Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о раннем железном веке. Освоение и распространение железа.




Термин "железный век" археологи используют для обозначения того периода человеческой истории, на протяжении которого железо стало общеупотребительным материалом для изготовления орудий труда и предметов вооружения. Метеоритное железо использовали в малых количествах очень давно - еще в додинастическом Египте, - но окончание бронзового века в экономике стало возможно лишь с освоением плавки железной руды. Вероятно, поначалу железо случайно выплавлялось в печах, служивших для обжига высококачественной керамики, - и действительно, кусочки выплавленного железа найдены на памятниках Сирии и Ирака, датируемых не позже 2700 до н.э. Но только спустя двенадцать или тринадцать столетий кузнецы научились придавать металлу упругость, перемежая горячую ковку с закаливанием водой. Можно почти с полной уверенностью утверждать, что это открытие было сделано в Восточной Анатолии, особенно богатой железной рудой. Хетты примерно двести лет хранили его в секрете, но после падения их государства ок. 1200 до н.э. технология получила распространение и кричное железо стало общедоступным материалом. Наиболее ранние несомненные письменные упоминания об изделиях из рудного, или кричного железа появляются начиная с XV в. до н.э. Это хеттские клинописные таблички XV-XIII вв. до н.э., в частности послание хеттского царя фараону Рамзесу II (к. XIV - н. XIII в. до н.э.) с сообщением об отправке последнему корабля, нагруженного железом. Это также клинописные таблички из соседнего с хеттами царства Митанни, адресованные египтянам и потому попавшие в знаменитый "Амарнский архив" 2-й пол. XV - нач. XIV в. до н.э. - переписку фараонов XVIII династии с правителями стран Передней Азии. Примечательно, что в хеттском послании ассирийскому царю XIII в. до н.э. фигурирует термин "хорошее железо", обозначающий сталь. Все это подтверждается находками значительного количества железных изделий на рудной основе на памятниках Новохеттского царства XIV-XII вв. до н.э. Одна из древнейших находок, свидетельствующих об употреблении железа для изготовления орудий повседневного употребления, сделана в Гераре близ Газы (Палестина), где в слое, датируемом ок. 1200 до н.э., были раскопаны плавильные горны и обнаружены железные мотыги, серпы и сошники. Обработка железа распространилась по всей Передней Азии, а оттуда в Грецию(10 век до н. э.)., Италию и остальную Европу, но в каждом из этих регионов переход от прежнего уклада, основанного на обработке бронзы, проходил по-разному. В Египте этот процесс растянулся практически до эпохи Птолемеев и римского периода, тогда как за пределами тех областей древнего мира, где широко применялась бронза, железоделательное ремесло утвердилось сравнительно быстро. Из Египта оно постепенно распространилось почти по всему Африканскому континенту, причем в большинстве областей непосредственно сменило каменный век; в Австралию и Океанию, как и в Новый Свет, практика выплавки железа проникла с открытием этих регионов европейцами. Ранние железные изделия изготавливались лишь из кричного железа, поскольку литье этого металла не было сколько-нибудь широко распространено вплоть до введения в 14 в. горнов с мехами, приводимыми в движение водой. Однако и освоение кричного железа вызвало к жизни целый ряд технических нововведений - например, шарнирные клещи, токарный и строгальный станки, мельницу с вращающимися жерновами, - внедрение которых, облегчив очистку заросших лесом земель и обеспечив скачок в развитии сельского хозяйства, заложило основы современной цивилизации.

