Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д. • «Придумай слово». Образование родственных слов: снег — снежок — снежочек — снежинка — снегопад — снеговик — сне-говичок — снежки — снегоход — снегокат — снежный — засне-жило — снежище — снегурочка — снегирь — белоснежный — Белоснежка — подснежник. • «Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется. Логопед уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять (мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д. • «Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа. Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)». • «Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью. Зимой бывает снегопад, а осенью... Зимой бывает снег, а летом... Зимой снег падает, а весной... Зимой катаются на санках, а летом... Зимой лес спит, а весной... Зимой катаются на коньках, а летом... Зимой бывает холодно, а летом... Зимой деревья белые, а осенью... Зимой растут сугробы, а летом растут... Зимой лепят снеговика, а летом... Зимой насекомые прячутся, а весной... Развитие связной речи • Пересказ рассказ «Гостья-зима» с опорой на вопросы логопеда. Усвоение переносного значения слов. 43 «Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это — зимние забавы. Мы очень любим зиму». Вопросы для пересказа: Кто пришел к нам в гости? Какое время года было до этого? Чем зима накрыла землю? Что делает метель (вьюга, ветер, мороз)? Какие подарки принесла зима? Для чего людям нужны эти подарки? Что такое зимние забавы? Физкультминутка-логоритмика • Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы. Уточнение артикуляции и произношения звука [в]. Буква В • Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, звонкий, произносится с помощью верхних зубов и нижней губы, его можно тянуть: «В-в-в»). • «Найди картинку». На доске в ряд расположено несколько картинок. Дети находят те из них, в названии которых есть звук [в]. • «Угадай слово»: со-со-со, ва-ва-ва, получается... (сова); бук-бук-бук, ва-ва-ва, получается... (буква); и-и-и, ва-ва-ва, получается... (ива); хал-хал-хал, ва-ва-ва, получается... (халва); ди-ди-ди, ван-ван-ван, получается... (диван); и-и-и, ван-ван-ван, получается... (Иван). 44 • «Распутай слово»: силеква — василек; бустоав — автобус; дикигвоз — гвоздики; тикхвос — хвостик. • «Дружные звуки-» Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки. [И], [в], [а]; [к], [в], [а], [с]; [с], [о], [в], [а]; [в], [а], [т], [а]; [в], [о], [с], [к]. Логопед. Что получилось? • «Прошагай слова». Деление слов на слоги. Начинает логопед: Мы с ребятами шагаем, Части слова мы считаем.
Ва-та, вой, ав-то-бус, клюк-ва, ва-го-ны, двои-ка, у-мы-валь-ник, и-ва, ваф-ли, ди-ван, тык-ва, хвост, ва-за, буквы и т. д. • Знакомство с буквой В: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква В? (Вправо.) • Чтение слов: сова, вата, хвост, воск, свист; ива, ивы; буква, буквы. • «Отгадай слово». Логопед выкладывает звуковую модель: синий-синий-красный-синий. Затем говорит: «Вкусненький напиток этот очень любят люди летом». (Квас.) • Составление, чтение и анализ предложений: «У куста сова. Вот буквы. У Вовы квас». • «Живые буквы» (квас, вата, буква). Тематический цикл «Новогодний праздник» (четырнадцатая неделя) Беседа Значение Нового года; его персонажи. 45 Лексико-грамматические игры и упражнения • «Кто пришел на елку?» Согласование числительных с существительными. Логопед показывает картинку и цифру (от 2 до 5) и говорит детям: К нам пришли на праздник 2... (медведя, снегурочки). К нам пришли на праздник 3... (клоуна, белки). К нам пришли на праздник 4... (куклы, матрешки). К нам пришли на праздник 5... (собачек, клоунов, ку кол, матрешек, медведей, снегурочек, зайчиков, белочек, лиси чек, роботов и т. п.). • «Что будешь делать?» Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без нее. На празднике я буду веселиться — повеселюсь (буду кружиться — покружусь, буду радоваться — порадуюсь, буду петь — попою, буду танцевать — потанцую, буду смеяться — посмеюсь, буду шуметь — пошумлю, буду наряжаться — наряжусь, буду шутить — пошучу, буду играть — поиграю, буду кататься — покатаюсь, буду хвалиться — похвалюсь и т. д.). Физкульминутка-логоритмика • Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы. Развитие связной речи • «Что будет после этого?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Развитие воображения. Логопед раздает детям сюжетные картинки о зиме и предлагает ответить на вопрос: «Что будет после этого?»
