Раздел I. Опыт обустройства жизни на православном приходе
Раздел I. ОПЫТ ОБУСТРОЙСТВА ЖИЗНИ НА ПРАВОСЛАВНОМ ПРИХОДЕ
Епископ Обуховский Иона: «Полюбить прихожан как своих детей» («Журнал Московской Патриархии», № 3, март 2013 года)
Церковная жизнь являет нам примеры дружных, крепких приходов. Викарий Киевской Митрополии епископ Обуховский Иона (Черепанов) уже более пятнадцати лет является наместником одного из самых известных в Киеве монастырей. Кроме всего прочего, славится Троицкая Ионинская обитель монолитной общиной, в которой выросло не одно поколение христиан. «Всё в руках настоятеля, – уверен епископ Иона. – Надо захотеть стать настоящим отцом для своих прихожан и полюбить их как собственных детей». Для этого необходимы усилия и труд, ведь дети, как известно, бывают разные. От чего зависит, будет ли приход дружным, и какая в этом роль настоятеля и прихожан – делится опытом епископ Иона.
Ваше Преосвященство, об Ионинском монастыре сами прихожане говорят, что здесь царит доброжелательная атмосфера, но вместе с тем – дисциплина и порядок. Как удаётся это совмещать? – Приходят на ум слова профессора Преображенского, которыми он объяснял доктору Борменталю секрет своего успеха в общении с их подопечным. О том, что ласка – единственный способ, который возможен в обращении с живым существом… А если серьёзно, то наш современник, знаменитый старец Иосиф Афонский в своих посланиях писал о том, что «так как человек создан разумным и кротким, то исправляется несравненно лучше любовью и кротким обращением, нежели гневом и грубостью». На мой взгляд, порядок в храме может быть достигнут только тогда, когда пастырь будет воспринимать себя не как человека, осуществляющего высокую духовную миссию, а, в первую очередь, как отца семейства. Ведь всё‑ таки мы – единая семья во Христе, живём одними чаяниями – «жизни будущего века». И если есть стремление у священника быть отцом для своей паствы, то и к прихожанам он постарается относиться соответственно – как к своим детям.
А дети бывают самые разные. Есть послушные, покладистые, которым вообще не нужно ничего говорить, они поступают, вдохновляясь примером родителей. Есть такие, которые живут будто сами по себе, пытаются самовольничать – особенно это касается переходного возраста. Есть дети, укоренившиеся в каких‑ то пагубных привычках, например, если у родителей не было времени ими заниматься. Часто они достигают такой степени распущенности, что направить их в какие‑ то определённые рамки уже довольно сложно. Есть дети, которые ведут себя неправильно в силу того, что не знают, собственно, как нужно поступать. Когда они сталкиваются с какими‑ то непредвиденными ситуациями, то делают ошибки не злонамеренно, не из вредности, а просто по незнанию. И мне кажется, каждому священнику было бы хорошо вести себя как в ситуации с этими детьми. Если дети разумные, то им достаточно личного примера. Вообще очень важно, чтобы священнослужитель был примером для прихожан. Ведь Господь Иисус Христос сказал: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем» (Мф. 5, 19). То есть сначала нужно сотворить, а потом уже научить. Если нравоучения священника, его наставления не оторваны от реальной жизни, а подтверждаются его собственными поступками, тогда они будут действенны… Если дети самовольничают, нужно понять, почему они это делают. Мы знаем, что в советское время люди были как «овцы, не имущие пастыря» (Мф. 9, 36). Действующих храмов, служащих священников было немного, и у священнослужителя физически не хватало времени, чтобы уделить его беседе с каждым прихожанином. Люди не могли получить ответы на свои вопросы, пообщаться с пастырем, да и литературы, которая помогала бы им двигаться по духовному пути в правильном русле, тоже не было.
Священнику нужно проявить очень много усердия, трудов, чтобы прихожан, которые привыкли жить по своей воле, приучить к дисциплине и послушанию. Чтобы авторитет духовного родителя для таких детей был непререкаемым и слушались бы они, в первую очередь, священника‑ отца, а не каких‑ нибудь «друзей с улицы». Есть сложные случаи, когда дети укоренились в пагубных привычках. Люди, начинающие ходить в храм, часто жалуются на так называемых церковных ведьм, по меткому выражению отца Андрея Кураева. То есть на тех женщин, преимущественно пожилого возраста, которые с пылом, с жаром бросаются наставлять, поучать, одёргивать новоначальных. По моему мнению, поступают они так от крайней необразованности. Если человек живёт не слухами и сплетнями, услышанными от знакомых или псевдостранников, а читает святителей Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), преподобного Иоанна Лествичника и, конечно же, Евангелие, то он будет совсем иного духа. Те же, кто любит делать замечания, – люди в основном невежественные и о православии имеющие весьма расплывчатое представление. И здесь пастырю нужно быть достаточно чутким и внимательным. Надо найти слова и донести мысль, что прихожанам не следует друг друга поучать. Есть прихожане, которые не знают этого. Они готовы воспринимать информацию, готовы впитывать её. С ними нужно работать – рассказывать, объяснять, подсказывать. И тогда будет результат.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|