Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физкультминутка - л огоритмика




• Речевая подвижная игра «В гости к нам пришла весна». Импровизация движений в такт стихотворению.

84


В гости к нам пришла весна, Деток радует она, Солнце светит, солнце греет, Всюду травка зеленеет.

Дифференциация звуков [с] и [ш]. Буква Е

• Чтение слоговых цепочек: са-шка, ша-ша-сла, шка-шка-сва, шва-шва-сна и т. д. Работа проводится мелом на доске.

«Найди два звука». Дети повторяют слова вслед за лого­педом, но хлопают в ладоши лишь тогда, когда услышат сло­во, в котором одновременно два звука — [с] и [ш]: сыниш­ка, старушка, солнышко, сушка, веснушки, суша, смешинка, пушистый, душистый, пустышка, усмешка, шест и т. д.

«Дружные звуки»

Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки. [С], [а], [ш], [а]; [с], [у], [ш], [а]; [с], [у], [ш], [к], [а]. Логопед. Что получилось?

«Отгадай слово»'. кро...ка, кра...ка,...апка,...амокат,...уба,...умка,...анки, ка...ка, мо...ка,...каф,...тол, ко...ы,...ары, пе...ок, ме...ок, по...уда, поду...ка, но...ки, ку...ок..

• «Что справа, а что слева?» На доске — два столбика кар­тинок, в названии которых есть звук [ш]. Дети комментиру­ют: «Справа шуба, а слева шапка. Справа кошка, а слева мышка». И т. д.

«Разложи вещи». На игровом поле — две картинки: шкаф и сумка. Логопед раздает детям картинки и предлагает поло­жить «вещи» в «шкаф» или «сумку». Дети комментируют свои действия: «Я положу мишку в шкаф. Я положу стакан в сум­ку. Я положу шарик в шкаф. Я положу сыр в сумку».

«Что больше?» Логопед называет детям предметы, кото­рые они должны сравнить: «Самолет больше машины».

Примерный словарь: самолет — машина, стакан — кувшин, горошина — редиска, кошка — слон, шуба — косынка, сапог — башмак.

• Заучивание скороговорок Сашенька с Петрушкой спят на раскладушках. Шершавая сороконожка успешно спешит по дорожке. Ласковое солнышко высушило стеклышко.

85


«Подбери слово». Подбор подходящих слов к прилага-. тельным.

Логопед. Про какой предмет можно сказать «пушистый» (-ая, -ые, -ое), душистый (-ая, -ые, -ое), смешной (-ая, -ые,

•ое), послушный (-ая, -ые, -ое)?

• Знакомство с буквой Е: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.

Логопед. Куда «смотрит» буква Е? (Вправо.)

Чтение слогов: -пе -, -ме -, -бе - и т. д. Закрепление мягкости согласных перед гласной Е.

• Чтение слов: хек, кепка, дети, место, тесто, совет, весна, лето, свет.

• Преобразование слов: леска — лес — бес — вес — весна — десна.

• Составление, чтение и анализ предложения: «У Лены бу­кет и ветка».

Составление графической схемы предложения.

• Чтение слов карточкам: пена, снег, еда, обед, букет, ве­ник, океан, герой, сено, река, свет, лето, весна, лес.

• Рассказ «Пушок и петушок»'.

«У Тани был петушок. Петушок был милый. Таня составила из букв слово "петушок". Но подкрался кот Пушок и отодвинул две буквы. Получилось слово "Пушок"».

Логопед. Какие буквы отодвинул кот Пушок? (Е, т.) Почему?

Тематический цикл «Насекомые»

(двадцать восьмая неделя)

Беседа

Образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравей­ник); их вред и польза.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Подбери слово». Подбор глаголов к слову насекомые: ле­тают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, соби­рают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помо-

86


гают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылеза­ют, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается?» Составление сложных предло­жений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка... Гусеница ползает, а кузнечик... Бабочка летает, а улитка... Жук ползает, а стрекоза... Оса летает, а червяк... Улитка ползает, а стрекоза... Паук ползает, а пчела... Оса летает, а червяк... Кузнечик прыгает, а комар... Таракан ползает, а стрекоза... Бабочка порхает, а муха...

• «Четвертый лишний». Употребление сложных предложе­ний с союзом потому что.

На доске — четыре картинки: сорока, ласточка, оса, воро­на. Дети составляют предложение: «Лишняя оса, потому что это насекомое». И т. д.

