Ионинский монастырь находится на территории Ботанического сада, в центре Киева. Как на монастырь влияет окружающая городская жизнь?
Ионинский монастырь находится на территории Ботанического сада, в центре Киева. Как на монастырь влияет окружающая городская жизнь? – Ещё до революции городские монастыри имели свою специфику. Ведь были обители пустынно‑ аскетичные, такие как Глинская, Нило‑ Сорская пустыни и многие другие, которые находились в удалении и уединении. Там царил сосредоточенный образ жизни и образ делания. Но были монастыри и городские, которые, скорее, были центрами духовного окормления верующих. Потому исторически сложившаяся градация существует. Все читали жизнеописания преподобных и знают, что специфичное для монаха служение есть молитва о себе, молитва обо всём мире, плач о своих грехах, но поделия бывают разные. У одних поделием является сельское хозяйство, физический труд, у других – издательская деятельность, просвещение, образование, у третьих – миссионерство, проповедничество. Так и каждый монастырь имеет более‑ менее ярко выраженное направление деятельности. Так было до революции, так есть и сейчас. Наш монастырь находится в мегаполисе, в столице Украины, и, действительно, мир окружает нас со всех сторон. Но человек, который избирает монашеский путь, должен определить: что он ждёт от монастыря? Если его люди раздражают и он желает максимально сосредоточиться, то не стоит выбирать столичные обители. Наверное, более разумным будет выбрать уединённое место, где будут условия для аскезы, углубления в себя. Если же человек идёт в городской монастырь, то ему нужно быть готовым к тому, что придётся ежедневно сталкиваться с людьми, быть на виду, общаться, по мере сил стараться им помочь. Есть известная пословица: свет мирянам иноки, свет инокам Ангелы. Многим мирянам для укрепления сил достаточно посмотреть на людей, которые стремятся жить ради Господа, отречься от мира и страстей, чтобы и самим постараться стать лучше, очиститься.
Но ведь не все люди желают смотреть на монахов, чтобы получить духовную поддержку. Есть, наверное, и много скептиков, которые приходят в монастырь как в музей, с туристическими целями? – Последние лет десять наша братия не сталкивается с проявлениями враждебности или скептицизма. Это результат того, что православие сейчас имеет возможность развиваться и быть представленным в информационном пространстве. Люди всё больше узнают о монастырях и том, ради чего люди в монастырях живут. Когда‑ то, в 1990‑ х, действительно в Лавру приходили люди с определённой долей скептицизма, задавали провокационные вопросы. Но братия как‑ то с юмором на это реагировала. Главное – отвечать с расположением и любовью, тогда люди видят, что их усилия успехом не увенчиваются и задумываются о том, уместны ли были заданные ими вопросы. Вы говорили о разнице послушаний для пустыней и городских монастырей. Можно ли говорить в этом случае и о различном монашеском подвиге? Есть ли вообще какой‑ то особенный современный монашеский подвиг? – Обеты, изложенные в чинопоследовании монашеского пострига, для всех монахов одинаковы. Обещания жить целомудренно, соблюдать послушание священноначалию, в постничестве пребывать – одни и те же для любого монастыря. И монах – как солдат: дал присягу – и себе уже не принадлежит, он принадлежит Церкви. Потому ему нужно трудиться, чтобы не было больно «за бесцельно прожитые годы». Если Господь призвал на этот путь, то нужно терпеть те послушания, которые приходится нести в городе или в другом месте. Особой разницы нет: куда Господь призвал, на том месте и трудись. У многих людей, которые читали книги о древнем монашестве, патерики, в представление о монашестве не укладывается то, что они видят иноков, ездящих в автомобилях, отвечающих на вопросы через интернет, проводящих встречи с молодёжью, живущих в бытовом плане в достаточно цивилизованных условиях. Как современные условия жизни можно сопоставить с древностью?
– Нужно воспринимать предание Церкви, не выхватывая узкий временной участок, а смотреть более широко. Если смотреть на жизнь первых монахов времён Антония Великого, то тогда было полное самоотречение, уход от мира. Но можно вспомнить монахов более позднего времени, которые жили вокруг Константинополя и даже внутри этого мегаполиса. Можно взять и более близкие нам примеры. В Средние века на Руси существовали некоторые разделения. Например, полемика между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским. Иосиф Волоцкий занимался практически тем же самым, что делают современные городские монастыри, только что средства коммуникации были несколько архаичны. Он вёл полемику, отстаивал интересы Церкви – то есть занимался всем тем, чем и ныне живут столичные монастыри. Влияет ли на монашеский подвиг то, что некоторым из братии приходится управлять большими и сложными проектами, требующими постоянного контроля, долгосрочного планирования? У них плотный график работы и не всегда есть возможность ежедневно посещать богослужения. Как им быть? – Главный враг монаха – праздность. Молитва – это и дар, и подвиг. Мало кто умеет в наше время молиться. Если человек не стяжал настоящей молитвы, а стяжавших в наше время единицы, нужно обязательно быть занятым, чтобы в голову не лезла всякая чушь и не тянуло на ненужные «подвиги». У человека, когда он сильно загружен на послушаниях, не остаётся сил и времени на развлечения и мирские утешения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|