4. Организация самостоятельной работы студентов
4. Организация самостоятельной работы студентов
Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности. Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы: · подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования); · основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы); · заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда). Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивают: учебный отдел, преподаватель, библиотека, ТСО, ИВТ, типография колледжа и др. 5. Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной работы
С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет. Система обучения в учреждениях профессионального образования подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности.
Однако на этом пути существуют определенные трудности, в частности, переход студента от синтетического процесса обучения в средней школе, к аналитическому в колледже. Это связано как с новым содержанием обучения (расширение общего образования и углубление профессиональной подготовки), так и с новыми, неизвестными до сих пор формами: обучения (лекции, семинары, практические занятия и т. д. ). Студент получает не только знания, предусмотренные программой и учебными пособиями, но он также должен познакомиться со способами приобретения знаний так, чтобы суметь оценить, что мы знаем, откуда мы это знаем и как этого знания мы достигли. Ко всему этому приходят через собственную самостоятельную работу. Это и потому, что самостоятельно приобретенные знания являются более оперативными, они становятся личной собственностью, а также мотивом поведения, развивают интеллектуальные черты, внимание, наблюдательность, критичность, умение оценивать. Роль преподавателя в основном заключается в руководстве накопления знаний (по отношению к первокурсникам), а в последующие годы учебы, на старших курсах, в совместном установлении проблем и заботе о самостоятельных поисках студента, а также контролирования за их деятельностью. 5. 1. Методические рекомендации по составлению географических кроссвордов
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. Для составления кроссворда по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь одним из программных средств: MicrosoftWord, MicrosoftExcel. Кроссворд составляется индивидуально. Работа должна быть представлена в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Правила при составлении кроссвордов 1. Не допускается наличие " плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда. 2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения. 3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа. 4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения. 5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений. 6. Не допускаются аббревиатуры, сокращения. 7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов. 8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны. 9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда. Требования к оформлению кроссворда: 1. Рисунок кроссворда должен быть четким. 2. Сетка кроссворда должна быть пустой только с цифрами позиций слов-ответов. 3. Ответы на кроссворд публикуются на отдельном листе. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий. 1 лист – титульный 2 лист – сетка кроссворда, вопросы без ответов 3 лист – ответы 4 лист - используемые источники Создание кроссворда в MS Word. 1. Создание сетки графическим методом; при этом все элементы должны быть сгруппированы. 2. Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются. 3. Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками. 4. Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам. 5. Задания к кроссворду должны быть грамотно сформулированы. 6. Кроссворд на странице должен быть наглядно оформлен и правильно расположен. Создание кроссворда в MicrosoftExcel. 1. Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными. 2. Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация. 3. Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная цифра, то ячейка
заливается определенным цветом). 4. Задания к кроссворду должны быть грамотно сформулированы. 5. Кроссворд на рабочем листе должен быть наглядно оформлен и правильно расположен. 6. Наличие проверки правильности решения кроссворда. Составление условий (толкований) кроссворда: 1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. 2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны. 3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов. Планирование деятельности по составлению кроссворда. 1. Определить, с какой целью составляется кроссворд. 2. Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме 3. Просмотреть и выбрать вид кроссворда. 4. Продумать составные части кроссворда. 5. Изучить дополнительный материал по теме. 6. Составить список слов раздельно по направлениям. 7. Написать условия (текст) кроссворда. 8. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации. 9. Проанализировать составленный кроссворд согласно критериям оценивания. 10. Оформить готовый кроссворд. Электронные друзья кроссвордиста. Специальные программы-помощники кроссвордиста: · Cross Partner (crosspartner. chat. ru), · Paseek 2000 (crossworld. nm. ru/Index. html), · сайт ― Помощник кроссвордиста (www. aida. ru/cgi/ch. pl). · сайт ― Кирилл и Мефодий‖ (www. km. ru/entertaiment/crossword) · сайт ― Кроссворд 2000‖ (raybinin. newmail. ru/krossword/pro. htm). Интерактивные кроссворды (Java-кроссворды): · www. sobesednik. ru/crosswords (еженедельник ― Собеседник) · nauka. relis. ru/54/dir. htm. (журнал ― Наука и жизнь) · www. privatelife. ru/Krossword. htm (газета ― Лучшие кроссворды " Поля чудес" ) · www. fair. ru/cross (для распечатывания ― Ярмарка кроссвордов) Критерии оценивания кроссворда Оценка «5» ставится, если: · Кроссворд выполнен в соответствии с заданием; · Работа реализована средствами требуемой программы, эстетично оформлена, в работе гипперссылок нет ошибок.
Оценка «4» ставится, если: · работа выполнена полностью, но в определениях терминов допущены неточности. · правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок в оформлении; · работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. Оценка «3» ставится, если: · работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи. Оценка «2» ставится, если: · допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ. 5. 2. Методические рекомендации по составлению реферата Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: 1. титульный лист; 2. содержание; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. список использованных источников; 7. приложения (при необходимости). Примерный объем реферата в машинописных страницах представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата:
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во введении дается общая характеристика реферата: · обосновывается актуальность выбранной темы; · определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; · описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования; · кратко характеризуется структура реферата по главам. Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка " ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер. Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает... ») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать... » и т. п. ). В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата. Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате. В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т. п. ). Оформление реферата При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования: · на одной стороне листа белой бумаги формата А-4 · размер шрифта-12; TimesNewRoman, цвет - черный · междустрочный интервал - одинарный · поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см. · отформатировано по ширине листа · на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы. · в конце работы необходимо указать источники использованной литературы · нумерация страниц текста – по центру страницы, выравнивание по правому краю. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности: 1. Законодательные и нормативно-методические документы и материалы; 2. Специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т. п. ); 3. Статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений. Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово " Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком. В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки. Критерии оценивания реферата: Оценка «отлично» выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами. Оценка «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении. Оценка «удовлетворительно» выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. Оценка «неудовлетворительно» выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|