9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.
9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме. Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, пойдите с ними на Литургию утром. В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23. 00 начинается великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где‑ то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16. 00 до 20. 00. Наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени. После утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9. 00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе. Если же вы решили привести детей в храм ночью, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей. Недопустимо никакое насилие и принуждение! Есть для ребёнка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, в данном случае это нужно сделать. Понятно, что ребёнок всю службу внимательно простоять не сможет. Поэтому возьмите для него какую‑ то подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребёнок не был лишён этой радости ночной службы. Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже, проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погружённых в так называемый литургический сон.
Сколько ребёнок выдержит, столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю ещё раз, необходимо желание самого ребёнка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся Младенце Христе.
10. Причаститесь обязательно! Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой‑ то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом. Наша обязанность на богослужении – внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать. Посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», – а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», – а мы не хотим. Разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от Меня 10 %, – те, которые готовились. Он говорит: пейте от Меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, это является литургическим нарушением.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?
Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Что произошло событие космического масштаба, которого не было до этого и не будет после. Бог, Творец Вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой‑ то силы. Этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе и возможности убийства. И это всё – для нас, для каждого из нас.
Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Если это понимать – то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, – тогда откроется нам и смысл праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. И это будет превышать всё.
Реальное задание на Великий пост (Портал «Православие и мир», 29 марта 2013 года)
Как быть, если пост проходит, не оставляя в душе человека никакого следа? Можно ли свести воедино жизнь современного человека и церковную жизнь? На эти и другие вопросы отвечает епископ Обуховский Иона, руководитель Синодального молодёжного отдела Украинской Православной Церкви, наместник Троицкого Ионинского монастыря в Киеве. Человек в очередной раз входит в пост и понимает, что пост проходит мимо, не оставляя следа: в очередной раз с мяса перешёл на кашу, стал чаще ходить в храм. Но внутренне – никакого результата. Как сделать так, чтобы внутренне не пропустить Великий пост? – Начиная поститься, и неофиты, и давно воцерковлённые люди допускают схожие ошибки. Не нужно стараться во время поста стать «полностью святым» и кардинально изменить свою жизнь – это практически невозможно. Не зря же преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель – не груша, её сразу не съешь». Так что не надо ставить перед собой глобальных задач. Можно присмотреться к себе, увидеть ту страсть, с которой нам по силам бороться, и в течение поста трудиться над её искоренением. Допустим, мы знаем, что привыкли сидеть по вечерам или по ночам в социальных сетях. Тогда во время поста уместным будет ввести для себя мораторий на социальные сети.
Или человек привык осуждать, и это уже перешло у него в хроническую стадию. Тогда он должен стараться максимально себя контролировать, чтобы вовремя «затормозить», чтобы осудительное слово не сорвалось с языка. У каждого из нас есть «грешки», с которыми никак не можем справиться. Когда человек приходит в Церковь, Господь по Своей благодати даёт ему силы не повторять наиболее грубые, тяжкие грехи, которые ещё называют смертными: убийство, воровство, блуд и тому подобные вещи. Поддерживаемый согревающей благодатью Божией, человек имеет силу удерживаться также и от многих грехов, которые вроде бы не столь тяжкие, но в совокупности так же нас тянут на дно и в бездну адову. В своё время Господь эту благодать отнимает, чтобы человек научался сам стяжать её, учился понуждать себя к несению креста, о котором говорится в Евангелии. И тут начинается самое трудное. Нужно жить, памятуя о том блаженном состоянии, которое было у нас, когда мы только воцерковлялись. Тогда мы как на крыльях летали, воздерживаться от греха для нас не составляло никакого труда. Нужно помнить об этом радостном, ангелоподобном состоянии и стремиться вернуть себя к тому чувству, которое мы имели при воцерковлении. Нужно помнить, что сразу всё не получится. По Своему человеколюбию от многих грехов Господь не избавляет христианина. Почему? Чтобы человек имел подвиг, чтобы он не получил всё даром. Ведь как только мы в чём‑ то преуспеем, тут же задираем нос, начинаем считать себя не такими, как «прочие человецы». Начинаем превозноситься. Во избежание этого, по слову Серафима Саровского, Господь людям, любящим Его, попускает впадать в какие‑ то тяжкие грехи, чтобы они не впали в ещё больший грех – высокоумие. Поэтому двигаться нужно шаг за шагом. Уже будет достижением, если получится в течение поста воздержаться от гнева, не осудить в двух из десяти случаев. Если сможем хотя бы половину постных дней провести без телевизора или социальных сетей, это уже будет результатом поста. И эта благая привычка рано или поздно обязательно выработается в нас и останется на всё время.
На приготовление постных блюд тратится много времени и сил. Понимая, что пост – это не только еда, всё равно начинаем воспринимать его именно с «гастрономической» точки зрения… – Тут нужно в очередной раз себе напомнить общеизвестное замечание, что пост телесный – воздержание в пище – является только средством для достижения поста духовного. Настоящий пост – это воздержание от греха во всех проявлениях. Понятно, что «сытое брюхо к молитве глухо». И потому воздержание от той пищи, которая утучняет, делает человека ленивым, необходимо. Но нужно понимать, что пост без Евхаристии, без покаяния, без исповеди – это не более чем диета. Не надо думать, что, лишая себя каких‑ то продуктов, этим мы угождаем Господу. Это – не пост, не воздержание от греха, не борьба со своими страстями, а только диета, которая является одним из проявлений заботы о своём теле, одним из проявлений гордыни, потому что человек стремится, попостившись, похудеть, постройнеть и так далее. Такой метод к Богу не приближает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|