Не теряется ли аскетический смысл, если воцерковлённый человек покупает дорогие морепродукты, заказывает постную еду в кафе и ресторанах?
Не теряется ли аскетический смысл, если воцерковлённый человек покупает дорогие морепродукты, заказывает постную еду в кафе и ресторанах? – Морепродукты – это уже в некоторой степени изыски, и по карману далеко не каждому. Тем более в глубинке. Также важно помнить, что поститься нужно в той традиции, которая сложилась именно в Русской Церкви. А у нас о том, чтобы во время поста нести какие‑ то сверхрасходы, речь не идёт. Вообще для человека опасно жить по принципу «сам себе режиссёр». Изучив несколько книг, сконструировав для себя определённые рамки поведения, он начинает считать, что может таким образом приблизиться к Богу. Не нужно обольщаться. Это всё равно, что человеку, имеющему хроническую болезнь, лечиться по Большой медицинской энциклопедии. Результат предсказуем. Без духовника, который знает состояние человека, знает все движения его души, все особенности его характера, на мой взгляд, нормально поститься для христиан невозможно. Ни поститься, ни вообще жить по‑ христиански. Во время Великого поста мы стараемся чаще исповедоваться. Минимум – раз в неделю, а ведь хочется и на Литургию Преждеосвященных Даров попасть… Как тогда готовиться к исповеди? Невозможно же так часто искренне переживать покаяние. – Нельзя доверять своим субъективным ощущениям и думать: «У меня сейчас есть покаяние, а в какой‑ то момент не будет. Если я буду реже исповедоваться, будет лучше». И наоборот: «Если я буду чаще исповедоваться, значит, смогу глубже осознать Причастие». Всё это будет неправильно. Правильно причащаться и исповедоваться – так, как скажет ваш духовник, который знает лично вас, который знает вашу душу. Опять же, если провести параллели с медициной, то одно и то же заболевание у разных людей лечится различными способами. Всегда учитывается возраст человека, наличие других хронических заболеваний, совместимость с тем или иным лекарством. В соответствии со всем этим назначается лечение. Также не существует универсальных советов, которые подходили бы всем без исключения православным христианам.
Есть истина, которую Господь явил в Евангелии. Есть учение святых отцов. Но всё это применять к себе по своему разумению крайне опасно и может привести к совершенно непредсказуемым духовным травмам. Поэтому лучше не доверяться своим субъективным ощущениям и советоваться с духовником. Тем более сейчас нет проблемы найти духовника. Возможно, это было сложно в советское время, когда священников было крайне мало. Что Вы посоветуете читать во время Великого поста? – Я бы посоветовал найти переводы великопостных богослужебных песнопений, канонов, стихир и тому подобного. Или купить книгу, которая называется «Постная Триодь», и хотя бы некоторые песнопения из неё каждый день прочитывать. Они настраивают на молитвенно‑ покаянное состояние. Как говорил Феофан Затворник, человеку, который внимательно читает «Постную Триодь», уже не нужны никакие другие богословские книги. А в остальном каждому подходит что‑ то своё. Повторяю, лучше посоветоваться со своим духовником, который знает вас хорошо, знает особенности вашего характера, знает, что вы, как православный христианин, из себя представляете. Принято говорить, что современному человеку тяжело поститься. Особенно жителям больших городов, которые жалуются, что трудно сочетать ритм рабочей жизни и литургической, порой кажется, что они вообще существуют параллельно… Как можно выйти из этой параллельности? – Расскажу из своего опыта. Я воцерковлялся, когда учился в медицинском институте. Это были последние годы советской власти. Ещё господствовала коммунистическая идеология, но уже в религиозном отношении намечалась оттепель.
Я ни от кого не скрывал, что хожу в храм, что пощусь. Все знали, почему во время постов в столовой я беру стакан компота и кусок хлеба, никаких вопросов не возникало. Потому что человек, который исповедует открыто свою веру, не стесняется её, не прячется, не двоедушничает, вызывает только уважение. Увы, приходится встречать людей с двойным, тройным дном. На работе он один, на учёбе другой, в семье – третий. С одними друзьями он ведёт себя так, с другими совсем по‑ иному, в храме вообще полностью преображается. Такие люди мало у кого вызывают уважение, и, на мой взгляд, это самый яркий случай антипроповеди. Всё‑ таки христианин должен быть христианином во всех случаях своей жизни и вести себя по‑ христиански во всех ситуациях. А разговоры о том, что горожанам тяжело поститься, кроме разве что улыбки, ничего не вызывают. Почти все мы вышли, что называется, из простого народа: мало среди нас потомков аристократов или дворян. Мы знаем, как жили, трудились люди на земле, на заводах. Это был тяжелейший труд, и всё равно верующие находили возможность поститься. А ведь тогда не было супермаркетов, не было изобилия продуктов… Так что когда говорят: «Как нам в городе тяжело! Экология плохая, мы устаём и не можем нормально поститься», – это не более чем неискренние оправдания своего греха. Или вот совсем недавно молодой человек говорит мне: «У меня нет сил каждый вечер читать вечерние молитвы. Я устаю, и когда начинаю молиться, слипаются глаза». Спрашиваю: «Скажите, чем вы занимаетесь, когда приходите домой? » В ответ слышу: «Сначала ем, потом сажусь за компьютер, часа на два…» Конечно, пока на письма ответишь, пока посмотришь, что пишут в социальных сетях, полайкаешь записи друзей в фейсбуке, на вечерние молитвы уже никаких сил не остаётся. Человеку нужно начать дисциплинировать себя, понуждать. Ведь по‑ славянски известное правило Евангелия звучит: «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12). То есть – Царствие Божие силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его. Когда человек перестанет потакать себе, перестанет плыть по течению, а начнёт хоть как‑ то противостоять притягательности греха, только тогда он сможет пусть чуть‑ чуть, но преуспеть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|