Позднескифские могильники.
Корчеватовский могильник.В Корчеватовском могильнике открыто семь трупоположений. Их расположение на окраине могильника, ориентация головой на запад, положение на спине с вытянутыми конечностями - такие же, как и у трупоположений из Пироговского могильника. Роднит их с корчеватовскими и отсутствие инвентаря. Правда, в двух погребениях Корчеватовского могильника были находки, определяющие их дату: железные фибулы того же типа, что и фибулы из трупосожжений. По мнению исследователя Корчеватовского могильника И. М. Самойловского, эти трупоположения принадлежали не зарубинецкому населению, а иноплеменникам. Мы полагаем, что эти трупоположения могли принадлежать местному лесостепному населению позднескифского времени. Погребения IV -III вв. до н. э. из таких позднескифских могильников Поросской группы, как Бобрицкий, Берестняговский, Синявский, Куриловский, характеризуются аналогичными неглубокими могильными ямами, одиночными захоронениями, вытянутым положением и западной ориентировкой. Могильные ямы были овальными или прямоугольными. Нам представляется, что первоначально все ямы были прямоугольными. Овальные очертания большинства из них - это результаты деформации стенок ям в мягком лессовом грунте. Размеры могильных ям составляли в среднем 1.2--1.4 м в длину и 0.60-0.70 м в ширину. Максимальные габариты по ширине равны 1.03 м, по длине - 1.70 м. Ориентация почти всех ям одинакова - их длинная ось вытянута по линии восток - запад, вдоль мыса, перпендикулярно к реке. Такой же является ориентировка упомянутых выше трупоположений. Во всех ямных захоронениях пережженные кости находились в восточной части могилы. Кости, если их было много, складывались в одном или двух-трех местах. Сверху клались кости черепа, еще выше - фибулы (там, где они имелись). Количество пережженных костей не всегда было одинаковым - от нескольких обломков, до двух-трех десятков обломков. Преобладали очень мелкие обломки, преимущественно от трубчатых костей. Кости - обычно чистые, без золы и угля, лишь в девяти ямных захоронениях найдены отдельные кусочки древесного угля, а в двух погребениях (22 и 26) угля было много - здесь сохранились куски сгоревших деревянных плах, выше которых лежали пережженные кости. На дне шести ямных погребений найдены небольшие кусочки охры красного цвета, что, возможно, связано с погребальным обрядом. Еще один позднескифский могильник это могольник Кермен –Кыр. В 1967 г. близ городища Кермен-Кыр был раскопан курган эпо-хи бронзы. В нем оказалось пять впускных позднескифских склепов с коллективными погребениями. Склепы имели овальную или почтикруглую в плане форму размером 1,70 x 2 м; 1,40 x 1,80 м. Дромосы были забиты камнями, входное отверстие закрыто каменными плита-ми. В погребальных камерах лежали по четыре-восемь костяков сразличной ориентацией: в одном склепе все погребенные лежали головой на северо-запад, в других – голонами на юго-запад или юго-восток. Могилы оказались неграблеными. В них обнаружены фибулы среднелатенской схемы, фибулы зарубинецкого типа веретенообразный глиняный бальзамарий, красноглиняная миска, железные ножи, бронзовые и железные пряжки с языками, пряслице, бусы, железное копье и великолепно сохранившийся железный наконечник дротика. На ногах одного из погребенных сохранились остатки кожаной обуви, верхняя часть которой была отделена тисненным кожаным пояском и у щиколоток скреплена бронзовыми многовитковыми браслетами. Инвентарь погребений аналогичен находкам в мавзолее Неаполя скифского и датирует их II-I вв, до н.э. Подобных подкурганных погребений в Крыму известно очень мало. Они представляют несомненный интерес для истории поздних скифов и свидетельствуют о сохранении у них, наряду с грунтовыми могилами, подкурганного обряда погребений. Еще известні такие могильники позднескифского периода как, Заветнинский, принадлежавший городищу Алма-Кермен и Усть-Альминский и многие другие.
