Статистика въездного и выездного туризма в России.
Развитие туризма в России должно строиться на разумном балансе различных видов туризма с приоритетным развитием внутреннего и въездного туризма. Анализ направлений потоков на туристском рынке в 1995 году свидетельствует о значительном преобладании выездного туризма. Въездной туризм увеличился, в основном, за счет стран СНГ, а внутренний туризм пока переживает кризис.
Выезд российских граждан за рубеж. По официальным данным Госкомстата РФ в 1995 году выехало за границу 21 млн.331,3 тыс. российских граждан, что в два раза больше по сравнению с 1994 годом. По целям поездок выездной туризм распределился следующим образом (табл.2):
Таблица 2
Основные страны выезда со служебной целью (тыс. человек):
Наибольший рост служебных поездок отмечался в Грузию (в 81,4 раза), Украину (в 26,3 раза), Таджикистан (в 6,6 раза). По выезду российских граждан с целью туризма лидируют следующие страны (тыс. человек):
С частной поездкой граждане России выезжали в такие основные страны (тыс. человек):
Транзитный поток по выезду распределился следующим образом (тыс. человек):
В 1995 году российские граждане выезжали в основном в страны СНГ (60,6%). Структура выезда граждан России по основным странам ближнего зарубежья представлена в табл. 3.
Таблица 3
В страны ближнего зарубежья в основном выезжали с частной целью (84,1%). Структура выезда российских граждан в 10 приоритетных по рейтингу стран дальнего зарубежья представлена в табл.4.
Таблица 4
В основные страны традиционного туризма (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.)туристский поток по сравнению с 1994 годом сократился на 3,8%, кроме Италии, где он вырос на 15,9%.
Прибытие иностранных туристов в Россию в 1995 году. По данным Госкомстата РФ в 1995 году в России побывало 10 млн.290 тыс. иностранных граждан, что в 2,2 раза больше, чем в 1994 году. Из них из стран дальнего зарубежья прибыло 4 млн.506,5 тыс. человек (43,8%), из стран СНГ - 4 млн.979,3 тыс. человек (48,4%), из стран Балтии - 804,3 тыс. человек (7,8%). Рост прибытий в 1995 составил:
Структура поездок в Россию иностранных граждан по целям поездки выглядит следующим образом:
В 1995 году по сравнению с 1994 годом с целью туризма Россию посетило в 1,9 раза больше из стран дальнего зарубежья, в 10,3 раза - из стран СНГ и в 3,3 раза - из стран Балтии. Основными странами по въездному туризму в 1995 являлись:
По видам транспорта поток туристов в Россию распределился следующим образом:
Исходя из изложенного, следует, что в целом туризм в России (за исключением внутреннего) имеет положительную тенденцию своего развития.
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ТУРИСТСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих: · капитала; · технологии; · кадров; · туристских ресурсов. Это означает, что недостаточно имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая - туристские ресурсы - является наиболее дешевой (в России нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.
Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают: · экономические; · природные; · культурно-исторические; · трудовые; · финансовые; · социальные; · производственные. Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства: · аттрактивность (привлекательность); · климатические условия; · доступность; · степень изученности; · экскурсионная значимость; · пейзажные и видеоэкологические характеристики; · социально-демографические характеристики; · потенциальный запас; · способ использования и др. Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях. Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы: · природные; · инфраструктурные. Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен. Несмотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет: · экологического просвещения; · ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы; · налогового регулирования и т.д. Интенсивное неконтролируемое посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурного баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них. К сожалению, в России благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают менее 10 % ее территории, при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроизводства.
Туристское природопользование связано с понятием рекреационной системы, состоящей из ряда подсистем: турист, природный комплекс, инфраструктура, персонал, органы управления и др. Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов в рамках рекреационной системы вся территория России распределена на туристские экономические районы и зоны потенциального развития туризма федерального значения - табл.5, 6.
Таблица 5. Распределение туристского потенциала России по экономическим районам
Указанные данные не учитывают места в общежитиях, пионерских лагерях, частном секторе и на теплоходах.
Таблица 6. Перечень основных туристских и курортных зон федерального значения
С точки зрения материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения, все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российской Федерации. К первому уровню относятся часть Северо-Западного региона, Москва и Московская область, Черноморское и Азовское побережья, Кавминводы. Ко второму уровню относятся часть Северо-Западного региона, Балтийское побережье, Золотое кольцо древних русских городов, Поволжье и Северный Кавказ. К третьему уровню относятся Север, Горный Алтай, Горная Шория, Байкал, Якутия, Приморье, Сахалин, Курилы, Камчатка. Данное районирование и прогнозирование емкости туристских ресурсов России было положено в основу разработки целевой федеральной программы: "Развитие туризма в Российской Федерации", ориентированной на среднесрочную (1995-1997 г.г.) и долгосрочную (до 2005 г.) перспективы. Таким образом, туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта. Как видно из таблиц 5 и 6, туристский потенциал России формируется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год. Зоны развития туризма федерального значения в соответствии с табл. 6 специализированы по видам туризма, а также городам, районам и регионам, рекомендуемым для его развития. В соответствии с картой туристских ресурсов производится подробная паспортизация зон перспективного развития туризма. Цель зонирования территорий и их паспортизация - определение предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учетом ее полного воспроизводства и экологической защиты. Диаграмма нагрузки чел/км2 определяется для каждой зоны по месяцам. На основании полученных данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и использованию туристских ресурсов данной зоны без ограничений. Такие рекомендации или законодательные акты федеральных или местных органов власти закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов. В ряде регионов России для воспроизводства данных ресурсов введен местный налог. Ограничения или запрещения по использованию туристско-рекреационных ресурсов действуют для уникальных природных заповедников, заказников, природно-ландшафтных комплексов и др. Аналогичная практика существует во всех развитых странах, в том числе, где туризм является основной статьей национального дохода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|