2.Гальштатская культура – археологическая культура железного века, носителями которой являлись кельтские племена, населявшие южную часть Средней Европы и Северные Балканы между 900 и 400 гг. до н.э. Название культура получила от могильника, расположенного недалеко от города Гальштат (Хальштатт) на юго-западе Австрии. Выделяются две основные области распространения гальштатской культуры: К восточной зоне относятся: большая часть Чехии, Словакии, Венгрии и территория Балкан в пределах Югославии (в ее первоначальных границах), т.е. регион, ограниченный на севере верховьями Эльбы и Одера, на юге - Адриатикой, на западе - Альпами, на востоке - Карпатской котловиной – иллирийцы. К западной зоне относятся территории Австрии[3], Швейцарии, Германии (без ее северо-восточных областей), а также часть Франции между Рейном и Луарой. Здесь основу этнического массива составляют кельты, также принадлежащие к индоевропейской языковой семье. Основными памятниками, дающими информацию о гальштатской культуре, являются поселения и погребения. Помимо того, известны гальштатские соляные копи, железоплавильни, кузницы и медные рудники. Большинство поселений гальштатской культуры невелики по площади (несколько гектаров) и, как правило, защищены земляными валами. Жилища обычно однокомнатные прямоугольные, с глиняным полом, с деревянными или плетневыми стенами, обмазанными глиной, с очагом, с соломенной крышей. Известны также свайные поселения - например, Донья Долина в Боснии, где жилища двухкамерные, состоящие из сеней с глиняным очагом и главного помещения с глинобитной печкой. Исследован и ряд хорошо укрепленных городищ площадью в несколько гектаров: таковы, например, Камп-де-Шато на Верхнем Рейне, Нейхейзель на Среднем Рейне, Гейнебург на Верхнем Дунае. Гальштатские городища защищались рвом и валом, который мог иметь деревянную и каменную основу. Лицевая и обратная стороны вала иногда соединялись с помощью параллельных или продольно-поперечных бревен, уложенных горизонтально, с землей и камнем в заполнении промежутков. В конце гальштатской эпохи появляются и деревянно-земляные крепостные стены, с каменным панцирем снаружи, имеющие в своей основе две параллельные линии вертикальных столбов, вкопанных в землю и соединенных горизонтальными балками-поперечинами; иногда такую стену с тыла дополняли земляной насыпью. Таковы, в частности, укрепления вышеназванного городища Гейнебург, причем со временем на этом городище появились еще более мощные крепостные стены - из сырцовых кирпичей на каменном цоколе. Известно множество могильников гальштатской культуры - как бескурганных (грунтовых), так и курганных. Бескурганные могильники обычно находятся рядом с соответствующими городищами. Одним из наиболее примечательных является могильник близ современного австрийского города Гальштат, по названию которого археологи дали имя всей культуре. Гальштатский могильник, возникший еще в эпоху бронзы, в интересующий нас период железа функционировал почти 300 лет (с 750 по 450 гг. до н.э.) и был одним из богатейших (источник богатства оставившего его населения - близлежащие соляные рудники того же времени). Гальштатский могильник биритуальный: более половины из раскопанных погребений могильника содержат трупоположения, чуть менее половины - остатки кремации. В первом случае покойных клали в крупные овальные ямы в вытянутом положении на спину или на бок. Во втором случае сожжение обычно осуществляли вне могильника, затем оставшийся прах помещали в погребальный сосуд и ставили в небольшую округлую яму, либо, не используя погребальной урны, ссыпали прах непосредственно на дно ямы. Погребения Гальштатского могильника, как и погребения других могильников гальштатской культуры содержат обильный и разнообразный заупокойный инвентарь: оружие, керамическую посуду, орудия труда; иногда в могилы помещали колесницы, ритуальные бронзовые сосуды с чеканкой (ситулы и цисты). В могилах найдено много импортных изделий греческого и италийского происхождения. Курганные могильники состояли из курганов средней величины, округлых или овальных. В конце существования гальштатской культуры появляются и весьма крупные курганы (до 8-13 м высотой, до 100 м в диаметре), причем часто они возводятся на возвышенных местах, иногда совершенно изолированно, или же по краям курганных групп. В таких крупных курганах часто встречаются погребения на повозках или на колесницах, а иногда - в деревянных камерах. Ярким примером такого захоронения является курган Гохмихеле у вышеупомянутого поселения Гейнебург. Гохмихеле имел высоту 13 м, диаметр 74 м. Он датируется концом VII - началом VI в. до н.э. Под насыпью находились: центральная (основная) погребальная камера и несколько боковых (дополнительных). В центральном погребении, разграбленном еще в древности, сохранились остатки деревянной камеры, содержавшей повозку, на которой лежала знатная женщина с украшениями. В богатейшем из боковых погребений обнаружена неразграбленная деревянная камера, где находилось, судя по реконструкции, парное погребение мужчины и женщины. В погребении найдены колеса от четырехколесной повозки, диадема и колчанный набор, принадлежавшие мужчине, а также ожерелье из янтарных и стеклянных бус (у женщины). Примером гальштатского погребения, содержащего шедевры античного производства и тем самым демонстрирующего связи местной знати с античными средиземноморскими торговыми центрами является курган в Виксе (Франция), датируемый концом VI в. до н.э. Здесь под насыпью высотой 6 м и диаметром 42 м в яме, содержавшей деревянную погребальную камеру, на кузове четырехколесной повозки покоилась знатная женщина 35 лет, украшенная массивной золотой диадемой (по другой версии — гривной) в греческом стиле с фигурками Пегасов, а также браслетами, фибулами и ожерельями из янтарных и диоритовых бус. Окованные железом колеса были сняты с колесницы и поставлены вдоль одной из стен камеры, а у противоположной стены, помимо прочих даров, стоял огромный бронзовый сосуд — древнегреческий кратер высотой 164 см, весом 208 кг и объемом 1200 литров. Главные черты мечи навершие конусообразый,перекрестие виде полумесяца.; псалии с 3 отверстиями, гривны, фибулы.

