«Преподобный Иона незримо своими молитвами вразумляет и наставляет приходящих в наш храм» (Портал «Православие в Украине», 8 октября 2010 года)
Мы столько говорим о дисциплине и о том, как её организовывать… А как сдружить приход? От чего зависит, станут ли прихожане друг для друга второй семьёй – братьями и сёстрами во Христе? – Вопрос сложный. У нас как‑ то сразу сложилось, что прихожане стали общаться между собой. Могу сказать, что очень объединяет совместный труд на благо прихода. Воцерковляясь, человек, как правило, испытывает огромную благодарность к Богу, любовь к Его Святой Церкви, и ему очень хочется в какой‑ то форме это проявить. Но как это сделать? Есть при храмах те, кого называют «церковный актив» – свечницы, лавочницы и другие трудники. Они живут своим довольно замкнутым кругом, в то время как остальные являются «просто прихожанами» и бывают в храме в основном только во время богослужений. Поэтому важно дать людям возможность потрудиться для Церкви. Например, в нашем монастыре довольно длительное время велась реставрация после десятилетий страшного запустения в годы безбожия. И бывали такие случаи, когда нужно было помогать выносить из храма мусор, делать перед праздниками генеральные уборки. После службы объявлялось: кто имеет возможность, пожалуйста, придите на такое‑ то время, будет уборка храма, территории и подготовка к празднику. И приходило много людей, которые хотели деятельно проявить свою любовь к Церкви. Совместный труд сближает, люди знакомятся, общаются, впоследствии начинают ходить друг к другу в гости. В этот круг общения вовлекаются и их знакомые. И таким образом, приходя в храм, верующие видят уже не безликую серую массу, а своих собратьев во Христе, живущих духовной жизнью, какими‑ то радостями и проблемами. Они уже предстоят Господу единым церковным организмом.
Но в этом кроется и опасность – когда общение превращается в «клуб по интересам», и люди уже идут в храм пообщаться не с Богом, в первую очередь, а с кругом своих знакомых. Однако одно не исключает другое: если человек идёт молиться Богу, то вполне возможно и его общение с братьями и сёстрами во Христе. Есть ещё такой «сдруживающий» элемент – чаепития после службы. Кто должен позаботиться о том, чтобы их организовать? И какая инициатива от мирян приемлема в организации внебогослужебной жизни на приходе? – Могу рассказать о нашем опыте. Ионинский монастырь стал одним из первых в Киеве, где была устроена чайная для прихожан. Чтобы по окончании богослужения люди могли попить чай или кофе с плюшками и таким образом продолжить общение. Надо сказать, что это была не столько наша инициатива, сколько поддержание уже сложившейся традиции. Не желая сразу после службы расходиться, окунаться в мирскую жизнь, в стремлении как можно дольше оставаться на территории монастыря и общаться с единомышленниками‑ христианами, наши прихожане брали с собой «тормозки» – чай в термосах, бутерброды и после службы располагались неподалёку от храма, трапезничали, общались. Когда мы стали реконструировать старинную башню часов, то решили в первом ярусе сделать чайную. Теперь уже при ней сложилась традиция, что люди после службы не расходятся, общаются, знакомятся, обсуждают какие‑ то книжные новинки, договариваются о совместных поездках к святыням или же о консультациях и помощи в той отрасли, где человек работает – медицина, юриспруденция и прочее. То есть происходит живое общение. При этом общаются не только взрослые, но и дети, что тоже немаловажно. Потому что зачастую дети из православных семей чувствуют себя в светской среде в некоторой степени изгоями. Они видят, что их сверстники живут совершенно другими интересами, а здесь, общаясь с ровесниками на территории храма, они понимают, что не одни они такие, есть те, у кого одинаковые с ними ценности.
Что касается инициативы, то у нас в монастыре всегда была негласная установка – поддерживать все добрые начинания прихожан. Есть прекрасная пословица: невольник – не богомольник. Когда добрые дела делаются от чистого сердца и с радостью, то всё будет качественно и успешно. В таком случае наша задача – поддержать. Если Богу не угодно, то всё само разрушится. А если дело Божье, то оно обязательно разовьётся и укрепится. Взять, к примеру, нашу воскресную школу. Опять же, это инициатива и желание прихожан, которые хотели, чтобы их дети, приходя в храм, получали какие‑ то основы христианских знаний. Вначале она была сравнительно небольшой, сейчас насчитывает более ста учеников. Причём школа делится на несколько возрастных групп, с которыми занимаются отдельные преподаватели. В рамках воскресной школы возникла замечательная идея, которая в настоящее время воплощена уже во многих храмах. Бывают случаи, когда особо ревностная мама приводит ребёнка на всю Литургию. А он такого возраста, что ещё не понимает необходимости присутствия в храме так долго. Всю службу на него шипят, одёргивают, чтобы не бегал, не прыгал и не шалил. Он не понимает, ради чего это делается, а видит только запреты. Обоснованность этих запретов ему пока ещё неведома. В итоге к причастию ребёнка подводят издёрганным, замученным, озлобленным. Понятно, что, повзрослев, он навсегда запомнит, что храм – это место, где над ним издеваются, не дают пошевелиться, лишают свободы. А у нас есть такая «опция», что родители с детьми трёх‑ пяти лет, приходя на Литургию, оставляют своих чад в специальном помещении, куда проведена трансляция богослужения. Во время Литургии под присмотром кого‑ то из родителей малыши там рисуют, что‑ то мастерят, учат стихотворения, а когда звучит Херувимская или Евхаристический канон, звук делается громче, они прерывают свои дела и в несколько этих важных минут молятся и внимают богослужению. Причём им объясняют, что именно на службе в данный момент происходит. На причастие их выводят организованно, и, как говорится, на таких детей любо‑ дорого посмотреть. Они подходят к Чаше улыбающиеся, радостные: они наобщались со своими сверстниками, наигрались, с интересом и пользой провели время. После причастия их так же организованно уводят обратно для чаепития со сладостями. Таким образом, ребёнок не устаёт на службе, он знает, в какие важнейшие моменты богослужения нужно усердно молиться, и в то же время не переутомляется. От пребывания в храме у него остаются радостные ощущения.
