II. Подготовительная часть
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Общеразвивающие упражнения подготовительной части 21-го урока (с 1-го по 16-е).
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Упражнения в нырках, уклонах, уходах 17. Упражнения в нырках из боковой позиции. 18. Упражнения в уклонах из боковой позиции. 19. Упражнения в уходах из боковой позиции.
Упражнения в серийных атаках 20. Прямой удар левой в туловище с наклоном, боковой удар правой в голову, удар снизу левой в туловище. 21. Длинный боковой удар левой в голову, удар снизу правой в туловище, боковой удар левой в голову.
Упражнения с партнером 22. Упражнения в определении дистанции (см. рис. 28, 29). 23. Упражнения во взаимодействии на ближней дистанции (см. рис. 69, 70). 24. Атака — боковой удар левой в голову. Защита — уклон назад и боковой удар правой в голову. 25. Атака — боковой удар левой в голову. Защита — уклон назад и удар снизу левой в туловище. 26. Атака — боковой удар правой в голову. Защита — уклон назад и удар снизу правой в туловище.
Разные упражнения 27. Упражнения со скакалкой. 28. Упражнения с насыпной грушей. 29. Упражнения с мешком. 30. Бой с тенью. 31. Вольный бой.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 32. Успокаивающая ходьба. 33. Разбор урока. 34. Задание на дом: изучать защиту уклоном от боковых ударов в голову.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
От боковых ударов защита уклоном назад. От боковых ударов противника можно успешно применить защиту уклоном назад, подавая таз вперед, сгибая ноги в коленях, отчего туловище и голова отклонятся назад. Как только удар противника пройдет мимо лица, надо послать удар правой или левой в подбородок. С успехом могут быть применены (как контрудары) прямые и боковые удары и удары снизу в зависимости от дистанции, на которой окажется противник.
Очень важно, применив защиту против атакующего удара противника, не опоздать с контрударом и не дать противнику приготовиться отразить его. Защита от серий ударов. Изучать защиты от серий ударов начинают в парах. Вначале занимающиеся наносят 2—3 удара, заранее договариваясь, какие удары и в какой последовательности они будут наносить. Один атакует, другой защищается. Потом количество; ударов в серии увеличивают до 3—15 и более. Как защитные движения от серий ударов на дистанции дальнего боя применяют уходы назад и в стороны, а на дистанции ближнего боя — нырки и уклоны, закрывая голову плечами и защищая подставкой согнутых в локтевом суставе рук голову и туловище (рис. 77). Очень важно, защищаясь от серии ударов, ни на одно мгновение не спускать глаз с противника, определяя, в каком темпе и последовательности он наносит удары, и стараясь подметить его недостатки.
Овладев защитой, переходят к следующим упражнениям: применив защиту от нескольких ударов, переходят в нападение серией ударов, а партнер — в защиту. Затем, выбрав удобный момент, контратакует партнер. Так воспитывают навыки активной защиты от серий ударов.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ БОКСУ
От простого к сложному. Хотя выше уже говорилось о последовательности в обучении боксу и в самом содержании данного пособия мы стремились выдержать этот принцип, однако будет полезно еще раз напомнить инструктору-общественнику, как важно сохранить правило обучать упражнениям с нарастающей трудностью, вести занимающихся от более простого и легкого к более трудному, а затем — более сложному. Преждевременный переход к сложным упражнениям портит боксера, прививает ему плохой стиль боя. Изучение техники бокса должно идти в такой последовательности:
1. Координация ударов из учебной (прямой) позиции. 2. Боковая позиция. 3. Передвижения в боковой позиции. 4. Прямые удары из боковой позиции сначала с места, затем с шагом вперед (атака), вначале в голову, потом в туловище. 5. Координация ударов в движении (прямые, длинные боковые, снизу, короткие боковые). 6. Изучение защит от прямых ударов (подставки, отбивы, уклоны, уходы). 7. Закрепление прямых ударов и защит от них в вольных боях. 8. Длинные боковые удары с места и с шагом. 9. Изучение защит от длинных боковых ударов (подставки, нырки, уклоны, уходы). 10. Закрепление изученных приемов в вольных боях. 11. Удары снизу и в комбинациях с другими ударами. 12. Изучение защит от ударов снизу (подставки, остановки, уклоны, уходы). 13. Закрепление изученных приемов в комбинациях с другими ударами в вольных боях. 14. Короткие боковые удары и защиты от них. (подставки, остановки, нырки, уклоны, уходы). 15. Закрепление приемов ближнего боя в вольных боях. В свою очередь изучение ударов идет в такой последовательности: а) одиночные удары, б) серии ударов однотипных (два, три и т. д.), в) серии ударов разнотипных. Параллельно одиночному и парному изучению ударов занимающиеся совершенствуются в ударах, упражняясь со специальными снарядами (мешок, надувная и насыпная груши, «лапы» и т. д.). Защиты вначале изучают, не нанося ответного удара, а потом — с контрударом. Такая последовательность в изучении приемов и настойчивость, серьезное отношение самих занимающихся к занятиям обеспечивают полноценную подготовку боксера. Учебный план. Примерный учебный план подготовки боксера 3-го разряда будет выглядеть следующим образом:
Бокс изучают на уроках, а остальные спортивные дисциплины, служащие важным средством разносторонней физической подготовки будущего боксера, занимающиеся усваивают во внеурочное время. В подготовительном периоде занимающиеся постепенно приучаются к непривычной физической нагрузке, укрепляя мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма. В этом периоде протекает обучение элементам техники бокса, приобретается необходимая координация боевых движений. В следующем — основном тренировочном периоде — продолжается дальнейшее изучение техники; занимающиеся совершенствуют изученные приемы, приступают к изучению элементов тактики, закрепляя их в вольных боях.