19. Сарматизация позднескифской культуры. В условиях оседлого быта поздние скифы, в отличие от кочевников, стали совершать в склепах многократные и многоярусные захоронения. Подбойные могилы появляются в позднескифских некрополях, причем сразу массово, в 1 в.н.э. Хорошо известно, что в таких могилах хоронили жившие в это время в севернопричерноморских степях сарматы. Значит сарматы переселялись в крымские предгорья и вливались в число жителей позднескифских поселений. Сарматские черты проступают и в других деталях погребального обряда и инвентаря. Так, скифское оружие полностью заменяется на сарматское, распространяется сарматская мода расшивать края женской одежды бусами, появляются зеркала, детали одежды и украшения сарматских форм. В соответствии с сарматской традицией стали изготавливать некоторые лепные сосуды, в частности, использовавшиеся в религиозных церемониях, так называемые курилицы. На стены домов, каменные плиты, надгробные памятники, некоторые мелкие вещи наносились особые изображения, которые принято называть «сарматскими знаками». Они, вероятно, служили своеобразными знаками собственности, обозначавшими принадлежность той или иной вещи определенной семье, роду или отдельному человеку.
20. Финал истории скифов. Несмотря на поражения в войнах с Боспором и утрату политической независимости, скифы продолжали жить в предгорьях до середины 3 в. н. э. В это время гибнут все позднескифские поселения. В их верхних слоях обнаружены десятки едва присыпанных землей костяков. В одной из хозяйственных ям Неаполя найдено 42 травмированных черепа. Не всегда ясно, защитникам или захватчикам принадлежали эти останки, но после их захоронения жизнь на поселениях замирает. Полагают, что позднескифские поселения были уничтожены союзом, состоявших из различных, преимущественно германских племен, возглавляемых готами.
Разгром середины 3 в. н. э. скифами пережить не удалось. Они утратили свою территорию, общность материальной и духовной культуры и, таким образом перестали существовать как единый народ.
21. Периодизация сарматской культуры. Установлено, что наиболее ранние памятники относятся к середине 2 в. до н.э. (погребения с фибулами среднелатенской схемы). Раннесарматские памятники Северного Причерноморья (впускные погребения и “клады”) датируются 2 - 1 вв. до н.э. Памятники среднесарматской культуры отчетливо делятся на две группы: впускные погребения и могильники с основными погребениями. Материалы впускных погребений демонстрируют унаследование культурных традиций предшествующего времени. Основная масса впускных среднесарматских погребений Северного Причерноморья оставлена потомками местного раннесарматского населения. Позднесарматский период в Северном Причерноморье распадается на две хронологических фазы: начальную (вторая половина 2 - середина 3 в.н.э.) и финальную (вторая половина 3 - 4 в.н.э.). Для первой характерно наличие небольшого количества впускных и преобладание основных погребений, сгруппированных в могильники. Имеются несколько грунтовых могильников и отдельных погребений. В финальной фазе среди погребальных сооружений доминируют глубокие подбои и катакомбы. В конце 3 в.н.э. окончательно оформляется разделение позднесарматских памятников региона на две группы. Восточная располагается полосой от Самаро-Орельского междуречья на юго-восток к Дону, памятники западной концентрируются в Нижнем Подунавье. Такая топография объясняется наличием черняховской культуры, занимающей пространство между обеими группами.
22) Савроматскя культура Савроматы- ведут кочевой образ жизни и говорят на языке близко скифскому. Ареала: междуречье Нижнего Дона - Нижней Волги, Заволжье, Северный Прикаспий и степи Приуралья. Дата культуры: рубеж VII-VI - IV вв. до н.э. Данная культура постепенно уступила место в IV - н. III в. до н.э. возникшей в ее недрах сарматской культуре. Хозяйство - кочевое скотоводство. Культура известна в основном по погребениям, сходство которых и стало основным критерием выделения “савроматской” культуры.
