Великий пост: проверим себя, правильно ли мы постимся. Мысли‑индикаторы (Радио «Эра», 11 апреля 2013 года)
Великий пост: проверим себя, правильно ли мы постимся. Мысли‑ индикаторы (Радио «Эра», 11 апреля 2013 года)
Отвечая на вопросы радио «Эра» о правильном отношении к Великому посту, епископ Иона (Черепанов) выделил главное, о чём нельзя забывать постящимся. Проверим себя: правильно ли мы постимся.
Не есть мяса – ещё не значит поститься. Пост – это, в первую очередь, воздержание от греха. Сейчас о Великом посте довольно много говорят и пишут. К величайшему сожалению, постоянно приходится сталкиваться с различными домыслами, слухами, псевдоблагочестивыми традициями и целым блоком народных обычаев. Согласно нашим СМИ, пост заключается в воздержании от тех или иных продуктов. Практически в любом издании есть список рецептов, как готовить постную осетринку. Причём даются целые списки рецептов, как правильно и максимально вкусно приготовить блюда и при этом не нарушить пост. Получается какое‑ то утончённое фарисейство, утончённое лицемерие: человек старается точно так же набить свой желудок максимально вкусной пищей и при этом соблюсти букву закона, чтобы в этой пище, не дай Бог, не было ни яичка, ни маслица, ни иных непостных продуктов. На мой взгляд, это профанация самой идеи поста. Ведь пост, в первую очередь – это воздержание от греха. И Великим постом, как и во все другие, установленные Церковью, нужно воздерживаться от всего того, что отдаляет нас от Бога. Телесный пост является только подспорьем для того, чтобы хранить пост духовный, который наиболее важен для человека, который человеку необходим. Часто верующие говорят, что, хотя и постятся, всё равно поправляются. А ведь задача поста – облегчить тело…
В церковных песнопениях пост называется весной души. Если человек воздерживается от продуктов, утучняющих тело, как говорится в церковнославянских текстах, – тех, которые делают тело тучным и неспособным на всякую добродетель, – то душа человеческая становится более тонкой, более чуткой и ещё более способной к исполнению двух основных заповедей – любить Бога и любить ближнего. Кстати, несколько лет назад на улицах в Киеве были размещены замечательные билборды с очень хорошим слоганом: «Главное в Великий пост – не есть ближних». Это, на мой взгляд, один из основных принципов. Пост – это время подведения итогов духовной жизни. И эти итоги затем нужно реализовывать в повседневности. Великий пост – это время молитвы, время сосредоточения, время особенного внимания к своей душе. Но возникает вопрос: а разве христианин не должен быть внимательным к своей душе в течение всей жизни? Разве он не должен молиться, воздерживаться от греха? Неужто только постом он должен быть христианином? Я бы сравнил Великий пост с периодом сессии в институте. Студент на протяжении семестра изучает те или иные предметы, осваивает учебную программу. Но в период сессии он всё это освежает в памяти, стремится всё вспомнить, систематизировать, изучить предметы ещё глубже, чтобы достойно сдать экзамены. Так же и Великим постом каждый христианин должен вспомнить, чему доброму он научился за предыдущее время, что полезного почерпнул из книг, из общения с духовными людьми, из Евангелия, из каких‑ то своих, может быть, ошибок, потому что на ошибках мы учимся… И затем постараться все эти знания и опыт реализовать в своей жизни. Многие, только начиная поститься, уже изыскивают себе послабления. В истории это уже было и ни к чему хорошему не привело. Раньше, во времена Святой Руси, как пишут многие авторы, все постились одинаково – и монашествующие, и мирские. Для всех был один устав, один закон. И богослужебная или касающаяся поста жизнь мирянина практически ничем не отличалась от жизни монашествующих.
Со временем в связи с секуляризацией общества пошло расслоение между монашествующими, которые стремились в точности исполнить церковный устав, и мирянами. Это особенно проявилось в XVIII–XIX веках во времена Российской империи, когда существовала целая пропасть между благочестивой жизнью простого народа и далёкого от норм христианской морали образа жизни правящего сословия. Большинство крестьян и мещан в строгости исполняли все посты, посещали богослужения, жили христианской жизнью. Может быть, не имея особенного образования, глубоких познаний в вере – но в простоте и чистоте сердца эти люди служили Богу, жили по‑ Божьему. Думаю, каждый вспомнит своих благочестивых бабушек, прабабушек, которые хоть и испытали на себе давление атеистической советской власти, но всё равно верили и жили по‑ церковному. Вместе с тем мы знаем примеры, как жили представители дворянства. Если почитать художественную литературу XIX века, мы можем составить приблизительный распорядок дня дворянина: сон до обеда, потом визиты, затем увеселения до ночи, потом снова сон до обеда и так далее. В дневниках или мемуарах того периода очень мало уделяется места православию, очень мало места вере. Собственно, крайний нигилизм, отвращение от веры дворянства и интеллигенции в числе других причин и послужило катализатором революции, которая произошла в 1917 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|