Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексико-грамматические игры и упражнения




«Какая?» Подбор определений к слову мебель: деревян­ная, пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, ку­хонная, красивая, модная, богатая, комнатная, офисная.

Логопед называет начало слова, а дети угадывают его окон­чание.

«Для чего?» Логопед показывает детям картинки с изоб­ражением предметов мебели и спрашивает: «Для чего нужна эта мебель?» Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (ле­жать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.).

«Что с чем?» Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Стул с ножками и с сиденьем, шкаф с двер­цей и с полкой, кровать с матрацем и с ножками, кресло со спинкой и с подлокотниками, диван с сиденьем и с подуш­ками, комод с ящиками и с ручками и т. д.

«Найди предмет». Усвоение предлога для.

Крышка нужна для... (стола). Спинка нужна для... (стула, кресла, дивана]. Ножки нужны для... (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна для... (шкафа, тумбочки). Ящики нуж­ны для... (комода, стола). Матрац нужен для... (кровати). Под­локотники нужны для... (кресла]. И т. д.

68


«Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с. Логопед показывает какую-нибудь игрушку и кар­тинку с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тум­бочка) и спрашивает: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)».

Развитие связной речи

• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда.

Куклу положи в кроватку, мишку посади на стул, кубик поставь на стол. Расскажи, что ты сделал.

Робота поставь на тумбочку, матрешку положи в кресло, пирамидку убери под шкаф. Расскажи, что ты сделал.

Мозаику положи в ящик, пирамидку достань из-под шкафа, зайку спрячь за тумбочку. Расскажи, что ты сделал. И т. д.

Физкультминутка-логоритмика

• Считалка под мяч «Мебель». На каждое слово считалки — удар мячом об пол.

Раз, два, три, четыре, пять, Будем мебель мы считать: Кресло, стул, диван, кушетка, Полка, шкаф, кровать, банкетка.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ц]. Буква Ц

• Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, глухой — произносится без голоса).

«Назови картинку». На доске — картинки: кольцо, ко­лесо, крыльцо, насос, цифры, овца, лиса, котенок, тапки, цапля, сова, цыпленок, совенок, тесто, конфеты, торт. Де­ти должны назвать те картинки, в названии которых есть звук [ц].

«Повтори чистоговорки»:

ца-ца-ца — у курицы два яйца; цо-цо-цо — курица снесла яйцо; цу-цу-цу — вот идут птенцы к яйцу; цы-цы-цы — все птенцы молодцы; ца-ца-ца — вот цыплята у яйца.

«Составь предложение». Логопед раздает детям картинки, в названии которых есть звук [ц]. Дети составляют с этими словами предложения.

69


«Найди звук». Определение места звука в слове (картин­ки из упражнения «Составь предложение»).

«Назови четвертый звук»: овца, цифра, улица, цирк, пуго­вица, полотенце, курица, цветы, мотоцикл, кольцо, синица.

«Бабушкины подарки». Образование существительных сред­него рода с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

Бабушка прислала не платье, а... платьице (зеркало, одеяло, мьшо, масло, варенье, печенье, письмо, украшение, угощение).

• Загадка «Скворец»:

На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его... (скворец).

Логопед. Какой последний звук в словах: дворец, певец, скворец? Дворец, певец, скворец — это слова-друзья, потому что похожи по звучанию.

«Назови животное, птицу или насекомое». Логопед про­сит детей назвать тех животных, птиц и насекомых, в назва­нии которых есть звук [ц] (овца, медведица, заяц, песец, вол­чица, тигрица, львица, верблюдица, гусеница, синица, цыпленок, курица, цапля, куница).

• Знакомство с буквой Ц: обведение по контуру, печата­ние ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите.

• Чтение слогов: -цва-, -цло-, -цву-, -цлы-, -вца-, -вцу-.

• Диктант: курица, улица, синица.

«Вставь пропущенные буквы». У каждого ребенка карточ­ки, в которых нужно заполнить пропуски: ов...а, пти...а, тан...ы, ули...а и т. д.

«Узнай задуманное слово». Логопед выкладывает на пан­но звуковую модель (синий, синий, красный, синий, крас­ный) и загадывает загадку:

Не животное, Не человек, Не насекомое, Не самолет, А летает.

(Птица)

70


Дети из разрезной азбуки составляют слово.

«Играем в школу». Составление, чтение и анализ предло­жений: «В саду цапля. На суку птица. Вот улица, а вот дом». Составление их графической схемы.

Тематический цикл «Моя семья» (двадцать третья неделя)

Беседа

Семья; ее состав; функции членов семьи; какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здо­ровая, заботливая, чистая).

Лексико-грамматические игры и упражнения

• «С кем ты живешь?» Составление предложений с пред­логом с.

Каждый ребенок должен рассказать, с кем он живет: «Я живу с папой, с мамой, с бабушкой, с дедушкой, с брати­ком, с сестричкой». И т. д.

«Договори предложение» Логопед начинает:

Предложение договори И его ты повтори.

Я ем и папа... (ест). Я пою и мама... (поет). Я шью и ба­бушка... (шьет). Я готовлю и сестра... (готовит). Я играю и брат... (играет). Я пилю и папа... (пилит). Я вяжу и мама... (вяжет). Я строгаю и дедушка... (строгает). И т. д.

«А у вас?» Составление предложений со значением про­тивопоставления. Образование сравнительной степени при­лагательных.

Логопед начинает предложение, а дети заканчивают: «На­ша семья большая,... а наша больше».

Словарь: дружная, крепкая, добрая, культурная, здоро­вая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая, смелая.

«Старше или младше». Усвоение прилагательных в срав­нительной степени. Понятия о старших и младших членах семьи.

71


Логопед называет двух членов семьи (мама — бабушка), а дети должны составить предложения: «Мама младше бабуш­ки, а бабушка старше мамы».

Словарь: дочка — мама, папа — дедушка, сын — папа, дедуш­ка — мама, бабушка — папа, бабушка — внучка, дедушка — внук, сын — мама.

Развитие связной речи

«Расскажи о себе». На доске выставлены картинки-сим­волы: мальчик, дом, цифра, папа, мама, девочка, врач, шко­ла и т. д. Каждый ребенок должен составить рассказ о своей семье, опираясь на картинки-подсказки. Логопед дает обра­зец рассказа:

«Меня зовут Смирнов Виктор Иванович. Мне шесть лет. Я родил­ся 5 декабря.

Я живу в многоэтажном доме, на пятом этаже, в двухкомнатной квартире. Мой адрес: улица Беговая, дом 7, квартира 14.

Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.

Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учительница.

Моей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...