Могильники типа Ай-Тодор и Чатырдаг в Крыму.
Некрополи Чатырдаг, Ай-Тодор и часть могильника на р.Черной принадлежали готам, т.к. погребения схожи с германскими могильниками, в Польше. Кремациями. несколько видов погребального обряда, погреб.костер за пределами могильника. 1й вид-В нем сжигали умершего вместе с наименее ценными вещами, кости от золы в урну. Урны-амфоры, большие лепные и краснолаковые сосуды, горла урн закрывали лепными или кр-лаковыми мисками, фрагментами разбитых сосудов, кирпичами или плоскими камнями. ставили в небол. прямоугольную могилу. Клали несколько кр-лаковых, лепных сосудов, орудия труда, оружие, украшения.В отдельных случаях дно и стенки -каменными плитами, плитой перекрывали сверху, образуя подобие каменного ящика. плиты не использовали, но перекрывали небольшими камнями или засыпали грунтом. 2 вид- пережженные кости вместе с остатками погребального костра и тризны складывали в могильную яму и перекрывали камнями. Иногда, погребальный костер был поверх могильной ямы, все остатки не вмещались в могилу, а образовывали над ней невысокий холмик. Его обкладывали камнями получался небольшой курганчик. Найдены: меч, боевые топоры, наконечники копий, кинжалы, Ме детали щитов; серпы, ножи, иголки, шилья, оселки, пряслица; стеклянная, крас-нолаковая и лепная посуда; пряжки, фибулы, браслеты, подвески, серьги, кольца, перстни, бусы; римские и херсонесские монеты; бронзовый замок. При раскопках Чатырдагского и Ай-Тодорского могильников в стороне от собственно некрополей обнаружены скопления преднамеренно разбитых амфор и лепной посуды. Здесь же найдены кости животных, причем трубчатые кости расколоты — из них доставали мозг. Однако следов каких бы то ни было построек здесь не обнаружено. Предполагают, что на этих местах происходил поминальный пир — тризна.
41.Происхождение славян по данным археологических источников. «Триада» культурообразующих признаков. Киевская культура В 50-х годах вопрос о происхождении славян на основе данных археологии попытались осветить М. И. Артамонов и П. Н. Третьяков.Вслед за польскими археологами М. И. Артамонов полагал, что ранними славянами оставлены лужицкая, поморская и пшеворская культуры. Однако территория славян не ограничивалась Висло-Одерским регионом, а с глубокой древности распространялась на восток вплоть до Подне-провья. Здесь славянам принадлежали скифские культуры Подолии и Среднего Поднепровья. Невры, гелоны и будины Геродота, по М. И. Артамонову, были славянами. Позднее славянскими в Поднепровье были зарубинецкая и черняховская культуры. Славянский язык и в Повисленье, и в Поднепровье, по мнению исследователя, существовал еще с конца энеолита и начала эпохи бронзы. Согласно представлениям П. Н. Третьякова племена культуры шнуровой керамики, расселившиеся во II тысячелетии до н. э. на территории от Эльбы до Днепра, были протославянами. В I тысячелетии до н. э. славянам принадлежали лужицкая культура, скифские древности лесостепного Поднепровья, а также верхнеднепровская и юхновская культуры. Еще позднее славянами были племена поморской, пшеворской, зарубинецкой и черняховской культур и население, оставившее синхронные им верхнеднепровские древности вплоть до городища Березняки в Ярославском Поволжье. Ныне эти схематичные этногенетические построения имеют чисто историографический интерес. По мере накопления новых археологических материалов они были коренным образом пересмотрены, в частности и самими их авторами. В последнее время П. Н. Третьяков, с одной стороны, по-видимому, разделял мысль польского археолога А. Гардавского о племенах тшинецкой культуры как основе славянства, а с другой — считал возможным начинать историю славян лишь с рубежа нашей эры — от пшеворской и зарубинецкой культур. Киевская культура — восточно-европейская археологическая культура, датируемая с II по V век н. э. Выделена в 40-50-е гг. ХХ века украинским археологом В. Н. Даниленко.Развилась на основе зарубинецкой культуры. Поселения представлены в виде неукрепленных селищ, состоящих из землянок отапливаемых каменными очагами. Рядом с домами располагались погреба-ямы. Мертвецов сжигали и захоранивали в грунт. Погребальные находки бедны. Керамика лепная и более примитивна, чем предшествующая зарубинецкая. О земледельческих занятиях свидетельствуют такие артефакты как железные серпы, зернотерки и жернова. Стеклянные бусы и бронзовые пинцеты свидетельствуют о торговых отношениях с Римской империей. Находилась к северу от черняховской культуры. По современным данным территория Киевской культуры доходит до юга Псковской области РФ. Самые восточные памятники Киевской культуры в последнее время были обнаружены в Самарском Поволжье. Киевская культура являлась направляющей и базовой для многих других культур.Во второй половине V века подверглась гуннскому нашествию.
