Летописные восточные славяне VIII-X вв.: культура Лука Райковецкая, волынцевская и роменско-боршевская археологические культуры.
Роменско-борщевская культура (укр. Роменсько-борщевська культура) — археологическая культура славянского населения лесостепей Левобережья Днепра VIII—X века (Липецкая, Воронежская,Брянская, Курская и Белгородская области[1]). Название идёт от городаРомны (Сумская область Украины) и села Борщево (Воронежская область РФ). Материальная культура представлена остатками городищ (Новотроицкое городище, Титчиха) и селищ, состоящих из землянок. Керамика представлена высокими лепными горшками-кувшинами и низкими мисками. Могильники представляют собой курганы с элементами трупосожжения. Имелось развитое кузнечное ремесло. Основное занятие населения — земледелие (просо, рожь, пшеница). Культура исследована в середине XX века И. И. Ляпушкиным. Носителями борщевской культуры были вятичи, роменской —северянский союз племен[1]. Генетически связана с волынцевской и лука-райковецкой культурам. В X веке культура угасает под воздействием разорительных набеговпеченегов.
Лука-райковецкая культура — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории верховьев Западного Буга и правобережья Днепра в VII—X веках. Сформировалась на основе корчакской культуры в качестве её эволюционного развития в VII—VIII[1]. Выделена в 1946 году на основе городища в Житомирской области. Памятники лука-райковецкой культуры имеют следующие признаки: Доминирующий тип поселений — неукрепленные селища, население которых занималось сельским хозяйством, для IX века характерно появление городищ, имевших ремесленно-торговый и административный характер[2]. Керамика соответствует пражско-корчакской по состав материала, обжигу, способу формовки и ассортименту форм. От указанной культуры отличается наличием орнаментации — защипов или насечек по краю венчика, ямочным, неровным волнистым или линейным орнаментом. В ходе развития культуры происходит изменение сосудов от слабопрофилированных к имеющим большую профилировку, от высоких сосудов более низким и широким. Изначально керамика носит лепной характер. С IX века появляются сначала лепные сосуды с обточенным на гончарном круге верхом, а затем и сосуды, целиком изготовленные на круге[2].
Основной тип погребений — грунтовые могильники. С VIII века увеличивается доля курганных погребений, в IX—X векахвытеснивших грунтовые захоронения. Курганы содержат одиночные погребения[2]. Украшения, характерные для памятников лука-райковецкой культуры, включают в себя проволочные височные кольца, миниатюрные антропоморфные фибулы, подковообразные фибулы, литые трехрогие подвески-лунницы, серьги-лунницы с гроздевидной подвеской, украшенные псевдозернью и имеющие, как считается, западнославянское происхождение, подвески-бубенчики, пластинчатые, литые браслеты и браслеты выполненные из граненой проволоки, перстни, железные пряжки, стеклянные бусы и пронизки[3].
Волы́нцевская культу́ра — археологическая культура раннего Средневековья (VIII-IX вв.), расположенная в междуречье Днепра иДона. Отождествляется со славянскими предками северян[1]. Генетически связана с именьковской культурой. Эволюционно трансформируется в роменскую культуру. Волынцевцы строили неукрепленные поселения и жили в землянках с глинобитными печами. Мертвых кремировали, а прах помещали в урну. Население выращивало просо, пшеницу, рожь и горох. Из артефактов известно рало. Исследователями отмечается и наличие значительного количества вещей салтово-маяцкой культуры.[2] В. В. Седов высказывает догадку о связи волынцевской культуры с Русским каганатом[3]. Предполагается, что волынцевская культура возникла в результате массовой миграции представителей именьковской культуры и их метисации с населениемколочинской и пеньковской культур, начиная с последней четверти VII века, вызванной миграцией булгар-кутригур на северо-восток от Дона, в поволжские степи.[2]. Носителями культуры считаются протосеверяне.
Дружинные курганы»
Археологи, работавшие с материалами 10-го века, выделили часть древних захоронений в так называемые «дружинные курганы» — появление этих могил древнерусских воинов было связано с расцветом дружинной культуры в государстве русов. Первые дружины на Руси формировались из многих племен — здесь отметились и славяне, и скандинавы, и угры. Где можно взглянуть на дружинные курганы наших предков? Самые известные из них — Гнездовский и Тимиревский комплексы. Первые захоронения чуть помладше, зато крупнее — это самый большой курганный комплекс легендарной эпохи викингов. По племенной принадлежности Гнездово — славяно-скандинавский, Тимирево — больше финский (сказывается близость Волги). Еще дружинные курганы? Шестовицкий, Михайловский, Кемский. Причем второй из них знаменит замечательными артефактами — редкими типами мечей и золоченой упряжкой в стиле Борре. Изучение дружинных курганов тесно связано с нормандской теорией, то есть с идеей о том, что государственность появилась у славян в результате внешнего, нормандского вмешательства. Для верификации этого тезиса необходимо доказать, какого происхождения дружиное оружие, инвентарь и сами дружинники. Если в кургане скандинавский обряд сочетается с находками скандинавских вещей, то имеются основания говорить о скандинавской принадлежности погребенного. Религиозные представления и обрядность очень устойчивы. Нормандским является обряд возложения на плечики погребальной урны железной гривны с молотковидными привесками (отражен. мифа о Торе); также обряд трупосожжения в ладье (встречен в Гнездове). Чертой скандинавов является младшеруническая письменность. На территории Древней Руси такая письменности более или менее распространена, но в дружинных центрах она известна только из Тимерева. Норманисты считают, что мечи из дружинных курганов – скандинавского происхождения. Но мечи появились в 8 в. во многих частях Европы и на Руси в том числе. На лезвии меча, найденного под Полтавой, обнаружено клеймо русского мастера. Меч датируется 1000-1050 гг. Таким образом, производство мечей каролингского типа существовало и на Руси, хотя и некоторая часть мечей была доставлена и из Скандинавии. Русские ромбовидные стрелы – в противовес ланцетовидным – преобладают в Гнездове, Тимереве и Шестовице. Древнерусские сфероконические шлемы, не встречаемые в Скандинавии, также характерны для погребений. Вывод: во всех дружинных кладбищах число погребений, которые можно считать скандинавскими, невелико. В господствующем классе скандинавы не составляли большинства. Русская знать в основном была славянской. В 11 веке влияние не прослеживается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|