3.Латенская культура, культура кельтских племён, обитавших во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. и в начале н. э. на территории современной Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии, Австрии, Северной Италии, Британских островах. Название по городищу Латен (La Tene) близ берега Невшательского озера (Lac de Neuchatel) на западе Швейцарии. Кельты Рейнской области распространяли свою культуру вплоть до Пиренеев на западе и Британии на севере. Л. к. является следующим после гальштатской культуры этапом железного века. В это время бронзовые орудия уже не встречаются. Развиваются кузнечное, ювелирное и др. ремёсла. Появляется гончарный круг. Возникают т. н. оппидумы, расположенные на возвышенных местах укрепленные племенные центры или убежища. Некоторые из них превращаются в города. Находки железных плужных лемехов, серпов и кос свидетельствуют об усовершенствовании техники земледелия. По Дешелету, Л. к. делится на 3 стадии. Для 1-й (от 500 до 300 до н. э.) характерны короткие заостренные мечи без перекрестия, с деревянными ножнами; разнообразные металлические шейные гривны; фибулы; керамика главным образом лепная, частично — изготовленная на гончарном круге, со штампованным орнаментом; погребения в грунтовых (без насыпей) могильниках, щиты без умбонов, красные кораллы.2-я стадия (от 300 до 100 до н. э.) характеризуется длинными мечами с округлым концом и изогнутым перекрестием; ножны богато орнаметированы,деревянными щитами с эллиптическим железным умбоном; стеклянными браслетами. Появляются первые местные монеты. Керамика высококачественная (изготовлена на гончарном круге), в том числе чернолощёная, вывозившаяся в отдалённые области. Распространяются железные ножницы. В отдельных районах встречаются захоронения в курганах; кроме трупоположения, укореняется обряд трупосожжения. Для 3-й стадии (от 1 в. до н. э. до 1 в. н. э.) характерны очень длинные мечи с округлым концом без перекрестия, кинжалы с антропоморфными рукоятками, железные шпоры, замки и ключи, бронзовые печати. Многочисленные клады, могильники, остатки селений, городов и укреплений Л. к. встречаются, помимо основного района распространения Л. к., и на остальной территории Западной Европы. Конец латенской культуре положили завоевания римлян в начале I в. н. э. В завоёванных Римом областях Л. к. постепенно исчезает, сменяясь т. н. провинциальной римской культурой.

