Государственное управление: понятие, признаки, принципы, функции
Государственное управление — деятельность ОГВ и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. В теории ГУ существуют три подхода к формулированию основных принципов государственного управления: — правовой подход: ключевыми ценностями ГУ являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не своему руководству, а требованиям правового государства и Конституции. — политический подход: основной задачей ГУ является максимально лучшее воплощение воли народа. Гос служащие д.б. политически ответственны, восприимчивы к текущим интересам граждан. Реализация концепции «представительной бюрократии» - ОИВ д.б. социальной моделью общества в миниатюре, в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп. — менеджеристский (управленческий) подход: основными ценностями ГУ д.б. эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами, как получить максимальный результат при заданных затратах.
Признаки ГУ. 1. ГУ – особый вид деятельности по осуществлению ГИВ, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти. ГУ — это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) НПА. 2. ГУ наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество: ОГУ в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для объектов управления правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют правоохранительную деятельность.
3. ГУ осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, защиты прав и свобод граждан. ГУ осуществляется в важнейших сферах жизнедеятельности государства и общества, распространяется на принадлежащие государству объекты, на негос коммерческ и неком организации (гос регулирование) 4. ГУ - непрерывная, пост и планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования ИВ и направленная на обеспечение гос интересов, прав и свобод граждан, общес порядка и безопасности. 5. ГУ осуществляется специальными органами ГИВ, которые создаются государством на уровне РФ, субъектов, образуют систему ОГУ. Действуя по поручению и от имени государства и реализуя функции ГУ, эти органы наделяются полномочиями гос-властного характера и действуют в пределах компетенции, установленной НПА 6. законность – деятельность ОИВ основывается на положениях и требованиях ФЗ и законодательных актов субъектов РФ. ГУ осуществляется органами только в пределах полномочий и компетенции. 7. ГУ строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений, отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления. 8. ГУ основывается на принципе организационности – многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма.
Принцип – руководящая идея, основное правило поведения, основополагающие идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государство: 1. Политико-организационные (парт руководство, принцип участия в управлении гос-вом, равноправия нац, законность)
2. Организационно-технические (отраслевой, функциональный, территориально-производственный). 3. Определяющие деятельность гос аппарата (экономические, технические, организационно-правовые, политические). Функции ГУ: • прогнозирование изменений в развитии объектов или явлений в процессе управления на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и факторов влияния; например, с учетом прогнозирования разрабатываются федеральные и региональные программы основных направлений государственной деятельности; • планирование-деятельности в процессе государственного управления по реализации федеральных и региональных программ, регламентированных актами управления; • выявление и осмысливание актуальных проблем, формулирование целей, постановка задач, определение мероприятий для решения задач, выбор колич и качеств показателей и критериев оценки организации управл деятельности; • разработка вариантов, обоснование и принятие рац решения (в правовой форме) и организация его исполнения; • распорядительство (руководство) и координация действий не подчиненных друг другу органов государственного управления в целях улучшения их взаимодействия; • правовое регулирование отношений во внутр и внеш сфере ГУ по предметам ведения и в объеме компетенции; • контроль с целью выявления и устранения отклонений в процессе государственного управления, соблюдения правил и норм и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным; • учет наличия финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов; • информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа; • кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|