5.7. Методические рекомендации по работе над индивидуальным проектом
Особое значение в колледже имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую студентом на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану, это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть студент. При построении проектной деятельности преподавателю важно учесть следующее: • тема проекта должна быть интересна для студента, совпадать с кругом интересов руководителя проекта; • суть проблемы должна быть студентом точно и ясно осознана, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен преподавателем безукоризненно правильно. В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Ответив на вопрос «Зачем я собираюсь делать этот проект? », студент определяет цель своей работы и определяет, что для этого следует сделать. Педагог оказывает помощь студенту в выборе способов достижения цели и решения задач, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет достичь в итоге. Это поможет представить ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма: · выбор темы; · обоснование актуальности; · определение проблемы; · формулирование гипотезы (для исследовательского проекта); · формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы);
· определение этапов работы: · подбор методов и средств решения проблемы; · проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы; · получение и анализ данных; · оформление данных в виде текста (схемы, рисунка и др. ); · обсуждение и корректировка данных; · выражение ожидаемого результата (представление). Представим краткую характеристику наиболее важных действий в представленном алгоритме. Выбор темы. Темы проектных работ целесообразно формулировать исходя из проблемы, для решения которой разрабатывается (проектируется) тот или иной продукт, например: «Как обустроить школьную теплицу» («Обустройство школьной теплицы»), «Как решить глобальные проблемы человечества» («Пути решения глобальных проблем человечества») и т. п. Обоснование актуальности: в условиях колледжа актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы: 1. Почему выбрана данная тема? 2. Почему тема действительно интересна для студента, чем интересна с практической точки зрения? 3. Какие новые знания предполагается получить? 4. Каков замысел проекта в целом? 5. Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать студенту? Определение проблемы. Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании студента. Проблему лучше формулировать в виде вопроса. Пример проблемы: есть ли общее в национальных традициях народов России? Формулирование гипотезы (для исследовательского проекта). Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для студента. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза).
Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не столько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку. Пример объяснительной гипотезы: Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как (объяснение эффекта). Если мы изучим культуру, традиции людей разных национальностей России, то это позволит нам …… Формулирование цели: в цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели. Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить? )» Такими продуктами могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта, прибор, сценарий мероприятия, серия плакатов, рекламный буклет, техническое устройство, видеофильм, сайт, выставка, газета / журнал, справочник, учебное пособие, экскурсия и т. д. Содержание задач Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов). Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира. Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели. Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы. Для выражения задач, как и в случае постановки цели, лучше использовать глаголы:
* изучить литературу по теме и выяснить…; * определить категории …; * ознакомиться с методами …; * создать модель (методику) …; * провести серию опытов …; * апробировать модель (методику) …; * разработать рекомендации …; * сформулировать …; * предложить способы решения … и др. Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы.
Характеристика этапов реализации проекта
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Например, это могут быть сформулированные задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др. ); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, диаграммы, мультимедийные продукты и др. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, входят: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности; 2) подготовленная студентом краткая пояснительная записка к проекту исходного замысла, цели и назначения проекта; краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; список использованных источников. 3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы студента в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Лист оценки результата индивидуального проекта
Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале: «3» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «2» - показатель представлен частично, «1» - показатель не представлен Максимальное количество баллов – 21.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|