 

4. Археологические памятники киммерийцев. Предскифские памятники Северного Причерноморья А. И. Тереножкин подразделил на две хронологические группы, обозначенные как ступени развития кочевнической киммерийской культуры: черногоровскую (900 - 750 гг.) и новочеркасскую (750 - 650 гг.) Черногоровская
Ранний железный век. Киммерийское погребение в кургане у с. Зольное: 1 — тан и разрез могилы; 2-27 — ступень — это переход от бронзо-°сновные категории инвентаря касская соответствует раннему железному веку. Для черногоров-ского обряда наиболее характерно скорченное положение погребенных на боку с преобладающей восточной или северо-восточной ориентацией. Погребения воинов сопровождались железным мечом или кинжалом с бронзовой рукоятью, набором костяных, ромбовидных в сечении наконечников стрел в сочетании с бронзовыми, боевым цилиндрическим молотком или клевцом, круглой булавой. В новочеркасское время хоронили, главным образом, в вытянутом положении на спине и на боку с преимущественно западной ориентацией. Состав воинского снаряжения остается прежним, но мечи и кинжалы становятся цельно-железными, костяные ромбические в сечении наконечники стрел сменяются квадратными в сечении и пулевидными, в группе бронзовых наконечников получают распространение длинно-втульчатые с маленьким асимметричным пером, неизвестные в черногоровских комплексах. Чер-ногоровские бронзовые удила со стремечковидными петлями сменяются удилами с двукольчатыми концами и трехпетельчатыми пса-лиями с плоским изогнутым окончанием. Киммерийское искусство той и другой ступени характеризует линейно-геометрический стиль.
Следует, однако, отметить, что если дифференциация погребений начала железного века на две хронологические группы получила признание, то вопросы, касающиеся происхождения, датировки и этнической атрибуции двух выделенных групп памятников, остаются дискуссионными. Так например, А. М. Лесков с историческими киммерийцами связывает лишь черногоровскую группу, которую датирует от середины VIII до начала VII в., тогда как новочеркасскую он соотносит с древнейшими скифами, определяя время ее бытования концом VIII — последней четвертью VII в. Черногоровские памятники концентрируются, по его мнению, преимущественно в северопричерноморском регионе, новочеркасские — к востоку от них до Волго-Донского междуречья и Северного Кавказа включительно. При этом те и другие в качестве генетической подосновы имеют позднесрубную культуру соответственно западных и восточных областей.
В крымской степи выявлено к настоящему времени полтора десятка рядовых погребений черно-горовского типа, сопровождавшихся лепной посудой, помимо которой найдены два каменных оселка, бронзовый и железный ножички, бронзовые серьга и восьмерковидная бляшка. У с. Целинное под Джанкоем открыто воинское захоронение IX в. Погребенный лежал на левом боку, в скорченном положении, головой на восток; у его затылка находилась чернолощеная корчага, рядом с ней, а также в ногах — кости барана (жервенная пища), под черепом — две плакированные золотом бронзовые височные привески в виде бараньих рогов, в области таза — железный кинжал со следами деревянных ножен, в левой руке — каменный шлифованный оселок. Особый интерес представляет фрагмент каменного изваяния, найденный в насыпи кургана, от которого сохранилась нижняя часть с изображением пояса, горита с луком, кинжала с кольцевым навершием, оселка и какого-то неясного предмета.
Захоронений новочеркасской группы учтено 17, из них 16 относятся к числу рядовых с бедным инвентарем — это лепные сосуды, два железных ножичка, два каменных оселка и молоток, костяной наконечник стрелы, бронзовые браслет и серьга и пять стеклянных бусин (рис. 18, 4,6,9- 13, 16). Единственное воинское захоронение открыто в кургане у с. Зольное под Симферополем. Могила представляет собой яму раз-
мером 2,9 х 1,4 м, которая впущена в курган эпохи бронзы на глубину 2,6 м. По ее периметру шли деревянные столбики высотой 0,8 м, служившие каркасом стенок из дерева и прутьев и опорой деревянного перекрытия. Умерший уложен на спину (с легким разворотом вправо) на помост из деревянных брусков и прутьев головой на юго-запад. У черепа стоял сохранившийся фрагментарно лепной лощеный сосуд, поперек поясничных позвонков лежал короткий железный меч, у его рукояти — костяная ворварка и каменный оселок. Другая группа находок была сосредоточена на 0,6 - 0,8 м выше дна могилы — первоначально, видимо, предметы находились на перекрытии. в их число входили бронзовые, железные и костяные наконечники стрел (всего 33), бронзовые удила и псалии, бляшка с петлей на оборотной стороне, а также костяные лунницы, бляшки и др. Костяные изделия украшены линейно-геометрическим орнаментом, инкрустированным красной и черной красками.