Специальный раздел основного периода целиком посвящен подготовке начинающих боксеров к соревнованиям на «открытом ринге» и участию в них. В этом периоде следует перейти на занятия по 3 раза в неделю и отказаться от изучения новых элементов техники и тактики боя, продолжая совершенствовать приобретенные навыки. Особое внимание в это время надо обратить на воспитание волевых качеств. В связи с этим специальный период должен быть насыщен тренировочными учебными боями для боксеров, примерно равных по подготовленности и квалификации. Инструктору необходимо подробно анализировать эти бои и приучать своих воспитанников к самостоятельному разбору каждого своего боя. Очень важно, чтобы боксер в этот период приобрел уверенность в своих силах, поэтому партнеров для вольного, боя инструктор должен подбирать особенно осторожно и умело. Переходный период боксеры посвящают активному отдыху и сдаче норм комплекса ГТО. Как видно из учебного плана, на практическое изучение техники бокса в подготовительном и основном тренировочных периодах отведено 56 часов; на совершенствование и закрепление полученных навыков в специальном периоде — 20 часов. Если на изучение и повторение каждого урока потребуется удвоенное время (24 урока по 2 часа — 48 часов), то из общего количества планируемых учебных часов 8 служат резервными (56—48); они должны быть использованы в уроках для изучения слабо усвоенных упражнений. Необходимо в ходе обучения повторять пройденный материал, так как изученный прием всегда нужно немедленно закреплять как прочный, устойчивый навык. Рабочий план. На основании материалов данной книги, личного опыта или других источников инструктор планирует свою деятельность, намечая себе рабочий план, в котором, кроме сроков проведения уроков, указывает основные элементы, которые предстоит изучить в уроке.
Рабочий план, как правило, инструктор составляет на одну неделю вперед; этим он достигает гибкости в планировании учебного процесса; так он может своевременно (при необходимости) быстро перестроить план и составить последующие уроки с учетом сил и подготовленности занимающихся, их успеваемости и итогов прошедших занятий. Составлять рабочий план на более длительный срок нецелесообразно, так как в этом случае план- превращается в формальность. Примерный рабочий план будет выглядеть так:
Начинающему инструктору рекомендуется, кроме того, перед каждым занятием составлять для себя подробный конспект урока с кратким описанием всех упражнений и команд, подаваемых при переходе от одного упражнения к другому. Для этого инструктор использует приведенный в настоящем пособии учебный материал. Составление конспекта заставляет инструктора тщательно продумывать каждое предстоящее занятие, а на самом занятии инструктор просматривает конспект, чтобы не забыть тот или иной элемент урока. Приведем примерную форму конспекта урока по боксу:
О готовности боксера к первому соревнованию. Сказать заранее, после какого урока боксера-новичка можно считать подготовленным к выступлению в соревнованиях, конечно, трудно. Успехи занимающихся зависят от многих причин: правильной организации учебного процесса, регулярности посещения занятий, способности и желания овладеть техникой бокса самого занимающегося, его, бытовых условий и других. Но можно все же сказать, что отлично успевающих новичков можно допускать к соревнованию на «открытом ринге» со второй половины основного периода тренировки, если они хорошо усвоили изучавшиеся приемы, элементы тактики и свободно применяют их в тренировочных боях. Остальные занимающиеся начинают участвовать в соревнованиях в конце основного периода, пройдя систематическую тренировку в течение 6—8 месяцев, в которой главное внимание уделялось развитию силы, выносливости, быстроты и воспитанию боевых качеств: смелости и воли к победе. Не следует забывать, что первый бой предъявляет особенно высокие требования к выступающим; поэтому допускать к соревнованиям следует только хорошо подготовленных боксеров. Ведь от исхода первого боя, который является своеобразным элементом тренировки, во многом будет зависеть дальнейший путь спортсмена. Преждевременный и неудачный выход на боевой ринг может основательно поколебать уверенность новичка в своих силах, и в дальнейшем потребуется много времени, чтобы восстановить и укрепить его волевые качества.
