Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статистика въездного и выездного туризма в России.




Развитие туризма в России должно строиться на ра­зумном балансе различных видов туризма с приоритет­ным развитием внутреннего и въездного туризма. Анализ направлений потоков на туристском рынке в 1995 году свидетельствует о значительном преобладании выездно­го туризма. Въездной туризм увеличился, в основном, за счет стран СНГ, а внутренний туризм пока переживает кризис.

 

Выезд российских граждан за рубеж.

По официальным данным Госкомстата РФ в 1995 году выехало за границу 21 млн.331,3 тыс. российских граждан, что в два раза больше по сравнению с 1994 го­дом.

По целям поездок выездной туризм распределился следующим образом (табл.2):

 

Таблица 2

Цели поездок Количество, тыс. чел. Удельный вес, % Удельный вес по целям в 1994 г., %
Служебные 3 249,4 15,2 24,3
Туризм 2 606,5 12,2 25,0
Частные поездки 13 802,9 64,7 36,9
Транзит и обслу­живание транс­порта   1 672,5   7,9   13,8
Всего 21 331,3    

 

Основные страны выезда со служебной целью (тыс. человек):

Украина 809,6;
Литва 298,2;
Таджикистан 223,7;
Финляндия 190,0;
Грузия 180,5;
Германия 177,5;
США 92,0;
Монголия 78,6.

Наибольший рост служебных поездок отмечался в Гру­зию (в 81,4 раза), Украину (в 26,3 раза), Таджикистан (в 6,6 раза).

По выезду российских граждан с целью туризма лидиру­ют следующие страны (тыс. человек):

Турция 538,0;
Польша 384,6;
Китай 238,9;
Финляндия 223,1;
ОАЭ 162,9;
Литва 114,0;
Испания 93,8;
Греция 92,4;
Италия 74,0;
Болгария 66,1.

С частной поездкой граждане России выезжали в такие основные страны (тыс. человек):

Украина 5 109,3;
Молдова 2 471,8;
Эстония 1 699,7;
Грузия 770,5;
Азербайджан 530,7;
Литва 508,8.

Транзитный поток по выезду распределился следующим образом (тыс. человек):

Япония 127,1;
Финляндия 123,0;
Турция 112,1;
Германия 82,2;
Китай 60,4.

В 1995 году российские граждане выезжали в основном в страны СНГ (60,6%).

Структура выезда граждан России по основным странам ближнего зарубежья представлена в табл. 3.

 

Таблица 3

Страны ближнего зарубежья Число выезжавших (тыс. человек)
Украина 6 245,9
Молдова 2 608,7
Эстония 1 751,8
Литва 1 080,9
Грузия 977,1
Азербайджан 613,7
Армения 542,7
Таджикистан 483,9

 

 

В страны ближнего зарубежья в основном выезжали с частной целью (84,1%).

Структура выезда российских граждан в 10 приори­тетных по рейтингу стран дальнего зарубежья представ­лена в табл.4.

 

Таблица 4

Место по выезду в 1995 году   Страна выезда Число выезжавших (тыс. чело­век):
1995г. 1994г. 1993г.
  Турция 764,1 831,7 270,8
  Финляндия 640,9 374,0 307,6
  Польша 478,7 405,7 262,2
  Германия 442,2 498,4 664,5
  Китай 342,9 587,5 776,9
  ОАЭ 210,8 211,9 286,1
  США 164,9 280,9 132,4
  Япония 151,9 159,9 119,9
  Италия 145,1 125,2 155,4
  Монголия 142,2 291,1 490,8

 

В основные страны традиционного туризма (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.)туристский поток по сравнению с 1994 годом сокра­тился на 3,8%, кроме Италии, где он вырос на 15,9%.

 

Прибытие иностранных туристов в Россию в 1995 году.

По данным Госкомстата РФ в 1995 году в России побывало 10 млн.290 тыс. иностранных граждан, что в 2,2 раза больше, чем в 1994 году. Из них из стран даль­него зарубежья прибыло 4 млн.506,5 тыс. человек (43,8%), из стран СНГ - 4 млн.979,3 тыс. человек (48,4%), из стран Балтии - 804,3 тыс. человек (7,8%).

Рост прибытий в 1995 составил:

· из стран дальнего зарубежья 1,7 раза;
· из стран СНГ 3,7 раза;
· из стран Балтии 1,3 раза.

Структура поездок в Россию иностранных граждан по целям поездки выглядит следующим образом:

· служебные 2 899,0 тыс. человек (28,2%);
· туризм 1 837,0 тыс. человек (17,9%);
· частные 3 903,1 тыс. человек (37,9%);
· транзит и обслуживание транспорта   1 651,1 тыс. человек (16,0%).

В 1995 году по сравнению с 1994 годом с целью ту­ризма Россию посетило в 1,9 раза больше из стран дальнего зарубежья, в 10,3 раза - из стран СНГ и в 3,3 раза - из стран Балтии.

