Физкультминутка-логоритмика
• Речевая подвижная игра «Дождик». Импровизация движений. Дождик, дождик, поливай, Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут сладкие ватрушки. Уточнение артикуляции и произношения звука [р]. Буква Р • Характеристика звука [р] (согласный — не поется, твердый, произносится с помощью языка — язык «пляшет»). • «Повтори слова-друзья». Логопед произносит по три слова, похожих по звучанию, дети повторяют их: «Шар — пар-жар; вор — хор — сор; топор — забор — мотор; мир — пир — тир; комар — загар — удар». И т. д. • «Приготовим обед». Логопед предлагает детям «приготовить обед», состоящий из блюд, в названии которых есть звук [р]: картошка, пирог, вермишель, борщ, рыба, макароны, морс, рулет, окрошка и т. д. • «Загадочные слова». Логопед по три раза повторяет каждый слог и составляет из них неправильное слово. Дети должны найти ошибку и исправить ее. Ра-ра-ра, ке-ке-ке, та-та-та — карета! (Верно — неверно?) Кар-кар-кар, ти-ти-ти, на-на-на — корзина! (Верно — неверно?) Ко-ко-ко, ро-ро-ро, ва-ва-ва — корона! (Верно — неверно?) Во-во-во, ро-ро-ро, та-та-та — ворона! (Верно — неверно?) До-до-до, ро-ро-ро, га-га-га — кочерга! (Верно — неверно?) И т. д. • «Построим дом». У детей — листы бумаги и карандаши. Логопед просит детей нарисовать дом и те его части, в названии которых есть звук [р]: (крыша, труба, крыльцо, рама, квартира. • «Мы с картинками играем». Слоговой анализ слов. Дети должны одновременно отхлопать и оттопать количество слогов в словах. Мы с картинками играем, По слогам их называем, Мы руками хлопаем И ногами топаем. 78 Картинки на доске: ромашка, корова, грузовик, роза, мотор, двор, забор, рак, парк, верба, рыболов, пирамида, помидор, помидоры и т. д.
• Потешки о «дружбе». Дети вслед за логопедом повторяют потешку и объясняют, почему «дружат» предметы. Сыр «дружит» с кефиром, а сахар с зефиром. Морковь «дружит» с картошкой, а труба с гармошкой. Крышка «дружит» с крышкой, а жираф с мартышкой. Укроп «дружит» с петрушкой, а творог с ватрушкой. Корм «дружит» с кормушкой, а топор со стружкой. • Знакомство с «младшим братцем» звука [р] — мягким звуком [р'] (картинки). Дети должны определить место звука [р'] в слове. • «Что рисуют Рая и Рита?» Дифференциация звуков [р] и [р']. На игровом поле — картинки, в названии которых есть звук [р] или [р']. Дети составляют предложения. Рая рисует розу, а Рита рисует гриб. Рая рисует морковку, а Рита рисует редиску. И т. д. • «Что справа?» На доске — два столбика картинок. Дети составляют предложения. Справа от грузовика — трактор. Справа от коровы — крот. И т. д. • Знакомство с буквой Р: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква Р? (Вправо.) • Чтение слов: ров, вор, сор, гора, торт, крот, куры, рыба, брат, рот, корова, барабан, арбузы, крыша, карандаш, груша, рак. • «Составь слово». Дети должны составить слова из первых букв названий каждого ряда картинок: шкаф, арбуз, ракета (шар); рыба, ананас, кошка (рак); ручка, иголка, совок (рис); рама, окна, танк (рот) и т. д. • «Подбери слово». На доске — картинки: роза, шары, куры, рука. Дети должны определить, какие слова соответствуют изображенным схемам:...о...а;...а...ы;...у...ы;...у...а. • Составление, чтение и анализ предложений: «У Ромы шар и барабан. На, Ира, торт и пирог». 79 Тематический цикл «Транспорт» (двадцать шестая неделя) Беседа Виды транспорта (пассажирский, грузовой, специальный), назначение разных видов транспорта; части автомобиля; кто управляет транспортом; правила дорожного движения. Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Объясни слово». Словообразование существительных путем сложения основ. Логопед начинает: Вот задачки мы решаем И словечки получаем, Части слова мы слагаем, В играх транспорт повторяем. Само... плюс...лет получаем... (самолет). (Почему так называется?) Само... плюс...кат получаем... (самокат). (Почему так называется?) Снего... плюс...ход получаем... (снегоход). (Почему так называется?) Слова для игры: самоход, снегоход, вездеход, вертолет, аэроплан, самосвал, луноход, бензовоз, молоковоз, тепловоз. • «Составь предложение». Составление предложений с предлогом над по двум опорным словам или картинкам. Самолет, лес. (Самолет летит над лесом.) Вертолет, дом. (Вертолет летит над домом.) Ракета, земля. (Ракета летит над землей.) Аэробус, город. (Аэробус летит над городом.) Лодка, волны. (Лодка летит над волнами.) Аэроплан, деревня. (Аэроплан летит над деревней.) Самолет, облака. (Самолет летит над облаками.) Вертолет, поле. (Вертолет летит над полем.) • «Закончи предложение». Образование сравнительной степени прилагательных. Дети проговаривают предложение сначала целиком хором, а затем по очереди. 80 Самолет летит высоко, а ракета выше. Самолет летит далеко, а ракета дальше. Самолет летит быстро, а ракета быстрее. Самолет мощный, а ракета мощнее. Самолет большой, а ракета больше. Самолет тяжелый, а ракета тяжелее. Самолет просторный, а ракета просторнее. Самолет длинный, а ракета длиннее. Самолет быстроходный, а ракета быстроходнее. • «Подбери слово». Подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками. Грузовик подъехал к дому, а потом... (отъехал). Грузовик въехал на горку, а потом... (съехал). Грузовик заехал в гараж, а потом... (выехал). Грузовик укатил, а потом... (прикатил). Грузовик уехал, а потом... (приехал). Грузовик отъехал, а потом... (приехал). Развитие связной речи • Составление рассаказа-описания «Папа купил автомобиль»: «Папа купил грузовой автомобиль. Грузовик перевозит грузы. У грузовика есть кузов для грузов, кабина для водителя, дверцы, руль, сидение, педали, тормоза, фары, колеса, двигатель. Грузовик "питается" бензином. Водитель управляет грузовиком». Можно составить аналогичный рассказ про легковой автомобиль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|