Если в храме не причащают на Рождество (Портал «Православие в Украине», 4 января 2014 года)
Если в храме не причащают на Рождество (Портал «Православие в Украине», 4 января 2014 года)
В некоторых православных храмах сложилась традиция не причащать прихожан на праздничном рождественском или пасхальном богослужениях. В «праздники праздников» и «торжества торжеств» люди остаются без причастия. Является ли такая практика в Церкви общепринятой? Правильно ли это с точки зрения церковного вероучения? – Подобная практика уходит корнями в так называемый Синодальный период Русской Церкви, когда Церковь возглавлялась не Патриархом, а Святейшим правительствующим синодом, в состав которого входили как духовные, так и светские люди, с обер‑ прокурором, назначавшимся императором, во главе. Сама Православная Церковь называлась тогда Ведомством православного исповедания, и все граждане Российской империи православного исповедания (кстати, в паспорте была графа не «национальность», а именно «вероисповедание») были обязаны один раз в году исповедоваться и причащаться. Каждый человек был приписан к конкретному приходу и был обязан исповедоваться и причащаться в своём приходе. Всё фиксировалось в особых храмовых книгах. При этом люди, которые вели духовную жизнь, исповедовались и причащались достаточно регулярно. Так, мы знаем, какие духовные поиски были у молодого Игнатия Брянчанинова, какую жизнь вели духовные чада оптинских старцев. Но у основной массы граждан Российской империи глубоко засело в голове, что исповедоваться и причащаться нужно раз в году, что, собственно, все и делали – в период Великого поста. В остальное время года причащаться было не принято. В советское время, как мы знаем, в Церкви остались люди только неравнодушные, которые были готовы заплатить за исповедание своей веры свободой, а зачастую даже жизнью. Все номинально православные отсеялись.
Естественно, оживилась литургическая жизнь. Но возникла другая проблема: на двунадесятые и самые значимые праздники, такие как Рождество и Пасха, в храмы приходило огромное количество людей. Среди них были не только воцерковлённые, постоянные прихожане, но и достаточно много зевак. Зачастую в такие дни люди буквально ломились в храмы – кто из праздного любопытства, кто из любопытства, связанного с поиском смысла жизни, а кто и просто, чтобы насолить и навредить верующим. И когда начиналось причастие, то к Чаше устремлялись не только те, кто готовился и благоговейно ждал этого момента, но и случайно зашедшие. Возникало множество огорчительных ситуаций, когда приходилось объяснять людям, почему они не могут причаститься, а особо распоясавшихся хулиганов иногда даже выводили силой. В связи с этим во многих приходах сложилась традиция на двунадесятые праздники не причащать, вообще не выносить Чашу. Причём духовенство объясняло, что желающие соединиться со Христом могут это сделать в дни, предшествующие праздникам, – или во время Великого, или во время Рождественского поста. В наше время уже практически не встречается ситуаций, чтобы на праздники приходили в храмы люди с антирелигиозными или циничными убеждениями. Как я наблюдаю, почти не бывает на пасхальной или рождественской службах людей случайных, праздно шатающихся. Те, кто хотел узнать Истину, её узнали и находятся в Церкви. Те, кому Истина ещё не открылась, зашли один или два раза в храм и пока больше интереса не проявляют. Но традиция, оправданная реалиями советского времени, в наше время, к сожалению, сохраняется в некоторых храмах. Это пережиток советского прошлого. Такая практика ничем не может быть оправдана – ни с литургической точки зрения, ни с практической.
Надо ли причащаться на праздники? Ведь предпраздничная суматоха и хлопоты мешают как следует подготовиться, посетить богослужения и вычитать всё положенное правило… – Всегда надо отдавать себе отчёт, что Рождество и Пасха – наиболее христоцентричные праздники. На Рождество мы празднуем, что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Невидимый Бог стал видимым. Мы увидели славу Его, славу Сына, Рождённого от Отца. Вочеловечившись, Христос принёс Себя в жертву. Он распялся, Он воскрес. И мы причащаемся именно плоти вочеловечившегося Христа – Того, Который висел на Кресте, Который сошёл во ад, Который воскрес и вознёсся. Не только можем, мы ДОЛЖНЫ причаститься – именно на Пасху и в праздник Рождества Христова – дни, наиболее связанные со Христом, «пришедшим в мир грешныя спасти». Бытует мнение, что мы не можем причащаться в эти праздники, потому что недостойны… – Самым страшным в жизни христианина будет момент, когда он скажет: «Я достойно причастился». Вот это действительно будет самый трагический момент. Мы причащаемся не потому, что «достойны», а именно потому, что НЕ достойны. Потому что больны, заражены грехом, и только Христос является нашим духовным врачом, а мы причащаемся «во исцеление души и тела». Ведь перед Чашей мы какие молитвы читаем? – Ты, Господи, пришёл в мир «грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Получается, что устами мы исповедуем себя самыми первыми грешниками среди всех людей, и в то же время говорим, что именно по этой причине якобы не можем причащаться. Поэтому повторюсь: мы причащаемся, потому что духовно больны, немощны и нуждаемся в исцелении от нашего Небесного Врача.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|