Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имидж муниципального служащего на примере Исполнительного комитета «Нижнекамского муниципального района»

Несмотря на существующее разнообразие работ, в которых исследуются имидж руководителя/лидера средствами массовой информации, за пределами внимания остаются исследования имиджа служащих властных структур нижнего уровня, т.е. служащие районной, городской администрации. С целью устранения данного пробела было проведено исследование имиджа муниципального служащего на примере Исполнительного комитета «Нижнекамского муниципального района».

Опираясь на данные, полученные из предыдущих исследований необходимо детально изучить имидж муниципального служащего в представлениях нижнекамцев и сравнить мнение окружающих о нем с мнением самого служащего о себе.

Целью исследования явилось изучение отношения к имиджу муниципального служащего, выяснить какими профессиональными и личностными качествами должен обладать муниципальный служащий, определить насколько соответствует мнение муниципального служащего о себе с мнением окружающих о нем.

Объектом исследования выступило население города Нижнекамска и муниципальные служащие Исполнительного комитета «Нижнекамского муниципального района».

Предметом исследования являются мнения населения и муниципальных служащих об имидже.

Предварительно изучив и проанализировав имеющиеся теоретические данные по проблеме, были выдвинуты следующие гипотезы:

- население недостаточно информировано о деятельности муниципальных служащих, вследствие чего у них складывается ошибочное мнение, как об имидже муниципального служащего, так и о его деятельности;

- население видит только внешнюю сторону деятельности муниципальных служащих;

- мнение муниципального служащего о себе расходится с мнением окружающих о нем.

Были изучены мнения 120 респондентов: среди них были муниципальные служащие Исполнительного комитета «Нижнекамского муниципального района» (20 человек) и жители города Нижнекамск (100 человек).

Предложенные анкеты представлены в Приложение А.

В результате обработки анкет были получены следующие данные.

Люди, как правило, составляют мнение не о самом служащем, а о его образе, предлагаемом СМИ. Соответственно, оценки данного чиновника (служащего) - это стереотипные реакции не на него, а на тот экранный образ, который соответствует ожиданиям и ценностным приоритетам реципиентов.

Такие оценки могут быть пристрастными, а то и просто ошибочными. Тем не менее, именно на них строится восприятие служащего и поведение избирателей.

В соответствии с собранными статистическими данными наиболее необходимыми личностными качества (характеристики) которыми должен обладать муниципальный служащий, по мнению населения, является: умение общаться с людьми (23%) и порядочность (21%). Надежность (10%), приветливость (9%), неравнодушие и отзывчивость (по 8%), справедливость и умение слушать (по 7%) оказались средними по значимости.

По мнению опрошенных муниципальных служащих, наиболее необходимыми в их деятельности личностными качествами является: порядочность (30%), справедливость, надежность и приветливость (каждую из них выбрали 15% служащих соответственно). Далее следует отзывчивость (10%), умение общаться с людьми (10%) и умение слушать (5%) (рисунок 6).

Из профессиональных качеств, наиболее необходимыми в работе муниципального служащего, по мнению респондентов среди жителей города оказались: профессионализм (26%), умение общаться с людьми (19%), ответственность (14%), исполнительность (11%), мобильность (9%) и дисциплинированность (7%). К наименее значимым отнесли: коммуникабельность (4%), точность в работе и стремление к нововведениям (по 3%), организационный талант, высокий интеллект и эрудиция (по 2% каждый).

Среди муниципальных служащих данные профессиональные качества были распределены следующим образом: 35% служащих к наиболее важному отнесли - профессионализм, ответственность и исполнительность (20% и 15% соответственно). Далее следует умение общаться с людьми – 10%, точность в работе – 10%, коммуникабельность выбрали 5% респондентов, высокий интеллект и эрудиция – также предпочли 5% служащих (рисунок 7).

 


 


Рисунок 6 – Наиболее важные личностные качества необходимые муниципальному служащему определенные самими служащими и населением

 

Образ служащих формируется как стереотип. Образ должен соответствовать ожиданиям населения.

Полученные данные свидетельствуют о том, что муниципальные служащие частично не соответствуют тем качествам (характеристикам, параметрам) которые были представлены в первом вопросе – так ответили 48% граждан. 27% респондентов считают, что муниципальные служащие не соответствуют выше перечисленным характеристикам. И только 25% жителей ответили, что служащие полностью соответствуют выше названным характеристикам.

С точки зрения самих муниципальных служащих только 60% ответили, что полностью обладают всеми перечисленными качествами, представленными в первом блоке вопросов. В то время как 40% из них считают, что они имеют не все перечисленные выше качества (рисунок 8).