Основными странами по въездному туризму в 1995 являлись:

· Украина 2 031,3 тыс. человек;
· Финляндия 1 276,3 тыс. человек;
· Беларусь 1 178,2 тыс. человек;
· Польша 666,1 тыс. человек;
· Грузия 521,0 тыс. человек;
· Литва 440,7 тыс. человек;
· Китай 390,5 тыс. человек;
· Армения 330,3 тыс. человек;
· Германия 322,7 тыс. человек;
· Азербайджан 285,5 тыс. человек.

По видам транспорта поток туристов в Россию рас­пределился следующим образом:

· воздушный транспорт 2 039,5 тыс. человек (19,8%);
· автомобильный 4 600,4 тыс. человек (44,7%);
· железнодорожный 2 611,2 тыс. человек (25,4%);
· водный 537,7 тыс. человек (5,2%);
· пешком 501,4 тыс. человек (4,9%).

Исходя из изложенного, следует, что в целом ту­ризм в России (за исключением внутреннего) имеет по­ложительную тенденцию своего развития.

 

 

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И

ТУРИСТСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

 

Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:

· капитала;

· технологии;

· кадров;

· туристских ресурсов.

Это означает, что недостаточно имея капитал, ку­пить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если тако­го места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая - туристские ресурсы - является наиболее дешевой (в России нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это опреде­ляет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.

Под ресурсами в широком смысле этого слова по­нимают:

· экономические;

· природные;

· культурно-исторические;

· трудовые;

· финансовые;

· социальные;

· производственные.

Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объек­тов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:

· аттрактивность (привлекательность);

· климатические условия;

· доступность;

· степень изученности;

· экскурсионная значимость;

· пейзажные и видеоэкологические характеристики;

· социально-демографические характеристики;

· потенциальный запас;

· способ использования и др.

Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.

Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:

· природные;

· инфраструктурные.

Динамическое развитие туристского бизнеса требу­ет наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуника­ций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, про­светительных учреждений, памятников культуры, искус­ства и др. – туристский бизнес для широкого круга по­требителей невозможен.

Несмотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:

· экологического просвещения;

· ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы;

· налогового регулирования и т.д.

Интенсивное неконтролируемое посещение тури­стами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурного баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некото­рых из них.

К сожалению, в России благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают менее 10 % ее терри­тории, при этом ресурсы Европейской части России зна­чительно истощены и требуют много лет для их воспро­изводства.

Туристское природопользование связано с поняти­ем рекреационной системы, состоящей из ряда подсис­тем: турист, природный комплекс, инфраструктура, пер­сонал, органы управления и др.

Для сохранения и воспроизводства туристских ре­сурсов в рамках рекреационной системы вся территория

России распределена на туристские экономические рай­оны и зоны потенциального развития туризма федераль­ного значения - табл.5, 6.

 

Таблица 5.

Распределение туристского потенциала России по экономическим районам

    Экономичес­кие районы Емкость рекреационно-познавательных ресурсов Емкость природно-рекреационных ресурсов Вместимость существую­щей матери­альной базы туризма
млн. чел./ дн. в год   % млн. чел./ дн. в год   % тыс. мест   %
1. Северный 8,1 3,1 27,3 8,0 49,6 4,0
2. Сев.- Западный 42,1 15,9 15,6 4,6 92,9 7,8
3. Прибалтий­ский (Кали­нинградская обл.) 1,8 0,7 2,6 0,8 14,6 1,2
4. Централь­ный 102,0 38,5 38,0 11,3 291,9 24,4
5. Волго-Вятский 13,6 5,1 13,7 4,0 54,0 4,5
6. Центрально-Чернозем­ный 13,8 5,2 2,5 0,7 36,6 3,1
7. Поволжский 14,4 5,4 23,5 7,0 100,9 8,4
8. Северо-Кавказский 36,5 13,8 55,2 16,4 211,7 17,7
9. Уральский 10,3 3,9 30,2 9,0 123,4 10,3
10. Западно-Сибирский 9,7 3,6 24,4 7,2 91,9 7,7
11. Восточно-Сибирский 8,6 3,2 47,9 14,2 64,2 5,4
12. Дальневост- очный 4,4 1,7 55,6 16,5 66,2 5,5
Итого: 205,3 100,0 336,5 100,0 1198,0 100,0

Указанные данные не учитывают места в общежитиях, пионерских лагерях, частном секторе и на теплоходах.

 

Таблица 6.