Захоронения совершались в курганах с земляной насыпью.Хоронили в основном в ямах, они могли перекрываться настилом из дерева или камыша, могли также содержать деревянные клети из двух-трех рядов бревен. Трупоположение, погребенные в основном лежат на спине, иногда с руками на поясе или на бедрах, с ориентировкой чаще на запад, реже - на восток или на юг. Инвентарь мужских погребений составляли мечи и стрелы, уздечный набор, изредка копья. В инвентарь многих женских погребений также входили мечи, украшения, зеркала, каменные блюда-алтарики и костяные ритуальные ложечки. Встречаются в погребениях и орудия труда: железные ножи, пряслица, костяные проколки. Для всех погребений характерна напутственная пища - туши обезглавленных баранов. Значительную роль в погребальном обряде играл культ огня в виде сожжения надмогильных сооружений, разведения кострищ над могилами или засыпания их горящими углями, вследствие чего погребенные сильно обгорали. Савроматское оружие очень близко скифскому. Мечи и кинжалы — тех же типов, что и у скифов, но особенно популярны акинаки с навершием рукояти в виде двух выступов-когтей. Многочисленные наконечники стрел подобны скифским, однако при господстве втульчатых наконечников из бронзы здесь встречаются и отдельные черешковые. Савроматские керамические сосуды были груболепными, сделанными без гончарного круга, баночных, шаровидных и яйцевидных очертаний. Керамика в основном плоскодонная, однако в Приуралье изготавливались и круглодонные сосуды, часто с примесью талька в тесте. Бронзовые сосуды представлены двуручными котлами - рюмкообразными, с коническим поддоном. Многочисленны предметы культа, обереги: каменные алтарики на ножках, костяные и роговые ритуальные ложки, клыки, костяные блюда, костяные пластины. Все они, бронзовые уздечные бляхи, наряду с навершиями акинаков часто украшены изображениями в зверином стиле Искусство савроматской культуры представлено в звериным стилем скифо-сибирского типа. Так, излюбленный у скифов образ - олень - встречается редко. Популярен лось, но наиболее распространен образ волкоподобного хищника.
23. Раннесарматская культура (Прохоровская) Археологическая культура степей Евразии IV-II вв. до н.э., получила свое название от курганов у с. Прохоровка Шарлыкского р-на Оренбуржской обл., раскопанных С.И. Руденко. М.И.Ростовцев датировал их IV-III вв. до н.э. и связал с восточными соседями скифов - сарматами.
Раскопано более тысячи погребений, они подкурганные. Наиб. ранние и переходные IV в. до н.э. располагаются в Юж. Приуралье, могилы III-II вв. - начала I в. до н.э. концентрируются гл. обр. в Волго-Донском регионе. Одной из характерных черт обряда является кольцевое расположение могил вокруг царских захоронения. Встречаются захоронения под индивидуальными насыпями. Среди форм погребальных сооружений более всего подбоев, встречаются могилы с заплечиками и катакомбы. Основную часть погребений составляют удлиненно-прямоугольные ямы средней ширины. Могилы, как правило, ориентированы меридионально, а погребенные лежат головами на юг. Встречаются остатки погребальных носилок и колесниц. В качестве ритуальных веществ и предметов использовали куски мела, красной и желтой охры, раковины, гальки, наборы т.н. "молоточковидных" предметов, глиняные и алебастровые курильницы. Следы культа огня, особенно в Юж. Приуралье, сохраняются в виде остатков костров, золы и кусочков угля. Заупокойная пища - обычно нога барана с лопаткой. Инвентарь разнообразен. Вооружение представлено мечами, кинжалами, бронз. трехгранными и трехлопастными втульчатыми наконечниками стрел. Копья, дротики и защитное вооружение встречаются редко. Полные уздечные наборы очень редки, обычно это только удила, ворворки, бляшки. В богатых могилах конца III-I вв. до н. э. фалары - мет. круглые бляхи, украшавшие сбрую коня. Среди орудий труда -ножи, оселки, пряслица, бронз. и жел. иглы, очень редко жел. топоры и тесла. Предметы туалета представлены костяными ложечками и навершиями гребней, бронз. зеркалами. Среди украшений: ожерелья из стеклянных или каменных бус, бронзовые, серебряные и зол. подвески, серьги, реже браслеты, перстни и гривны. Одежда иногда расшивалась серебряными и зол. бляшками и часто дополнялась бронз., костяными и жел. пряжками с неподвижным крючком. В обиходе употреблялась лепная и гончарная керамика. В Юж. Приуралье значительный процент составляли круглодонные сосуды, особенно в IV-III вв. до н.э. Гончарная керамика была завезена в Юж. Приуралье. Изредка встречались бронз. котлы тех же типов, что и в савроматское время. Немногочисленные изделия в зверином стиле (савромато-сарматский звериный стиль) (особенно III-II вв. до н. э.)
