюджетных ресурсов, однако используемые этими странами подходы позволяют также проводить среднесрочную фискальную политику и обеспечивать стабильность и преемственность бюджетного процесса. В Великобритании, как и в Германии, тоже формируется многолетний план государственных расходов. Однако в отличие от Германии здесь не разрабатывается многолетний план доходов. Хотя план по доходам охватывает только один год, прогнозные оценки доходных поступлений строятся на весь четырехлетний период, который составляет горизонт многолетнего бюджета в этой стране. Это позволяет правительству рассматривать обе стороны бюджета в многолетнем контексте. На основании среднесрочного экономического прогноза и государственной фискальной стратегии Казначейство Великобритании устанавливает агрегированные лимиты расходов на многолетний период (предстоящий год плюс еще три) и лимиты в разбивке по министерствам на тот же период. В рамках этих многолетних лимитов линейные министерства разрабатывают свои многолетние планы расходов. Эти планы расходов являются «скользящими» — спустя год они используются в качестве исходной точки в процессе подготовки бюджета на предстоящий год, т. е. на их основе разрабатывают лимиты расходов в бюджетном процессе следующего года. 9. Взаимосвязь между прогнозированием и планированием В менеджменте, обычно, не выделяют место под отдельную функцию «прогнозирование». Если прогнозирование и упоминается, то в составе функции планирования. Хоть это и не совсем верно, но, всё равно, прогнозирование и планирование взаимосвязаны. Более того, в рыночных условиях планирование без прогнозирования неэффективно.
Планирование носит директивный характер (план необходимо исполнять). Прогнозирование носит информационный (консультативный) характер. Чаще всего, объектом прогнозирования выступает совокупность организации и внешней среды. Объектом планирования является только деятельность организации. Естественно, что планировать деятельность конкурентов, органов государственной власти, потребителей не имеет большого смысла, так как у руководства организации нет возможности напрямую управлять их действиями. Прогнозирование может осуществляться на более длительный срок по сравнению с планированием. Планирование на предприятии осуществляется на год. В случае, когда на предприятии внедрено стратегическое планирование, дополнительно разрабатывается план на несколько лет. Планирование на более длительный срок нецелесообразно. Срок прогнозирования неограничен. Прогноз, по сравнению с планом, менее детализирован. Цель прогноза – дать общее представление о перспективах развития социально-экономической системы в будущем. Часто для этого достаточно нескольких ключевых показателей. План же разрабатывается по кварталам или месяцам, в разрезе структурных подразделений, в разрезе статей затрат, по видам продукции, с выделением ответственных за выполнение и т. д. Прогнозы предшествуют планированию и в значительной степени обеспечивают его высокое качество, т.к. цели прогнозирования и планирования практически одинаковы, а различаются они только временными параметрами, полнотой и достоверностью исходных данных и, соответственно, степенью вероятности. Прогнозы и планы тесно связаны между собой на основании прогнозов с учетом изменившейся ситуации, на базе уточненных исходных данных разрабатывают планы, которые и являются руководством к действию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|