Физкультминутка-логоритмика
• Речевая подвижная игра «Мы по городу шагаем» (см. «Наш город»). Уточнение артикуляции и произношения звука [л]. Буква Л • Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, произносится с помощью языка и верхних зубов). • «Песенка языка»: ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла. Логопед объясняет детям, что так поют песенки, когда не знают слов. • «Назови первый и последний звук»: стол, лак, слон, клоун, волк, игла, луна, глаза, полка, лук, булка, волки, клубок, лапа, зал, выл. • «Добавь звук». Дети изменяют слово так, чтобы звук [л] был вторым в слове: пот — плот, газ — глаз, сова — слова, кубок — клубок, сон — слон, бок — блок, куб — клуб, сух — слух, пан — план, кок — клок. • «Четвертый лишний»: кукла — клоун — звон — плот и т. д. • «Богатые слова». Дети должны определить, сколько звуков [л] в слове и где они расположены: колокол, колотил, ломал, плавал, целовал, наладил, гладил, ласкал, ловил, сломал, балалайка, слушал, молчал. • Знакомство с «младшим братцем» звука [л] — мягким зву- 64 ком [л']. Мягкость звука подчеркнуть артикуляцией и ласкательной интонацией. • «Что видела Мила, а что Лида?» Дифференциация звуков [л] и [л']. На доске — картинки. Дети комментируют: «Мила видела лампу, а Лида — лимон». И т. д. • Знакомство с буквой Л: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква Л? (Влево.) • Чтение слогов: -пла-, -кла-, -ела-, -бла-, -дла-. • Чтение слов: лук, лак, пол, плот, лапа, палка, вилка, клоун. • Составление анаграмм: атлас — салат, кулак — кукла, лиса — сила. • «Поменяй буквы». Дети должны поменять буквы в словах так, как подсказывают цифры, и прочитать получившиеся слова.
4312 321 34 5 12 32145 34512 321 куст кот мышка палка банка нос • «Составь слово». Дети должны составить слова из первых букв названий каждого ряда картинок: лампа, утюг, нож, автобус (луна); собака, топор, улитка, лодка (стул) и т.д. • «Найди слово в слове»: колокол, каблук, платок, молоток. • Составление, чтение и анализ предложений: «Мила мыла пол мылом. Около плота палка». Тематический цикл «Дом и его части» (двадцать первая неделя) Беседа Городской, загородный дом, его строение. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Что делают?» Подбор однородных сказуемых к слову дом: строят, ломают, разрушают, ремонтируют, красят, моют, рисуют, покупают, продают, любят, украшают, наряжают и т. д. • «Дом. С чем?» Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. Логопед показывает части дома, а дети комментируют: «Дом с крышей. Дом с потолком. Дом со стенами. Дом с полом. Дом с дверями. Дом с комнатами. Дом с этажами. Дом с лестница- 65 5-2157 ми. Дом со ступеньками. Дом с окнами. Дом с балконами. Дом ^ • «Назови форму». Образование отыменных прилагательных. Логопед показывает геометрическую форму и спрашивает детей: Крыша какая? (Треугольная.) Окно какое? (Квадратное.) Стена какая? (Прямоугольная.) Потолок какой? (Квадратный.) Крыша какая? (Круглая.) • Чистоговорка-задача «Этажи»: Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи. Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа. Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа. Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже? Же-же-же, же-же-же, я на третьем этаже. Жей-жей-жей, жей-жей-жей, сколько в доме этажей? Жей-жей-жей, жей-жей-жей, в доме пять этажей. Развитие связной речи • Рассказ «Как дом родился?» Употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Оборудование: разборный силуэт десятиэтажного дома из картона и цифры от 1 до 10.
«Однажды на улице родился домик и стал расти. Рос-рос и вырос. Сначала он был одноэтажным домишко, потом — двухэтажным домом, затем — трехэтажным, четырехэтажным.., десятиэтажным. Теперь это не домик, а многоэтажный домище! Он вырос потому, что его построили строители. И было в этом доме
66 А еще в этом доме было много квартир (многоквартирный дом). В каждую квартиру въехала семья: папа, мама, дедушка, бабушка и дети. И стали люди в этом доме жить дружно и весело». Логопед предлагает детям пересказать текст. Физкультминутка-логоритмика • Речевая подвижная игра «Дом и ворота». Импровизация движений. На поляне дом стоит, Ну, а к дому путь открыт, Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. Уточнение артикуляции и произношения звука [ф]. Буква Ф • Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, глухой — произносится без голоса, произносится с помощью верхней губы и нижних зубов). Логопед. Звук можно тянуть: «Ф-ф-ф». • Воспроизведение слоговых рядов: фа-фа-ва; ва-ва-фа; фа-фа-ав; фра-ва; фта-ква; фна-дна; флу-влу; флэ-брэ и т. д. • «Назови картинки». На игровом поле — картинки, в названии которых есть звук [ф], дети называют их и определяют место звука в слове. • «Назови предмет ласково». На доске — картинки: флаг, кофта, жираф, шкаф, фартук, вафли, сарафан, шарф, фонарь. Дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. • «Хлопни в ладоши». Дифференциация звуков [в] и [ф]. Логопед называет слова, в названии которых есть звук [в] или [ф]. Услышав слово со звуком [ф], дети должны хлопнуть в ладоши. • «Чего не стало?» На доске — картинки, в названии которых есть звук [ф]. Логопед незаметно убирает 2—3 картинки и спрашивает: «Чего не стало?» Дети отвечают: «Не стало фартука, сарафана и шкафа». И т. д. • «Составь предложение». Дети составляют предложения по картинкам, в названии которых есть звук [ф].
• Знакомство с буквой Ф: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. 5'-2157 • Чтение слов: флаг, флажок, флакон, фокус, флот, шкаф, лифт, фото, кофта, вафли. • «Живые буквы» (флаг, фокус, фото). • «Слово рассыпалось» (флаг, фокус, фото). • Составление звуковых моделей и графических схем слов: кофта, флажок.
• Составление, чтение и анализ предложений. Составление их графических схем: «В шкафу флакон. На, Паша, флаг. В саду фонтан». Тематический цикл «Мебель» (двадцать вторая неделя) Беседа Мебель; ее виды; назначение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|