Физкультминутка - л огоритмика
• Речевая подвижная игра «В гости к нам пришла весна». Импровизация движений в такт стихотворению. 84 В гости к нам пришла весна, Деток радует она, Солнце светит, солнце греет, Всюду травка зеленеет. Дифференциация звуков [с] и [ш]. Буква Е • Чтение слоговых цепочек: са-шка, ша-ша-сла, шка-шка-сва, шва-шва-сна и т. д. Работа проводится мелом на доске. • «Найди два звука». Дети повторяют слова вслед за логопедом, но хлопают в ладоши лишь тогда, когда услышат слово, в котором одновременно два звука — [с] и [ш]: сынишка, старушка, солнышко, сушка, веснушки, суша, смешинка, пушистый, душистый, пустышка, усмешка, шест и т. д. • «Дружные звуки» Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки. [С], [а], [ш], [а]; [с], [у], [ш], [а]; [с], [у], [ш], [к], [а]. Логопед. Что получилось? • «Отгадай слово»'. кро...ка, кра...ка,...апка,...амокат,...уба,...умка,...анки, ка...ка, мо...ка,...каф,...тол, ко...ы,...ары, пе...ок, ме...ок, по...уда, поду...ка, но...ки, ку...ок.. • «Что справа, а что слева?» На доске — два столбика картинок, в названии которых есть звук [ш]. Дети комментируют: «Справа шуба, а слева шапка. Справа кошка, а слева мышка». И т. д. • «Разложи вещи». На игровом поле — две картинки: шкаф и сумка. Логопед раздает детям картинки и предлагает положить «вещи» в «шкаф» или «сумку». Дети комментируют свои действия: «Я положу мишку в шкаф. Я положу стакан в сумку. Я положу шарик в шкаф. Я положу сыр в сумку». • «Что больше?» Логопед называет детям предметы, которые они должны сравнить: «Самолет больше машины». Примерный словарь: самолет — машина, стакан — кувшин, горошина — редиска, кошка — слон, шуба — косынка, сапог — башмак. • Заучивание скороговорок Сашенька с Петрушкой спят на раскладушках. Шершавая сороконожка успешно спешит по дорожке. Ласковое солнышко высушило стеклышко.
85 • «Подбери слово». Подбор подходящих слов к прилага-. тельным. Логопед. Про какой предмет можно сказать «пушистый» (-ая, -ые, -ое), душистый (-ая, -ые, -ое), смешной (-ая, -ые, •ое), послушный (-ая, -ые, -ое)? • Знакомство с буквой Е: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква Е? (Вправо.) • Чтение слогов: -пе -, -ме -, -бе - и т. д. Закрепление мягкости согласных перед гласной Е. • Чтение слов: хек, кепка, дети, место, тесто, совет, весна, лето, свет. • Преобразование слов: леска — лес — бес — вес — весна — десна. • Составление, чтение и анализ предложения: «У Лены букет и ветка». Составление графической схемы предложения. • Чтение слов карточкам: пена, снег, еда, обед, букет, веник, океан, герой, сено, река, свет, лето, весна, лес. • Рассказ «Пушок и петушок»'. «У Тани был петушок. Петушок был милый. Таня составила из букв слово "петушок". Но подкрался кот Пушок и отодвинул две буквы. Получилось слово "Пушок"». Логопед. Какие буквы отодвинул кот Пушок? (Е, т.) Почему? Тематический цикл «Насекомые» (двадцать восьмая неделя) Беседа Образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Подбери слово». Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помо- 86 гают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят. • «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления. Муравей ползает, а бабочка... Гусеница ползает, а кузнечик... Бабочка летает, а улитка... Жук ползает, а стрекоза... Оса летает, а червяк... Улитка ползает, а стрекоза... Паук ползает, а пчела... Оса летает, а червяк... Кузнечик прыгает, а комар... Таракан ползает, а стрекоза... Бабочка порхает, а муха...