 

 

 


Рисунок 7 - Наиболее важные профессиональные качества необходимые муниципальному служащему определенные самими служащими и населением

 

 


Рисунок 8 – Наличие необходимых профессиональных и личностных качеств по мнению муниципальных служащих

Большинство респондентов формирует имидж служащего на основании информации полученной из: СМИ – 44%; от друзей, знакомых и соседей – 12%; личный опыт общения – 16%; общественное мнение – 28% (рисунок 9).

 


Рисунок 9 – Источники информации, используемые населением при формировании имиджа муниципального служащего

 

Среди опрошенных респондентов только 16% лично обращались к муниципальным служащим. И эти респонденты обнаружили следующие отрицательные черты в поведении муниципальных служащих: равнодушие – 6%, грубость – 4%, неумение общаться – 3%, безответственность – 2%, нетерпимость – 1%.

Отвечая на данный вопрос большинство опрошенных респондентов исходили из того как их приняли, как к ним отнеслись, как разговаривали и как помогли в решении проблемы.

Немаловажную роль в формировании имиджа играет качество публикуемой информации, будь она положительной, отрицательной или нейтральной. Публикуемая информация о деятельности местных органов власти в СМИ носит положительный характер, но иногда присутствует и информация нейтрального характера. Помимо информации положительного и нейтрального характера, очень редко публикуются статьи о деятельности местных органах власти критического характера. Местные СМИ тем самым конструируют в глазах общественности положительный образ об органах власти. Если местные органы не будут позволять СМИ освещать проблемы, население не будет принимать в их решениях активное участие, а это означает что, экономическая, культурная социальная сфера не будут развиваться в лучшую сторону, и проблема не искорениться сама собой.

В связи с этим можно сделать вывод, что органы власти через СМИ используют в формировании позитивного имиджа манипулятивные технологии воздействия на аудиторию, навязывая им положительный имидж местных органов власти. От незнания насущных проблем, население не может активизироваться, мобилизоваться в решениях этих вопросов [34, с. 111].

Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что уровень информированности граждан о деятельности муниципальных служащих крайне низок (33% опрошенных считают свою информированность удовлетворительной, плохой – 17%, хорошей – 16%, очень хорошей – 11%, очень плохой – 9%, затрудняются ответить – 14%) (рисунок 10).

 

 

 


Рисунок 10 – Уровень информированности граждан о деятельности муниципальных служащих

 

С тем, что СМИ предоставляют достаточно информации о деятельности муниципальных служащих, согласились только 19% респондентов, 32% опрошенных заявили о том, что СМИ предоставляют информацию не в полном объеме, а 49% - считают, что предоставляемая информация СМИ не очень объемна.

Среди муниципальных служащих ответы распределились следующим образом: 30% служащих считают, что СМИ предоставляют информацию в полном объеме, 45% - информация предоставляется СМИ не очень полная, 25% опрошенных говорят, что информация предоставляется не в полном объеме.

Таким образом, подтверждается первая гипотеза: население недостаточно информировано о деятельности муниципальных служащих, вследствие чего у них складывается ошибочное мнение, как об имидже муниципального служащего, так и о его деятельности.

При ответе на вопрос: «На основании чего формируется имидж муниципального служащего?» большинство (43%) ответили, что на основании общественного мнения, 27% респондентов считают, что через средства массовой информации, 17% - ПР (акции, пропаганда), 13% - затрудняются ответить.

Сами же служащие формируют свой имидж на основании: собственного мнения – 45% опрошенных, мнения окружающих – 30%, СМИ – 15%, 10% формируют свой имидж при помощи средств коммуникации.

Имидж муниципального служащего оценивают как положительный – 27% респондентов; скорее положительный, чем негативный – 32%; негативный – 18%; скорее негативный, чем положительный – 23% опрошенных.

В тоже время 60% муниципальных служащих считают, что у них сформировался положительный имидж; скорее положительный, чем негативный – 30%. И только 10% оценивают свой имидж скорее как негативный, чем положительный (рисунок 11).

При этом уделяют внимание своему имиджу: по мере необходимости – 65% служащих, уделяют достаточное внимание – 30%, не уделяют внимание – 5% опрошенных респондентов.

Таким образом, подтвердилась еще одна гипотеза, заключающаяся в том, что мнение муниципального служащего о себе расходится с мнением окружающих о нем.

55% муниципальных служащих считает, что их работа (профессия) не влияет на формирование их имиджа, 25% ответили что влияет, а 20% считает, что их работа (профессия) влияет на имидж только частично.

 

 

 

 


Рисунок 11 – Имидж муниципального служащего, по мнению населения г. Нижнекамск и самих служащих

 

На основе данного социологического исследования выяснилось, что большинство муниципальных служащих (65%) были направлены на профессиональную подготовку и повышение квалификации (10%). 80% служащих отметили полезность проведения профессиональной переподготовки.