24. Среднесарматская культура В начале II века до н.э., открывают среднесарматский период. Разделив между двумя группами — оренбургской на севере и междуречья Волги—Урала на юге. Оренбургская группа расширяла свою территорию на восток от Волги, в районе Саратова до Оренбурга и Орска; территория южной группы (аорсов) распространялась от низовьев Волги в районе Волгограда и Астрахани, до нижнего течения Урала. В южной ветви сусловской культуры (названной так по группе курганных могильников рядом с селом Суслы на Волге) имеются свои особенности. Некоторые поселения и плоские могильники в низовьях Дона можно также отнести к этой ветви. Погребальный инвентарь на всех сарматских территориях практически одинаков. Короткие мечи и кинжалы с эфесом, заканчивающимся кольцом, постепенно вытеснили длинные мечи с головкой эфеса в виде шара из стекла или халцедона. Многие предметы погребального инвентаря свидетельствуют о связях с Центральной Азией: зеркала, костяные ложки, конская упряжь, кушанские красные вазы и характерные кувшины с ручками в виде зверей. Ювелирные изделия, включая золотые накладки со вставками из стекла и драгоценных камней, демонстрируют отчетливые параллели с предметами из сибирских курганов, хранящихся в коллекции Эрмитажа. Погребения низовьев Волги, особенно сусловской группы, указывают на связь с Боспорским царством. Здесь были найдены ювелирные украшения; фибулы (в том числе серебряные) различных типов, бусы из стекла и янтаря; фаянсовые подвески и амулеты египетского типа; вазы из римской краснолаковой керамики, гончарные изделия боспорского или кубанского происхождения. Небольшие бронзовые накладки, пришитые на одежду, типичны для всех сарматских земель. Золото, за исключением накладок, встречается редко. Фрагменты бараньих костей часто находят в блюдах или вазах. Относительно большое количество археологических останков среднесарматского периода сосредоточено в районе, расположенном к югу от нижнего течения Дона до Маныча и восточнее, до дельты Волги. Среди археологических объектов — останки нескольких укрепленных поселений на берегу Дона, курганные могильники и «плоские» захоронения. Сарматы были земледельцами, но скотоводство играло важную роль в их экономике, и многие поселенцы имели тесные связи с городом Танаис.
25) Позднесарматская культура В северных областях, в степях к западу от Каспия и на Северо-Восточном Кавказе, черты, характерные для предшествующего периода, особенно погребальные обряды, сохранялись вплоть до последней стадии позднесарматского периода. Предметы погребального инвентаря: оружие. Преобладают длинные железные мечи, длинные луки гуннского типа и гуннские стрелы; удила — грызла и трензельные кольца — тоже гуннские. Ручная керамика, особенно кубические «курильницы фимиама», маленькие бронзовые зеркала, с квадратной, перфорированной ручкой. По сообщениям античных авторов, к концу I века власть гуннов распространилась к западу от Каспийского моря. Гуннский расовый тип (то есть монголоидные черепа) встречается на сарматских кладбищах. Боспорские товары, украшения, римские эмалевые броши, фибулы с завитком и «ножкой загнутой кверху» латенского происхождения появляются в погребениях Поволжья, преимущественно в богатых княжеских захоронениях. во II веке н. э. в эту местность пришли другие племена. Культура восточных аланов, принесших с собой эти изменения В ней смешались аланские элементы и особенности культур коренных несарматских народов, населявших до этого Северо-Западный Кавказ.
