6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день – прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.
6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день – прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем. Опять‑ таки, всё дело в приоритетах. Если для кого‑ то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд. Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идёт на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени. Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения не полезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост говели, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и всё это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Так ведь это можно сделать в любое другое время… Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение: сыр, творог, горячее молоко. То, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днём готовится трапеза более праздничная.
7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению – почитайте о нём, найдите перевод, тексты псалмов. Есть такое выражение: знание – сила. Действительно, знание придаёт силы не только в морально‑ нравственном отношении, но и буквально – в физическом. Если человек в своё время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живёт духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе? » – «Ну, поют». – «А сейчас? » – «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.
Знание службы даёт понимание того, что в определённый момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поётся и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, пения стихир на «Господи, воззвах». То есть в службе много моментов, когда сидеть можно. А по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах. Многие верующие берут с собой раскладные скамейки. Чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше взять с собой скамеечку и в нужный момент на неё присаживаться. Не стоит смущаться сидением во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Всё‑ таки в какие‑ то моменты лучше присесть, особенно если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же всё это закончится. Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении – толкование и тексты с переводами. Обязательно рекомендую также найти Псалтирь в переводе на родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковлённому человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому, чтобы понимать, о чём поётся в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Так действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.
Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке, нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь вопросы и замечания.
8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего, поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз. Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены. Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше всё необходимое для Литургии христиане брали с собой из дому: хлеб, вино, свечи для освещения храма. Это действительно являлось их посильной жертвой. Сейчас ситуация изменилась, и постановка свечей утратила своё первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства. Свеча – наша видимая жертва Богу. У неё есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем. Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нём. В новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва. Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестёр, молящихся рядом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|