Вот такая очень хорошая инициатива была высказана со стороны наших прихожан, мы её поддержали, и, как видите, всё сложилось удачно. Значит, инициаторами мероприятий – от воскресной школы до адресной поддержки пожилых прихожан и инвалидов – могут выступать сами верующие? А задача настоятеля и духовенства – поддерживать благие начинания? – Хотел бы обратить внимание, что настоятель храма ещё иначе называется пастырем, то есть пастухом. Не овцы пасут пастыря, а пастырь следит за стадом Христовым. На приходе всё делается по инициативе настоятеля, при его поддержке и под его контролем. Но если есть желание и добрая воля прихожан делать что‑ то полезное, и настоятель видит возможность такое начинание поддержать, то почему бы и нет. Надо ли в Церковь привлекать? Должны ли миряне что‑ либо делать для этого – проповедовать среди своих знакомых и всячески приглашать в храм? Или просто жить и дружить, ничего специально не делая для воцерковления своих родных, друзей и знакомых? – Здесь, мне кажется, всё зависит от дарований, которые Господь даёт каждому человеку по Своей благодати. Кто‑ то может привлекать людей просто своим смиренным житием. Мы знаем примеры в истории, когда один человек, живя тихо, смиренно, спокойно, не стремясь ни к какой популярности, получал всемирную известность. Например, преподобный Серафим Саровский. Он удалился в глухомань, но стал известен всему православному миру. Есть люди, одарённые словом, которые могут так ярко рассказать о Христе и так зажечь сердца, что те, кто их слушает, воодушевляются и приходят в храм.
На мой взгляд, в отношении собственной проповеди нужно помнить несколько правил. Одно из них, святоотеческое: не говори, не будучи спрошенным. Есть ещё и другое правило, апостольское: вопрошающим мы должны дать ответ о нашем уповании со всяким благоговением и кротостью. Соответственно, если человек спросит вас о чём‑ то христианском, о том, что касается нашего спасения, то нужно ему ответить. Но очень важно и даже необходимо перед тем, как отвечать, помолиться про себя хотя бы краткой молитвой: «Господи, вразуми меня помочь этому человеку! » или «Господи, дай мне правильные слова, мысли, чтобы я смог рассказать о Тебе и о вере». И ещё, на мой взгляд, необходимо всегда жить так, чтобы во всех случаях нашей жизни быть христианином. Есть замечательная книга архимандрита Херувима «Из удела Божией Матери». Она о том, как греческий юноша пришёл на Афон и поступил на послушание к одному очень строгому старцу. Один из братьев обители его наставлял так: если ты монах, то ходи как монах, веди себя как монах, разговаривай как монах, молись как монах, одевайся как монах, чтобы в каждом шаге ты поступал как монах. Так же и христианин должен во всех случаях своей жизни вести себя как христианин, поступать как христианин, говорить как христианин, в нужные моменты молчать как христианин, когда нужно – ответить как христианин. Всегда, во всех моментах жизни нужно быть христианином. Это самая действенная и самая главная проповедь – когда слова не расходятся с делом. Нет ничего страшнее и нет ничего хуже той проповеди, которая или не подкрепляется личным примером, или, что ещё хуже, когда личный пример является для проповеди ярчайшей антииллюстрацией. Вот этого нужно бояться и избегать всеми силами. Вы упомянули о том, что Ваш храм исполняет функции прихода. Братия не ропщет? Когда люди уходят в монастырь, они жаждут уединения, а здесь получается такая многолюдность… – Человек сам выбирает место, где он будет жить. Есть замечательная украинская пословица: «Бачили очi що купували, тепер їжте, хоч повилазьте! » Выбирая монастырь, человек видит, куда идёт. Если это обитель, расположенная в центре столицы, с огромным количеством прихожан, то вряд ли здесь можно будет найти афонское уединение. И наоборот, если это пустынный скит, то там наверняка не будет возможности вести бурную миссионерскую деятельность. С другой стороны, есть своя сложность и в жизни в городских монастырях. Здесь нужно прилагать все усилия, чтобы на тебе исполнились слова: «Свет мирянам – иноки, свет инокам – Ангелы». Братии всей своей жизнью нужно являть образец, чтобы человек видел благие примеры и имел перед глазами правильные духовные ориентиры.
Есть заповедь Христа: «Свет ваш да светит перед людьми так, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Это является своеобразной инструкцией для каждого из нас. Нельзя сказать в какой‑ то момент, что вот, я свечу миру и своим светом привожу людей ко Христу. Если кто‑ то так думает, то у него большие проблемы с духовной жизнью. Нужно понимать, что ты очень далёк от этого идеала, и ещё нужно приложить много усилий, чтобы хоть чуть‑ чуть приблизиться даже не к свету, а хотя бы к мерцанию во Христе. Беседовала Юлия Коминко
«Преподобный Иона незримо своими молитвами вразумляет и наставляет приходящих в наш храм» (Портал «Православие в Украине», 8 октября 2010 года)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|