26) Сарматские памятники Азово- Черноморских степей В конце I или в самом начале II в. н. э. крупное передвижение сарматских племен, охватившее все Северное Причерноморье, привело к тому, что поздние скифы вынуждены были оставить северо-западный Крым и некоторые другие территории. В это же время в предгорьях появляются сарматские подкурган-ные погребения. Одно из них с римской бронзовой посудой, краснолаковой керамикой и амфорами изучено у с. Константинова близ Симферополя, а в кургане Мамай-Оба, расположенном в междуречье Качи и Бельбека, сарматы совершили восемь захоронений. Впоследствии их приток в предгорья усилился. Они, как и прежде, вливались в число жителей позднескифских поселений, но некоторые сарматские племена заселяли не обитаемые ранее места. В долинах рек Черной, Бельбека, Качи, Альмы, Салгира, Зуи появились обширные могильники, насчитывающие десятки погребений. Они, в основном, состояли из подбойных могил, хотя использовались и иные типы погребальных сооружений. Захоронения не богатые. Они сопровождаются одиночными лепными, краснолаковыми, редко, стеклянными сосудами, различными кольцами, серьгами, браслетами, миниатюрными зеркалами, подвесками-амулетами, фибулами, пряжками. Украшения и детали одежды, в основном, изготавливались из бронзы, иногда — из серебра и в единичных случаях — из золота. Женская и детская одежда расшивались бусами, в некоторых могилах их находят тысячи. Поселения, которым принадлежали эти могильники, не обнаружены. В то же время, большие некрополи без курганных насыпей не могли принадлежать кочевникам. Возможно, в Крыму сложилась ситуация, близкая той, что в свое время описал Страбон, говоря о северокавказских сарматах: "... они частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием".
27) Сарматы в Крыму В связи со скифо-херсонесскими войнами в Крыму, судя по письменным источникам, впервые появляются сарматы. Сарматы - кочевые ираноязычные племена, родственные скифам по языку и образу жизни, но, отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Этноним «сарматы» или равнозначный ему «сирматы» появляется в источниках IV в. до н.э. и обозначает племена, жившие на правобережье Танаиса. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов - народа, обитавшего в геродотово время к востоку от Танаиса. Страбон сообщает об участии сарматского племени роксоланов в военных действиях на территории Крыма в конце II в. до н.э. 50 тыс. роксоланов во главе с Тасием в качестве союзников Палака сражались с войском Понтийского полководца Диофанта и были разгромлены. Из письменных источников следует, что в III - II вв. до н.э. постоянного сарматского населения в Крымских степях не было. Сарматы проникали в Крым спорадически, в связи с экстраординарными событиями. Складывается впечатление, что сарматы в I - II вв.н.э. периодически проникали в степной Крым. Но в целом этот регион оставался зоной с нестабильным населением. Гораздо в большей степени сарматов влекли позднескифские поселения предгорного Крыма и боспорские города на Керченском полуострове. Иногда они составляли в этих регионах компактные группы населения, но, большей частью, вливались в число жителей греческих и скифских населенных пунктов, придавая их культуре своеобразный «сарматизированный» облик. Вероятно, в I в. н. э. какое-то сарматское племя переселяется в крымские степи. В первые века н. э. довольно много сарматов переселилось на Боспор. В это же время сарматы оседают на землю в крымских предгорьях, на территории позднескифского государства. В конце I или начале II в. н. э. какие-то сарматские племена изгнали скифов из северо-западной части полуострова и угрожали крепостям центральной части Скифии и постепенно заселили плодородные долины крымских рек. В III - IV вв. вместе с сарматами селились родственные им аланы. Умерших они хоронили на территории сарматских могильников, правда, в сооружениях оригинальной конструкции. В конце IV в. в Крыму появляются племена гуннов. В это время население крымских предгорий оставило обжитые места. Вероятно, часть этих людей бежала в труднодоступные районы горного Крыма из страха перед гуннами, другие же присоединились к кочевникам и вместе с ними отправились на запад.
|