 

5.Гипотезы о происхождении тавров. Сведения о таврских племенах очень скудны и разноречивы. Возможно таврские племена сформировались в результате смешения разных этнических групп, пришлых и местных, с одной стороны, налицо поразительное сходство в обрядах и инвентаре близких по времени погребений в каменных ящиках Северного Кавказа и Крыма, а с другой стороны – можно проследить местные традиции, корнями уходящими в эпоху бронзы. Трудно сказать как себя сами называли тавры. Историки в древности приводят названия отдельных таких племен: арихи, синхи, напеи. Слово тавры близкое по созвучию греческому таурос(бык) дали местному населению у которого существовал культ быка. В письменных же источниках имеются лишь косвенные указания об их автохтонности – это туземный кочевой народ. Авторы конца 19 века полагали, что тавры являлись потомками или ветвью киммерийцев, кот. оттеснили в горы вторгшиеся в Крым скифы. Лучше всего археологически обоснована точка зрения согласно кот. тавры как самостоятельный народ сложились в Крыму на основе местного населения эпохи поздней бронзы.

 

7.Кизил-кобинская культура и проблема ее этнической принадлежности. Дальнейшее исследование крымских древностей позволили выявить новые поселения в предгорной части полуострова. Найдены находки характерные для памятников каменного и бронзового веков: скребки, иглы-проколки и т.д. Но очень колоритная лепная лощеная посуда, украшенная врезным геометрическим орнаментом, иногда инструктированная белой пастой, прежде известна не была. В 1920 годах выдающийся археолог Г. А. Бонч-Осмоловский объединил все поселения этого типа в одну группу, кот. по месту первых раскопок в урочище Кизил-Коба получила название «кизил-кобинская культура» Подобные поселения были открыты по всей предгорной полосе от Севастополя до Феодосии. Лучше исследованы поселения Кизил-Коба, Симферопольское, Ашлама- Дере, Уч-Баш, Инкерманское. Дома каркасно- столбовой конструкции. Вт. тип полуземлянки. Рядом хоз-ные ямы. По редким костяным и бронзовым наконечникам стрел, предметам конской сбруи и украшениям, а также по единичным образцам греч. гонч. посуды киз.-коб. культура датир. 8-нач. 3 вв. до н.э. Рядом с поселениями найдены могильники скопления камен. ящиков. Погребенные в скорченном или вытянутом положении. В могилах посуда, конск. збруя, оружие скифского характера. По находкам костей скота, зерен ячменя, пшеницы, фасоли и гороха явл. земледельц., пастухами и собирателями. С открытием кизил-коб. культ. Возникла необходимость выяснить её этническую принадлежность. Первым к.-к. культ. с историческими таврами связал Г. Осмоловский.Действительно захоронения и погр. инвентарь предгорн. и горн. Крыма похожи. В письмен. ист. 5-2 вв. до н.э. в этой части полуостр. не упомин.никакие др. народы, кроме тавров, а своих соседей-варваров греки знали хорошо. Однако есть основания что эта культ. не имеет отн. к таврам первые заним. предгорья, вт. горы при этом в предгорьях преобл. поселении сущ. с 8- по 3 вв. до н.э., а в горах- могильники, фукцион. в 6-5 в.в. до н.э. Первые были пастухами и землед., а вторые кочевниками, пиратами, грабителями. Все же большинство склоняется что киз.-коб. культ. отн. к таврам, а различия обусловлены разл. средой обитания, отличия связаны переселением части тавров из предгорий на Главную Гряду и Южн. Берег Крыма.