«Насекомые-великаны». Употребление слов с увеличитель­ными оттенками. Составление предложений по образцу.

Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. Это не му­равей, а муравьище. Это не комар, а комарище. Это не чер­вяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не таракан, а тараканище. И т. д.

«Исправь ошибку». Усвоение предлогов и словаря по теме.

Рядом с цветком огромный жучок. Возле пенька малень­кий червячище. Под кустом мелкий тараканище. Около вет­ки громадный комарик. Под листом малюсенький комари­ще. Возле муравейника небольшой муравьище. И т. д.

«Сколько насекомых на цветке?» Согласование числитель­ных с существительными. Развитие логического мышления и внимания.

У каждого ребенка — предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Логопед показывает цифру (от 2 до 5) и карточку какого-либо цвета. Ребенок должен составить (если это соответствует логике) предложение: «На цветке 3 черных муравья». Или: «На цветке 5 зеленых кузнечиков». И т. д.

Развитие связной речи

• Рассказ «Как бабочка летала». Усвоение предлогов под, из-под.

Картинки: бабочка, цветок, береза, куст, гриб, елка, гнез­до, листок, мухомор.

87


«Бабочка летала-летала и села под цветок. Посидела и вылетела из-под цветка. Летала-летала и села под ветку. Посидела и вылетела из под ветки. Летала-летала и села под березу. Посидела и вылетела из-под бе­резы. Летала-летала и села под куст. Посидела и вылетела из-под кус­та. Летала-летала и села под гриб. Посидела и вьиетела из-под гриба. Летала-летала и села под елку. Посидела и вылетела из-под елки. Лета­ла-летала и села под гнездо. Посидела и вылетела из-под гнезда. Лета­ла-летала и села под мухомор. Посидела и вылетела из-под мухомора. Устала бабочка, нашла свою норку и уснула в ней».

Логопед предлагает детям пересказать рассказ. Физкультминутка-логоритмика

• Речевая подвижная игра «Со словами мы играем»:

Со словами мы играем, И слова мы удлиняем: Стре-ко-за, за-за-за (6 хлопков), Му-ра-вей, вей-вей-вей. Свер-чок, чок-чок (4 хлопка), Ба-боч-ка, ка-ка-ка. И т. д.

Уточнение артикуляции и произношения звука [э]. Буква Э

• Характеристика звука (гласный — поется).

«Скажи наоборот»: пе-пэ, бе-бэ, ке-кэ, ме-мэ, ле-лэ, ге-гэ, хе-хэ, те-тэ и т. д.

«Найди ошибку в слове»: етажи, ехо, ескимо, екипаж, по­ет, екскаватор, електровоз, поема.

«Звукоедик»

Звукоедик прилетел и в словах он звуки съел:...хо,...ска-латор,...лектровоз,...скимо,...кскаватор,...тажи,...кран,...кипаж,...дик,...тажерка,...квилибрист,...скадра,...лектро-утюг.

«Сложи звуки»: [э], [х], [о]; [п], [о], [э], [т]; [э], [т], [а], [ж]; [э], [м], [у]; [э], [т], [о].

«Раздели полоску». У каждого ребенка — карандаш и по­лоска бумаги. Логопед подходит к каждому ребенку и шепо­том говорит ему на ухо слово (слова из упражнения «Звукоедик»). Ребенок должен разделить полоску каранда­шом на столько частей, сколько слогов в слове.

«Ты картинку найди, с предложением приди». Картинки, в названии которых есть звук [э] и в которых его нет, рас-

88


средоточены в разных местах помещения. Дети находят нуж­ные и составляют предложения.

«Собери слово». На игровом поле — карточки со слогами. Дети должны составить из них слово: -ки-, эс-, -мо (эски­ мо); -паж, -ки-, э- (экипаж); -жи, э-, -та- (этажи); -э-, -ма, по- (поэма); -кад-, -ра, эс- (эскадра).

• Знакомство с буквой Э: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква Э? (Влево.)

Чтение слов: поэт, поэты, поэма, эскимо, этажи, аэро­бус, аэроплан, аэросани, Эдик, Эмма.

• Преобразование слов: эх — эхо — это — эти — эта — эра — эта — этаж — этажи.

• Составление предложений со словами это, эта, этот: «Это стол и стул. Этот стол ваш. Этот стул наш. Эта книга наша».

Тематический цикл «Школа» (двадцать девятая неделя)

Беседа

Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...