Профессиональные знания, умения и навыки - показатели профессионализма служащего. Они определяют профессиональную пригодность служащего, его способность осуществлять служебную деятельность как в штатных (обычных), так и в экстремальных условиях.

Профессиональные знания, умения и навыки носят конкретно исторический характер. Их надо постоянно обновлять, пополнять и совершенствовать в соответствии с требованиями времени. В ином случае служащий оказывается профессионально непригодным.

Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что профессиональное образование муниципальных служащих: частично не соответствует выполняемой ими работе - у 35% респондентов, полностью не соответствует – у 25% опрошенных. И только 40% опрошенных служащих отметили, что их образование полностью соответствует выполняемой ими работе.

Среди опрошенных муниципальных служащих большинство (60%) нуждается в дополнительных знаниях. Частично требуется улучшить (дополнить) свои знания – 30% опрошенным респондентам.

Сегодня наличие профессиональных знаний, умений, навыков и способностей - обязательное, но не единственное требование, предъявляемое к должностному лицу любого ранга или уровня. Также не менее важны нравственные качества, внешне проявляющиеся в культуре поведения, речи, манерах, одежде.

Сейчас на муниципальной службе немало молодых людей. Работают они своеобразно: как правило, они умны, хорошо образованы, энергичны, целеустремленны, работоспособны, у них высокая мотивация достижений, но в их деятельности имеются и типичные недостатки. В первую очередь им не хватает именно управленческих умений и навыков. Кроме того, ощущается дефицит умений работать с людьми.

Поэтому при подготовке государственных и муниципальных служащих нужно обращать внимание, как на выработку навыков управления, так и на формирование определенных качеств личности.

Развитие управленческих умений, навыков, освоение профессиональных знаний, приобретение опыта будут способствовать формированию профессионального мастерства муниципальных служащих.

В то же время служащие должны обладать специфическими психологическими умениями, которые обусловливают эффективное межличностное взаимодействие. Поэтому в структуре деятельности государственных и муниципальных служащих центральное место должны занимать взаимодействия и различные формы делового общения.

Профессионализм личности должен обязательно включать в себя систему личностно-профессиональных стандартов, ориентирующих на высокое качество выполнения профессиональной деятельности, а также на систему личностных норм регуляции поведения и отношений.

Сегодня госслужащий должен быть примером во всем - в эрудированности, воспитанности, деловых качествах, так как его работа непосредственно связана с людьми.

Хотелось бы отметить, что успех в работе зависит от компетентности делового человека, его профессионализма, активности и многих других факторов. Некоторые из них влияют на достижение желаемого результата прямо и непосредственно - знание дела и опыт. Косвенные факторы также влияют на успех, и внешний облик делового человека - именно тот фактор, который тоже определяет эффективность деловых связей, успех в деловых контактах и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы [35, с. 50].

Муниципальные служащие в своем роде представляют муниципальное образование ее местную систему управления (местную власть). От них во многом зависит уровень развития муниципального образования, условия жизни населения их благосостояния.

Всю информацию о деятельности органов местного самоуправления и о важнейших реализуемых программах нижнекамцы получают через 14 средств массовой информации и официальный Интернет-портал города Нижнекамска www.e-nkama.ru. Официальными средствами массовой информации Нижнекамского муниципального района являются: газета «Нижнекамская правда», газета «Туган як», газета «Посинформ», медиа-холдинг НТР, объединяющий Нижнекамскую телерадиокомпанию, газету «Нижнекамское время», радио «D-FM». Официальные городские газеты «Нижнекамская правда» (на русском языке) и «Туган як» (на татарском языке) информируют жителей города о принимаемых мэрией решениях. В этих газетах публикуются все муниципальные нормативно-правовые акты.

Регулярно в СМИ организуются прямые связи с руководителями управлений, отделов, структурных подразделений Совета и Исполкома Нижнекамского муниципального района.

Материалы и информация, о принятых нормативных актах, размещаются на официальном сайте Нижнекамска www.e-nkama.ru. По правовым вопросам специалисты муниципалитета отвечают через средства массовой информации в рубриках «Вопрос-ответ», «Что нам мешает жить лучше», «Главный телефон».

В муниципальных учреждениях г. Нижнекамска на безвозмездной основе осуществляется консультирование граждан.

Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что уровень информированности граждан о деятельности муниципальных служащих крайне низок. Вследствие чего у населения может сложиться ошибочное мнение об имидже муниципального служащего. Также подтвердилась гипотеза, заключающаяся в том, что мнение муниципального служащего о себе расходится с мнением окружающих о нем. Большинство опрошенных муниципальных служащих, считает, что у них сложился положительный имидж, в то время как население думает иначе. Для того чтобы выявить каким образом следует регулировать поведение муниципального служащего перейдем к третьему разделу.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...