Законодательный процесс Российской Федерации. Порядок принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Основы конституционного строя Российской Федерации Конституционный строй – совокупность основополагающих базовых общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами, которые закрепляют народовластие, права и свободы гражданина, федерализм, суверенитет, а также принципы организации государственной власти и местного самоуправления РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Основы конституционного строя государства – главные принципы, обеспечивающие подчинение государства праву и характеризующие его как конституционное государство: - права и свободы человека, гражданина как высшая ценность; Закрепляет основные полит. права человека и гражданина на уровне междун. стандартов (свобода слова, право на объединение...) и должна соблюдаться ОГВ, ОМСУ, должн лицами, гражданами и их объединениями. Права и свободы человека признаются высшей ценностью. - народовластие и республиканская форма правления; Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ. Народовластие – принадлежность всей государственной власти народу, осуществление народом непосредственно или через органы государственной власти и местного самоуправления. Республиканская форма правления: смешанная республика (президентская и парламентская). Верховная государственная власть и МСУ в стране осуществляется выборными органами, избираемыми населением -> возможности воплощения принципа народовластия. - федеративное устройство; части государства (область, республика…) являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью
- разделение властей; Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и МСУ. - государственный суверенитет; равноправие наций, проживающих на территории РФ. Суверенитет наций - верховенство и независимость в решении вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями. Равноправие наций - равенство прав во всех вопросах гос строительства, развитие национальной культуры, национального языка и литературы. - верховенство права; РФ - правовое государство: оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. - политическое и идеологическое многообразие; Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Признание многопартийности, принцип политического плюрализма. -> повышение эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность населения, политическая оппозиция, преодоление апатии и отчуждения от власти. Политический плюрализм – свобода политических мнений и политических действий, возможность гражданину состоять в любой партии, но и быть беспартийным. - светский характер государства; РФ - светское государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания.
- единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; В Конституции эк. собственность регламентирована значительно шире, чем в большинстве зарубежных конституции: наличие различных форм собственности, в равной мере защищенных государством: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений. - признание и гарантирование местного самоуправления - социальный характер государства
Все эти положения содержатся в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Они определяют все последующее содержание конституции, и им не могут противоречить никакие другие его, нормы. Положения не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений - возможно только принятие новой Конституции. Законодательный процесс Российской Федерации. Порядок принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов Принятие закона (законод процесс) состоит из нескольких последоват стадий. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства. Порядок принятия ФЗ определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального собрания. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов. После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию (Сборник Законодательства РФ, "Российская газета", "Парламентская газета") и вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.
ФКЗ РФ — разновидность ФЗА, принимаемых в соответствии и по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы, предусматривающие принятие ФКЗ: — обстоятельства и в порядок введения чрезвычайного положения; ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения; — порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъект — изменение статуса субъекта Российской Федерации — описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации — порядок назначения референдума — режим военного положения — порядок введения чрезвычайного положения — порядок деятельности Уполномоченного по правам человека — порядок деятельности Правительства Российской Федерации — установление Судебной системы Российской Федерации — полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов — порядок созыва Конституционного Собрания — принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации
Порядок принятия Федерального конституционного закона установлен Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.
Основной ФКЗ 2007 - ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ И АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 2009 - О ДИСЦИПЛИНАРНОМ СУДЕБНОМ ПРИСУТСТВИИ Внесение изменений: 2009 - О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬИ 4 И 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (не вступил в силу) - О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (не вступил в силу) - О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 32 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|