Ранние славяне V-VII вв. по данным археологии. Пеньковская, пражско-корчакская и колочинская археологические культуры. Появление археологических культур, признанных большинством археологов славянскими, относится лишь к V—VI векам. Пражско-корчакская, пеньковская и колочинская культуры структурно близки и разделены географически. Пражская культура — археологическая культура древних славян (V—VII вв.), в Центральной и Восточной Европе (от Эльбы доДуная и среднего Днепра). Названа по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной близ Праги чешским археологом И. Борковским. Исследователь отметил, что подобная глиняная посуда известна также на территории Польши и Германии, и предложил именовать её пражской, полагая при этом, что она развивалась автохтонно из керамики культуры погребальных урн и кельтской.. Основными памятниками пражской культуры являются неукреплённые поселения — селища. Пражская культура представлена неукреплёнными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печи-каменки, полями погребальных урн и, грунтовыми бескурганными могильниками и курганными могильниками с трупосожжениями. Основу пражской керамики составляют высокие горшки со слегка суженным горлом и коротким венчиком. Поверхность сосудов обычно коричневатая, изредка несколько сглаженная. Большинство их лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся эта керамика изготовлена без помощи гончарного круга, технология которого была известна ранее (Пшеворская культура), но была утеряна в связи с великим переселением народов.
Пеньковская культура - по археологическим данным южную часть Поднестровья в 6-7вв. занимают памятники пеньковского типа(по селу Пеньковка Кировоградской области), которые выходят и на земли современной Румынии севернее нижнего Дуная. Пеньковские (антские) памятники сходны с пражскими. Отчего их иногда называют пражско-пеньковскими. Обряд погребения такой же как у пражских племён, но встречаются и трупосожжения, хар-ны для кочевников. Погребальный инвентарь крайне бедный: бронзовые украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы. Погребения, как правило, располагались в 0,5-1 километров от селищ на низких или возвышенных участках местности. Пеньковцы селились близ рек в неукреплённых поселениях, состоящих как правило из полуземлянок. Поселения располагались гнёздами, по 3-5 селищ, на расстоянии 5-7 километров. Площадь селищ не превышала 2-3 гектаров. Полуземлянки наблюдаются двух видов — каркасные и срубные. Форма жилищ обычно прямоугольная, иногда овальная. Крышу жилища обычно покрывали соломой или камышом, в дальнейшем засыпая крышу землёй.. Керамика: По особенностям материальной культуры пеньковская культура близка к пражской. Керамика представлена горшками, мисками и сковородами. Изделия из кости: Пеньковцы из кости изготавливали гребни, иголки и шила. Металлургия: Культура обладала кузнечными центрами. Найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки. У антов в 6-7вв. уже существовали поселения, где изготовляли железо. Ремесленное поселение: 1)Селиште(в бассейне Нижнего Днестра), окружённое деревянными стенами.2) на одном из островов Южного буга. Там найдена 21 домница и 4 печи для обжига железной руды. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие и приселищное животноводство. Практиковалась и ручная обработка земли приусадебных участков железными теслами-мотыжками. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овёс, рожь и коноплю. Колочинская культура — раннесредневековая археологическая культура (V—VII века), расположенная на территории Гомельской, Брянской и Курской областей. Рассматривается как поздний локальный вариант зарубинецкой культуры (киевская культура.На юго-востоке эта культура сосуществовала с родственной ей пеньковской культурой. На востоке сменяется протосеверянской волынцевской культурой. Исследователи считают носителей данной культуры славянами (П. Н. Третьяков, Л. Д. Поболь, В. Д. Баран, Р. В. Терпиловский, М. Б. Щукин, Н.В. Лопатин, И.О. Гавритухин,). Колочинская и пеньковская культура ближайшие родственные культуры, образовавшиеся из киевской культуры. Славянство киевской культуры признано большей частью исследователей. Колочинцы жили в неукреплённых селищах (что отражает период затишья между гуннской и аварской экспансиями), состоящих из землянок.Посуда (кухонные горшки, сосуды для хранения продуктов, миски, диски и сковороды) была грубо слеплена из глины без использования гончарного круга и неорнаментирована. Основные формы горшков: баночные, тюльпаноподобные, ребристые, цилиндроконические.Мёртвых кремировали, а прах помещали в урны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|