Владыка, Троица в Вашем монастыре – престольный праздник. Каждый год в этот день Вы говорите праздничную проповедь. О чём она будет в этот раз?
Владыка, Троица в Вашем монастыре – престольный праздник. Каждый год в этот день Вы говорите праздничную проповедь. О чём она будет в этот раз? – Наверное, буду говорить о Дне рождении Церкви, о благодати Святого Духа, которая даёт человеку возможность спастись и уподобиться Богу. По слову старца Паисия Афонского, нашего у нас – только грехи, а что в нас есть доброго – по благодати Святого Духа. Буду говорить о том, что если мы видим брата согрешающим или непреуспевающим, или совершающим какие‑ то ошибки – прежде чем осудить его, вынести вердикт, нужно помнить, что только Господь является источником добродетели и преуспевания в человеке, и только благодаря благодати Божьей человек может стать лучше. Если кто‑ то поступает, по нашему мнению, «не так», то, осуждая его, мы осуждаем Самого Христа, Который пока не дал этому человеку Своей благодати. Мы осуждаем Христа, Который пока ещё, по каким‑ то причинам, по Своему Промыслу не сподобил этого человека тех даров, которые, возможно, есть у нас и есть у окружающих. Поэтому всегда, если мы видим, что кто‑ то делает что‑ то не так, грешит, нужно вздохнуть и сказать про себя: «Господи, дай ему Свою благодать, исцели его и исправь его». Вот об этом буду говорить. Беседу вела Юлия Коминко
Бывают ли «неправильные» иконы Троицы? (Телепрограмма «Православний вкник», 21 июня 2013 года)
На примере росписей Киевского Троицкого Ионинского монастыря об иконографии праздника Троицы телепрограмме «Православний вкник» рассказал наместник обители.
Бывают ли «правильные» и «неправильные» иконы Троицы? – Православная Церковь признаёт только три канонические иконы Пресвятой Троицы.
Во‑ первых, икона с изображением трёх Ангелов – в том виде, как Господь явился праведному Аврааму. Во‑ вторых, икона Богоявления – Крещения Господня. В‑ третьих – икона Преображения. С первой иконой понятно. Почему последние две иконы являются иконами Троицы? Из Евангелия мы знаем, что, когда в водах Иордана крестился Господь Иисус Христос, был слышен глас Бога Отца и Святой Дух в виде голубя сошёл на крещаемого Сына Божия. Во время Преображения на горе Фавор перед апостолами преобразился Господь Иисус Христос, Святой Дух в виде облака окутывал Его и апостолов, и также был слышен глас Бога Отца. Есть также так называемая Троица новозаветная. На иконе изображён Господь Иисус Христос, Бог Отец в виде старца и Святой Дух в виде голубя. Но такая икона является неканонической. Она имеет западное происхождение и сравнительно недавно появилась в иконографии Православной Церкви. Дело в том, что в ХVIII‑ ХIХ веках иконописцы обучались не в церковных иконописных школах, не при духовных учебных заведениях, а в академиях художеств, где богословие иконы как таковое не преподавалось. В академиях в основном копировали западные образцы, поэтому именно в это время подобные иконы получили распространение по всей территории тогдашней Российской империи. Но по канонам Святой Православной Церкви, Бог Отец неизобразим. Изобразим только Господь Иисус Христос, так как Он воплотился от Святого Духа и Приснодевы Богородицы. Бога Отца, как пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов, «не видел никто никогда», поэтому изображать Его не принято. В Ветхом Завете описаны явления Бога в виде старца. Но святые отцы толкуют это исключительно как явление Иисуса Христа, Сына Божия, «ветхого днями». Изображать Святого Духа в виде голубя допустимо исключительно на иконе Богоявления – Крещения Господня. В других местах это неуместно. Святой Дух являлся в виде голубя, в виде огненных языков и в виде облака. Но в виде голубя Его больше нигде не изображают, кроме икон Богоявления.
Но в росписях Ионинского монастыря неоднократно встречается изображение и Бога Отца, и Духа Святого в виде голубя… – На стенах храма в нашем монастыре мы имеем наследие XIX века, о котором я уже упоминал. Изображение Бога Отца в центральной части храма сохранилось со времён преподобного Ионы. Бог Отец, Святой Дух в виде голубя и радуга – символ‑ обещание того, что потопа больше никогда не будет. При реставрации эти росписи были сохранены как напоминание о тех временах. Ведь хотя иконописцы и не всегда имели богословское образование, не знали о том, что должно и чего не должно изображать в иконописи, но, любя Бога, они стремились максимально возвышенно написать те или иные священные события. Какая икона должна быть на аналое в день праздника – Троицы или сошествия Святого Духа на апостолов? – В день Святой Троицы, Пятидесятницы уместно иметь на аналое в храме икону сошествия Святого Духа на апостолов. Собственно, это событие мы и празднуем. Внизу на иконе присутствует символическое изображение космоса – вселенной – в виде человека в царской одежде. Он держит в руках плат с двенадцатью свитками – символом проповеди апостолов. Вселенная изображена в тёмной нише: это символ того, что до проповеди апостольской она находилась во тьме язычества, во тьме неверия, и апостолы просветили её своей проповедью. Икона Святой Троицы в виде трёх Ангелов допустима, но она канонически не совсем соответствует тому, что произошло в Иерусалиме на пятидесятый день после Пасхи. В этот день Святой Дух сошёл на учеников Христовых, на Его апостолов, которым, как мы слышали уже из Евангелия на праздник Вознесения, был дан ум разуметь писания. Они уже знали Священное Писание, уже могли проповедовать и состязаться с лучшими риторами того времени. Но Господь обещал им послать «иного Утешителя», Который наставит их «на всякую истину». И в день Пятидесятницы Дух Святой сошёл на апостолов. Они получили новые силы для того, чтобы проповедовать Евангелие, свидетельствовать о Господе. Причём свидетельствовать на разных языках. С этой проповедью они пошли по всему миру и сумели привести ко Христу действительно «всю вселенную» – сотни, тысячи, миллионы людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|