 

8.Расселение тавров, их взаимоотношения со скифами и эллинами. Финал таврской культуры. Тавры издавна обитали в горах и предгорьях Крыма. Наиболее конкретные данные о месте проживания тавров сообщает Геродот: «Страну прилегающую к морю, гористую и выступающую в Понт, заселяет племя тавров, так наз. Скалистого(Керченского) полуострова. Таким образом тавры в древности занимали прибрежную и горную часть Крыма от Евпатории до Феодосии. Древнейшее из поселений Уч-Баш в Инкермане, а также в Балаклаве. Другие поселения наход. в средн. течении и устьях Черной, Бельбека, Качи, Альмы, Салгира, Зуи и др. рек текущих в предгорьях Крыма. Позднее тавры заселили северные отроги Главной гряды и долины в гористых верховьях рек. Тавры заселили и южное побережье (южное и юго-восточное) с долинами спускающиемися в морю: Алуштинской, Коктебельскей, Судакской. Так как тавры были грабителями, пиратами, кочевниками. В описаниях Геродота, когда перс. царь Дарий 1 Гистасп стоял на границе Скифии, обратились с просьбой о помощи к царям соседних племен. Часть помогла, др. часть отказалась в их числе были тавры. Возможно одной из причин заставивших тавров в горы были скифы кот. опасались тавры за неоказание помощи. Что касается эллинов, то окружающих они считали варварами. Как описывает Геродот тавров они приносят в жертву богине Деве потерпевших кораблекрушение и захваченных в море эллинов и и живут грабежами и войною. После Геродота др. античные авторы описывали тавров. Так Псевдо-Скимн на рубеже 3- 2 вв. до н.э. подчерквал жестокость тавров и отметил что они любят кочевую жизнь в горах. Однако бывали исключения как среди скифов так и среди греков. Иногда жителями полисов становились тавры-женщины и тавры- мужчины.Так в столице Боспорского царства Пантикапее нах. надгробие с надписью «Под этим памятником лежит муж для многих желанный, родом тавр». Имя его Тихон. Основная их масса имела статус рабов и др. зависимых категорий слоев населения. Значительно тесные отношения установились между таврами и скифами-смешанные браки. Об этом говорят парные подкург. погребения, в кот. мужчина-воин со скифским оружием лежит вытянуто на спине, а рядом с ним скорченно на боку лежит женщина с таврскими украшениями и посудой. Для объяснения куда исчезли тавры сущ. 2 версии в перв. Они растворились среди жителей город грецких, а другая среди скифов в результате воздействия чиленно превосходящих скифов те утратили свои особен. культуры. В письм. источн. они уже опр. как тавро-скифы. перестали существовать как отд. этнос очевидно завершилось ко 2-3 вв. н.э.

 

9.Понятие Скифии. Гипотезы о происхождении скифов. И у древних, и совр. Историков сущ. разногласия по поводу содержания понятий «скифы» и «Скифия».одни полагают, что скифам принадлежали все Евразийские степи, др. включают в Скифию не только степь, но илесостепные районы совр. Украины и юга Европ. Части Россию, третьи, и таких большинство, вслед за Геродотом, ограничивают Скифию нижн. Теченими Дона и Дуная. Последн. точка зрения явл. верной, но сущ. дополнением. Раскопками посл. столетий установлен, что скифы жили на Сев. Кавказе.Очевидцев событий и историков волновал вопрос о происхождении этого грозного народа. Геродот изложил три версии, две из кот. имели мифологический характер, а в третьей говорится что скифы пришли из глубин Азии. В первой версии от Таргитая сына бога Зевса и дочери реки Борисфена. У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай, Колаксай от них и произошли скифы. В др. версии от брака Геракла и полуженщины-полузмеи родились сыновья: Агафирс, Гелон, Скиф. От последнего произошли скифы так как он сумел натянуть лук Геракла. Остальные братья были изгнаны из страны. Многие исследователи полагали что скифы были потомками племен населявших Сев. Причерноморье в эпоху бронзы, другие скифы вторглись с востока принеся из Азии свою культуру. Как бы там не был, в 7 в. до н. э. скифы становятся госп. политич силой в Сев. Причерноморье, в том числе и в Крыму.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...