Уточнение артикуляции и произношения звука [г]. Буква Г • Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, звонкий, произносится с помощью задней части языка). • «Назови слово». На доске — картинки, в названии кото- 46 рых есть звук [г]. Дети называют их и определяют место звука в слове. • «Один — много». Знакомство с «младшим братцем» звука [г] —мягким звуком [г']. Утюг — утюги, пирог — пироги, нога — ноги, книга — книги, бумага — бумаги, дорога — дороги, флаг — флаги, носорог — носороги. Мягкость звука подчеркнуть артикуляцией и ласкательной интонацией. • «Пропал звук» Снег — снежок, стог — стожок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, круг — кружок, берег — бережок, рог — рожок, флаг — флажок. • Игра с мячом. Деление слов на слоги (словарь по изучаемой теме), закрепление умения измерять протяженность слов. • «Кто с чем играет?» Дифференциация звуков [г] и [г']. На доске — картинки: гармошка, книга, попугай, гном, грузовик; гитара, гиря, бегемот, флаги, книги. Дети должны угадать, с чем играет Галя, а с чем играет Гена. Игру можно проводить и без картинок. • «Звук потерялся». Логопед произносит 6—8 предложений, в каждом из которых в одном слове пропущен звук [г] или [г']. Дети называют звук и слово, а затем повторяют предложение целиком. Зимой много сне...а. На столе лежит цветная бума...а. Сережа хорошо играет на...итаре. У Наташи интересная кни...а. На лугу пасутся...уси. Витя поднимает тяжелую...ирю. Таня любит играть на...армошке. И т. д. • Знакомство с буквой Г: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква Г? (Вправо.) • Чтение слоговых таблиц: га, го, гу, гы, гда и т. д. • Чтение слов: гуси, гусак, губа, губы, когти, гости, сапоги. Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко. • «Живые буквы» (губа, гуси). 47 • Чтение слов по карточкам. Слова составлены из пройденных букв. • Составление слова бумага и его графической схемы. Упражнение с разрезной азбукой.
• Составление, чтение и анализ предложений: «Вот гусак. У кошки когти. У папы сапоги». Тематический цикл «Домашние животные» (пятнадцатая неделя) Беседа Названия домашних животных; их внешний вид и повадки; в чем их польза; любовь человека к животным. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Кто нем питается?» Усвоение категории творительного падежа. Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается молоком и рыбой. И т. д. • «Кто в домике?-» Усвоение названий детенышей животных. Составление предложениий с предлогом с. Логопед показывает картинки, а дети составляют предложения. В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике свинья с поросятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами. • «Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления. Логопед произносит: «Мяу-мяу, хрю-хрю». Дети комментируют: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает». И т. д. • «Кто кем будет?» Закрепление названий детенышей животных. Развитие логического мышления. Усвоение категории творительного падежа. Щенок будет... (собакой). Котенок будет... (кошкой). Жеребенок будет... (лошадью). Ягненок будет... (овцой). Козленок будет... (козой). Теленок будет... (коровой). Поросенок будет... (свиньей). • «.Предложение договори и его ты повтори». Употребление 48 | глаголов в единственном и множественном числе. Закрепление названий детенышей животных. Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а телята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует, а ягнята... (жуют). • «Кто хозяин?» Употребление притяжательных прилагательных. Логопед показывает детям части тела домашних животных и задает им вопросы: «Чей хвост? Чья голова?» Дети отвечают: «Это лисий хвост. Это волчья голова». И т. д. Развитие связной речи • Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам: «Лошадь — это домашнее травоядное животное. Она питается травой и овсом. У нее есть туловище, голова, грива, морда, хвост, четыре ноги, на ногах — копыта. Тело лошади покрыто шерстью. Лошадь — друг человека. Она помогает ему перевозить грузы, работать в поле».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|