• «Четвертый лишний». Употребление сложных предложений с союзом потому что. На доске — четыре картинки: сорока, ласточка, оса, ворона. Дети составляют предложение: «Лишняя оса, потому что это насекомое». И т. д. • «Насекомые-великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу. Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. Это не муравей, а муравьище. Это не комар, а комарище. Это не червяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не таракан, а тараканище. И т. д. • «Исправь ошибку». Усвоение предлогов и словаря по теме. Рядом с цветком огромный жучок. Возле пенька маленький червячище. Под кустом мелкий тараканище. Около ветки громадный комарик. Под листом малюсенький комарище. Возле муравейника небольшой муравьище. И т. д. • «Сколько насекомых на цветке?» Согласование числительных с существительными. Развитие логического мышления и внимания. У каждого ребенка — предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Логопед показывает цифру (от 2 до 5) и карточку какого-либо цвета. Ребенок должен составить (если это соответствует логике) предложение: «На цветке 3 черных муравья». Или: «На цветке 5 зеленых кузнечиков». И т. д. Развитие связной речи • Рассказ «Как бабочка летала». Усвоение предлогов под, из-под. Картинки: бабочка, цветок, береза, куст, гриб, елка, гнездо, листок, мухомор. 87 «Бабочка летала-летала и села под цветок. Посидела и вылетела из-под цветка. Летала-летала и села под ветку. Посидела и вылетела из под ветки. Летала-летала и села под березу. Посидела и вылетела из-под березы. Летала-летала и села под куст. Посидела и вылетела из-под куста. Летала-летала и села под гриб. Посидела и вьиетела из-под гриба. Летала-летала и села под елку. Посидела и вылетела из-под елки. Летала-летала и села под гнездо. Посидела и вылетела из-под гнезда. Летала-летала и села под мухомор. Посидела и вылетела из-под мухомора. Устала бабочка, нашла свою норку и уснула в ней».
Логопед предлагает детям пересказать рассказ. Физкультминутка-логоритмика • Речевая подвижная игра «Со словами мы играем»: Со словами мы играем, И слова мы удлиняем: Стре-ко-за, за-за-за (6 хлопков), Му-ра-вей, вей-вей-вей. Свер-чок, чок-чок (4 хлопка), Ба-боч-ка, ка-ка-ка. И т. д. Уточнение артикуляции и произношения звука [э]. Буква Э • Характеристика звука (гласный — поется). • «Скажи наоборот»: пе-пэ, бе-бэ, ке-кэ, ме-мэ, ле-лэ, ге-гэ, хе-хэ, те-тэ и т. д. • «Найди ошибку в слове»: етажи, ехо, ескимо, екипаж, поет, екскаватор, електровоз, поема. • «Звукоедик» Звукоедик прилетел и в словах он звуки съел:...хо,...ска-латор,...лектровоз,...скимо,...кскаватор,...тажи,...кран,...кипаж,...дик,...тажерка,...квилибрист,...скадра,...лектро-утюг. • «Сложи звуки»: [э], [х], [о]; [п], [о], [э], [т]; [э], [т], [а], [ж]; [э], [м], [у]; [э], [т], [о]. • «Раздели полоску». У каждого ребенка — карандаш и полоска бумаги. Логопед подходит к каждому ребенку и шепотом говорит ему на ухо слово (слова из упражнения «Звукоедик»). Ребенок должен разделить полоску карандашом на столько частей, сколько слогов в слове. • «Ты картинку найди, с предложением приди». Картинки, в названии которых есть звук [э] и в которых его нет, рас- 88 средоточены в разных местах помещения. Дети находят нужные и составляют предложения. • «Собери слово». На игровом поле — карточки со слогами. Дети должны составить из них слово: -ки-, эс-, -мо (эски мо); -паж, -ки-, э- (экипаж); -жи, э-, -та- (этажи); -э-, -ма, по- (поэма); -кад-, -ра, эс- (эскадра). • Знакомство с буквой Э: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква Э? (Влево.) • Чтение слов: поэт, поэты, поэма, эскимо, этажи, аэробус, аэроплан, аэросани, Эдик, Эмма. • Преобразование слов: эх — эхо — это — эти — эта — эра — эта — этаж — этажи. • Составление предложений со словами это, эта, этот: «Это стол и стул. Этот стол ваш. Этот стул наш. Эта книга наша». Тематический цикл «Школа» (двадцать девятая неделя) Беседа Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|