Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Какая?» Подбор определений к слову мебель: деревянная, пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая, модная, богатая, комнатная, офисная. Логопед называет начало слова, а дети угадывают его окончание. • «Для чего?» Логопед показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает: «Для чего нужна эта мебель?» Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.). • «Что с чем?» Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Стул с ножками и с сиденьем, шкаф с дверцей и с полкой, кровать с матрацем и с ножками, кресло со спинкой и с подлокотниками, диван с сиденьем и с подушками, комод с ящиками и с ручками и т. д. • «Найди предмет». Усвоение предлога для. Крышка нужна для... (стола). Спинка нужна для... (стула, кресла, дивана]. Ножки нужны для... (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна для... (шкафа, тумбочки). Ящики нужны для... (комода, стола). Матрац нужен для... (кровати). Подлокотники нужны для... (кресла]. И т. д. 68 • «Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с. Логопед показывает какую-нибудь игрушку и картинку с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тумбочка) и спрашивает: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)». Развитие связной речи • Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда. Куклу положи в кроватку, мишку посади на стул, кубик поставь на стол. Расскажи, что ты сделал. Робота поставь на тумбочку, матрешку положи в кресло, пирамидку убери под шкаф. Расскажи, что ты сделал.
Мозаику положи в ящик, пирамидку достань из-под шкафа, зайку спрячь за тумбочку. Расскажи, что ты сделал. И т. д. Физкультминутка-логоритмика • Считалка под мяч «Мебель». На каждое слово считалки — удар мячом об пол. Раз, два, три, четыре, пять, Будем мебель мы считать: Кресло, стул, диван, кушетка, Полка, шкаф, кровать, банкетка. Уточнение артикуляции и произношения звука [ц]. Буква Ц • Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, глухой — произносится без голоса). • «Назови картинку». На доске — картинки: кольцо, колесо, крыльцо, насос, цифры, овца, лиса, котенок, тапки, цапля, сова, цыпленок, совенок, тесто, конфеты, торт. Дети должны назвать те картинки, в названии которых есть звук [ц]. • «Повтори чистоговорки»: ца-ца-ца — у курицы два яйца; цо-цо-цо — курица снесла яйцо; цу-цу-цу — вот идут птенцы к яйцу; цы-цы-цы — все птенцы молодцы; ца-ца-ца — вот цыплята у яйца. • «Составь предложение». Логопед раздает детям картинки, в названии которых есть звук [ц]. Дети составляют с этими словами предложения. 69 • «Найди звук». Определение места звука в слове (картинки из упражнения «Составь предложение»). • «Назови четвертый звук»: овца, цифра, улица, цирк, пуговица, полотенце, курица, цветы, мотоцикл, кольцо, синица. • «Бабушкины подарки». Образование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным суффиксами. Бабушка прислала не платье, а... платьице (зеркало, одеяло, мьшо, масло, варенье, печенье, письмо, украшение, угощение). • Загадка «Скворец»: На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его... (скворец). Логопед. Какой последний звук в словах: дворец, певец, скворец? Дворец, певец, скворец — это слова-друзья, потому что похожи по звучанию. • «Назови животное, птицу или насекомое». Логопед просит детей назвать тех животных, птиц и насекомых, в названии которых есть звук [ц] (овца, медведица, заяц, песец, волчица, тигрица, львица, верблюдица, гусеница, синица, цыпленок, курица, цапля, куница).
• Знакомство с буквой Ц: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. • Чтение слогов: -цва-, -цло-, -цву-, -цлы-, -вца-, -вцу-. • Диктант: курица, улица, синица. • «Вставь пропущенные буквы». У каждого ребенка карточки, в которых нужно заполнить пропуски: ов...а, пти...а, тан...ы, ули...а и т. д. • «Узнай задуманное слово». Логопед выкладывает на панно звуковую модель (синий, синий, красный, синий, красный) и загадывает загадку: Не животное, Не человек, Не насекомое, Не самолет, А летает. (Птица) 70 Дети из разрезной азбуки составляют слово. • «Играем в школу». Составление, чтение и анализ предложений: «В саду цапля. На суку птица. Вот улица, а вот дом». Составление их графической схемы. Тематический цикл «Моя семья» (двадцать третья неделя) Беседа Семья; ее состав; функции членов семьи; какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая, чистая). Лексико-грамматические игры и упражнения • «С кем ты живешь?» Составление предложений с предлогом с. Каждый ребенок должен рассказать, с кем он живет: «Я живу с папой, с мамой, с бабушкой, с дедушкой, с братиком, с сестричкой». И т. д. • «Договори предложение» Логопед начинает: Предложение договори И его ты повтори. Я ем и папа... (ест). Я пою и мама... (поет). Я шью и бабушка... (шьет). Я готовлю и сестра... (готовит). Я играю и брат... (играет). Я пилю и папа... (пилит). Я вяжу и мама... (вяжет). Я строгаю и дедушка... (строгает). И т. д. • «А у вас?» Составление предложений со значением противопоставления. Образование сравнительной степени прилагательных. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают: «Наша семья большая,... а наша больше». Словарь: дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая, смелая. • «Старше или младше». Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Понятия о старших и младших членах семьи. 71 Логопед называет двух членов семьи (мама — бабушка), а дети должны составить предложения: «Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы».
Словарь: дочка — мама, папа — дедушка, сын — папа, дедушка — мама, бабушка — папа, бабушка — внучка, дедушка — внук, сын — мама. Развитие связной речи • «Расскажи о себе». На доске выставлены картинки-символы: мальчик, дом, цифра, папа, мама, девочка, врач, школа и т. д. Каждый ребенок должен составить рассказ о своей семье, опираясь на картинки-подсказки. Логопед дает образец рассказа: «Меня зовут Смирнов Виктор Иванович. Мне шесть лет. Я родился 5 декабря. Я живу в многоэтажном доме, на пятом этаже, в двухкомнатной квартире. Мой адрес: улица Беговая, дом 7, квартира 14. Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом. Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учительница. Моей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|