В период подготовки к соревнованиям инструктор, совершенствуя технические навыки занимающихся в боевой практике, временно избегает вводить в занятия новые боевые элементы с тем, чтобы все свое внимание уделить закреплению занимающимися изученного материала в боях, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого боксера. Спортивный рост боксера. Согласно положению и требованиям Единой всесоюзной спортивной классификации для получения 3-го разряда по боксу спортсмену необходимо в течение года одержать шесть побед над разными новичками или три победы над разными боксерами 3-го разряда. Одна победа над боксером старшего разряда оценивается как две победы над боксерами своего разряда. Лучшей формой учета, отражающего спортивный рост каждого боксера, служит так называемый боевой список. Приводим форму боевого списка.
Такой список составляют на каждого члена секции бокса. Список заполняют после каждого официального соревнования. Боевые списки позволяют инструктору-общественнику и самим боксерам фиксировать свой технический рост и видеть результаты, достигнутые всем коллективом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение полезно предостеречь инструктора-общественника от пренебрежения в своей работе по обучению и воспитанию боксеров теми элементами, которые некоторым иногда кажутся малыми, незначительными, не стоящими внимания. Помня, что из малого строится большое, не следует перескакивать через методические ступени обучения, минуя более простые элементы; не следует, ознакомив занимающихся с простыми упражнениями, сразу же переходить к наиболее сложным. Поспешность в обучении создает боксеров плохой школы. Необходимо терпеливо, тщательно, упорно изучать все многообразие техники и тактики бокса. Неправильно усвоенные навыки вызывают запрещенные действия, нарушение правил боя, создают впечатление плохой технической подготовленности боксера. Исправить плохие навыки в Дальнейшем будет труднее, и на это потребуется гораздо больше времени, чем на правильное обучение с самого начала. Особенно тщательно следует изучать и совершенствовать элементы техники защит от каждого удара, так как искусство бокса вытекает из умения парализовать все наступательные действия противника, пользуясь многообразием защитных средств. Примитивный обмен ударами в расчете на то, что противник не выдержит, пренебрежение защитой, отсутствие тактического расчета сводят бокс к обыкновенной кулачной драке. Этого нельзя упускать из виду, обучая молодых боксеров. Однако не следует придерживаться в обучении и другой крайности: проявлять излишнюю робость, преувеличивать трудности, сомневаться в умении обучать боксу. Нужно смелее браться за любимое и интересное дело, широко пользоваться консультацией специалистов и необходимой литературой, тщательно готовиться к каждому занятию. Внимательно изучая и наблюдая каждого боксера в процессе его формирования и роста, стараясь подобрать наиболее доступные методы обучения, избегая в обучений «натаскивания» на отдельные приемы и, наконец, используя склонности и боевые качества, присущие каждому занимающемуся, инструктор стремится довести своих питомцев до возможного совершенства. Любовь инструктора-общественника к своему делу, терпение, настойчивый труд, постоянное пополнение своих, знаний и чувство ответственности за работу дадут хорошие плоды.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Урок бокса 1-й урок 2-й урок 3-й урок 4-й урок 6-й урок 6-й урок 7-й урок 8-й урок 9-й урок 10-й урок 11-й урок 12-й урок 13-й урок 14-й урок 15-й урок 16-й урок 17-й урок 18-й урок 19-й урок 20-й урок 21-й урок 22-й урок 23-й урок 24-й урок 25-й урок Последовательность и планирование обучения боксу
Редактор А. А. Зиновьева Техн. ред. А. А. Доценко
Сдано в набор 20/VIII—52 г. Подписано к печати 3/1—53 г. Формат 84 X 1081/32. Объем 2,5 б. л., 8,20 п. л. 8,06 уч.-изд. л. 39317 знак, а 1 п. л. Тираж 30 000. Л—137802 Заказ 636
20-я типография «Союзполиграфпрома» Главполиграфиздата при Совете Министров СССР. Москва, Ново-Алексеевская, 52.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|