Перечень основных туристских и курортных зон федерального значения

Зоны развития туризма федерального значения Специализация по видам туризма Города и районы, рекомендуемые для развития туризма
1. Север (Баренцево мо-ре, Белое мо­ре, Арха-нгель­ская, Вологод­ская, Мурманская об-ласти, республика Ка-релия) Познавательный и экологический, круизы, охота, рыбная ловля, горные лыжи, по­ходы, паломниче­ство   Архангельск, Со­ловки, Вологда, Волго-Балтий-ский канал, Петроза­водск, Кижи, Ва­лаам, Хибины, Сортавала  
2. Северо-Запад (Санкт-Петербург, Ленин-градская, Псковская, Нов­городская облас­ти) Познавательный, деловой и кон­гресс-туризм, от­дых, круизы, авто­туризм Санкт-Петербург, Вы-борг, Ломоно­сов, Пав-ловск, Петродворец, Пушкин, Новго­род, Старая Рус­са, Валдай, Псков, Печоры, Пуш-кинские горы
3. Балтийское побе­режье (Калининградская об-ласть) Деловой туризм, круизы, отдых с лечением   Калининград, Зе­леноград, Светло­горск, Рыбачье
4. Москва и Мос­ковская область Познавательный, деловой, кон­гресс-туризм и автомобильный туризм Москва, Верея, Сергиев Посад, Звенигород, Коломна, Истра, Руза  
5. Золотое кольцо древ-них русских городов (Владимирская, Ива-новская, Ко­стромская, Яро­славская и Твер­ская области) Познавательный и деловой туризм, отдых с лечением и отдых без ак­тивных способов передвижения, круизы, автоту­ризм Кострома, Яро­славль, Переславль-Залесский, Рос­тов Великий, Тутаев, Углич, В. Волочек, Тверь, Осташков, оз. Селигер, Торжок
6. Поволжье (Нижегоро-дская, Астраханская, Волгоградская, Самар-ская, Ульяновская области, республики Чувашия и Татарстан) Познавательный и дело-вой туризм, отдых с лечением отдых без активных способов пе- редвижения, круизы, рыбная ловля Нижний Новгород, Б. Болдино, Астрахань
7. Северный Кавказ:    
7.1.Каспийское побе-режье (республика Дагестан) Отдых без активных способов передвижения, познавательный туризм Дербент
7.2. Черноморское и Азовское побережья (Краснодарский край республика Адыгея, Ростовская область) Отдых без активных способов передвижения, лечение, познавательный туризм Анапа, Ейск, Сочи, Геленджик, Азов
7.3. Кавказские Минеральные воды Отдых с лечением, отдых без активных способов передвижения Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Минводы
7.4. Республика Кабардино-Балкария Горные лыжи, отдых Домбай
8. Сибирь    
8.1.Горный Алтай (Алтайский край) Отдых без активных способов передвижения, отдых с лечением, гор-ные лыжи, экотуризм, походы Телецкое озеро, курорт Белокуриха
8.2. Горная Шория (Кемеровская область) Отдых, лечение, походы, горные лыжи, экотуризм, отдых без активных спо-собов передвижения Междуреченск, Таштагол
8.3. Байкал (Иркутская, Читинская области, республика Бурятия) Многофункциональные зоны Иркутск, оз. Байкал, Улан-Уде, Кяхта
8.4. Якутия Познавательный и деловой туризм, экотуризм Якутск, река Лена
9. Дальний Восток    
9.3. Приморье (Приморский край) Многофункциональная зона Владивосток, Находка
9.4. Сахалин, Курилы Отдых, лечение, позна-вательный и деловой ту-ризм, охота, рыбная ло-вля, экотуризм, отдых без активных способов передвижения Анивский залив, Курилы
9.5. Камчатка, Коман-доры (Камчатская область) Экотуризм, охота, походы Петропавловск-Камчат-ский, Долина гейзеров, Кмандорские острова

 

С точки зрения материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения, все эти регио­ны можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития турист­ской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российской Федерации.

К первому уровню относятся часть Северо-Западного региона, Москва и Московская область, Чер­номорское и Азовское побережья, Кавминводы.

Ко второму уровню относятся часть Северо-Западного региона, Балтийское побережье, Золотое кольцо древних русских городов, Поволжье и Северный Кавказ.

К третьему уровню относятся Север, Горный Алтай, Горная Шория, Байкал, Якутия, Приморье, Сахалин, Ку­рилы, Камчатка.

Данное районирование и прогнозирование емкости туристских ресурсов России было положено в основу разработки целевой федеральной программы: "Развитие туризма в Российской Федерации", ориентированной на среднесрочную (1995-1997 г.г.) и долгосрочную (до 2005 г.) перспективы.

Таким образом, туристские ресурсы рассматрива­ются как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского про­дукта.

Как видно из таблиц 5 и 6, туристский потенциал России формируется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресур­сов и выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год.

Зоны развития туризма федерального значения в соответствии с табл. 6 специализированы по видам ту­ризма, а также городам, районам и регионам, рекомен­дуемым для его развития.

В соответствии с картой туристских ресурсов про­изводится подробная паспортизация зон перспективного развития туризма. Цель зонирования территорий и их паспортизация - определение предельно допустимой ту­ристской нагрузки на данную территорию с учетом ее полного воспроизводства и экологической защиты. Диа­грамма нагрузки чел/км2 определяется для каждой зоны по месяцам. На основании полученных данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и использованию туристских ресурсов данной зоны без ограничений.

Такие рекомендации или законодательные акты фе­деральных или местных органов власти закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов.

В ряде регионов России для воспроизводства дан­ных ресурсов введен местный налог. Ограничения или запрещения по использованию туристско-рекреационных ресурсов действуют для уникальных природных заповед­ников, заказников, природно-ландшафтных комплексов и др. Аналогичная практика существует во всех развитых странах, в том числе, где туризм является основной статьей национального дохода.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...