Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы Классификация методов исследования Характеристика основных эмпирических методов психологии




УДК 159.9.01 ББК 88.3 Г55


Главный редактор Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:


 


От авторов


 


 


Н. Д. Никандров В. В. Рубцов М. В. Рыжаков Э. В. Сайко
Ш.А. Амонашвили В. А. Болотов А. А. Деркач И. В. Дубровина

Ю. П. Зинченко В. Г. Костомаров Н. Н. Малофеев В. Л. Матросов

Рецензент

доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Б. А. Вягкин (Пермский государственный педагогический университет)

Глуханюк Н. С.

Г55 Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н. С. Глу­ханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 4-е изд., стер. — М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. — 224 с. — (Серия «Библиотека психолога»).

ISBN 978-5-9770-0366-7 (МПСИ)

ISBN 978-5-89395-934-5 (НПО «МОДЭК»)

Данное учебное пособие поможет оптимизировать практическую подго­товку студентов — будущих педагогов профессиональной школы в процессе учебных занятий и самостоятельной работы, познакомит с методами и приема­ми психологического изучения личности. Тематика занятий соответствует со­держанию учебного материала примерной программы курса «Общая психология».

Практикум адресован студентам профессионально-педагогических вузов, а также слушателям факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере профессионального образования.

УДК 159.9.01 ББК 88.3

ISBN 978-5-9770-0366-7 (МПСИ)

ISBN 978-5-89395-934-5 (НПО «МОДЭК»)

© Московский психолого-социальный

институт, 2003, 2009 © Издательский дом

Российской академии образования (РАО), 2003, 2009 © Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2003, 2009 © Оформление. НПО «МОДЭК», 2003, 2009


В целях продуктивного выполнения профессионально-педагогических задач преподавателю, мастеру производ­ственного обучения необходимо иметь представление о ког­нитивных, эмоциональных и волевых характеристиках уча­стников педагогического процесса, об особенностях меж­личностного взаимодействия, а также уметь адекватно оценивать себя. Успех работы педагога зависит не только от знания своего предмета и методики его преподавания, но также от уровня компетентности в сфере индивидуальных особенностей личности, педагогического общения, законо­мерностей усвоения информации.

Ориентация профессионально-образовательного про­цесса на личность учащегося обусловливает актуальность психологического образования будущих педагогов профес­сиональной школы. Особое значение приобретает практиче­ская подготовка студентов.

Практикум разработан в соответствии с программой кур­са «Общая психология» и апробирован кафедрой теоретиче­ской и экспериментальной психологии Российского госу­дарственного профессионально-педагогического универси­тета.

Практические занятия по курсу «Общей психологии» предоставляют большие возможности для успешного решения задачи психологического образования студентов. Они способствуют знакомству с методами получения психо­логической информации, выработке умения наблюдать и анализировать в психологическом плане собственное пове­дение и поведение других людей, формированию педагоги­чески мотивированного интереса к вопросам самоанализа, совершенствованию профессионально важных качеств по­средством развития рефлексивных способностей.


 

 

Тематика практических занятий охватывает почти все разделы программы курса «Общая психология».

В работе с пособием студентам рекомендуется соблюдать определенный порядок. Необходимо:

1) перед началом занятия изучить теоретический мате­
риал по лекциям и источникам, предложенным на
предыдущем занятии;

2) ознакомиться с содержанием занятия и заблаговре­менно подготовить протоколы и таблицы исследова­ния, образцы которых даны в пособии;

3) внимательно ознакомиться с порядком выполнения
работы;

4) в конце занятия предоставить преподавателю пись­менный отчет (тема и цель работы, краткое описание
методики, протокол исследования, обработка дан­ных, анализ результатов и их интерпретация).

Мы надеемся, что предлагаемый учебный материал по­может расширению и углублению психологических знаний студентов.

Особую благодарность мы выражаем кандидату меди­цинских наук В. М. Шевелеву за любезно предоставленные материалы и конструктивные предложения по содержанию и структуре данного практикума.

Н. С. Глуханюк Е. В. Дьяченко С. Л. Семенова

 

 
 
 
 
 

 


Тема 1

 

Введение. Методы психологического исследования

Цели занятия: 1. Организация информации о способах по­знания и исследования психических про­цессов и явлений.

2. Формирование умений и навыков психо­логического исследования в педагогиче­ских целях.

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы Классификация методов исследования Характеристика основных эмпирических методов психологии

Владение методами изучения психологии учащегося является одним из необходимых компонентов профессиональ­ной деятельности педагога. Педагог, осуществляя учебно-воспитательный процесс, должен уметь выявлять, анализи­ровать и учитывать индивидуально-психологические осо­бенности личности учащегося, цели его действий и поступ­ков, скрытые мотивы поведения. Основными характеристи­ками личности являются: направленность как устойчиво доминирующая, преобладающая система потребностей, отношений, мотивов, ценностных ориентации, установок, убеждений и т. д.; социальный опыт, выраженный через зна­ния, умения, навыки; познавательная сфера, представленная вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображе­нием; эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психоло­гические особенности, такие как темперамент, характер, спо­собности. На изучении этих характеристик личности со­средоточивает свои усилия педагог в зависимости от конкретных задач обучения и воспитания.



Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Способом получения объективных знаний об окружаю­щей действительности, что является целью любой науки, вы­ступает научное исследование. Психологическое исследова­ние — это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследова­ние, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований1:

1. Планирование исследования подразумевает разработку ло­гической и хронологической схем исследования, состоя­щих из детального проектирования всех его этапов.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изо­ляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиени­ческим и инженерно-психологическим требованиям, т. е.
обеспечивать определенный комфорт и нормальную ра­бочую обстановку.

3. Техническое оснащение исследования должно соответст­вовать решаемым задачам, всему ходу исследования и
уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного иссле­дования и должен обеспечивать их качественную одно­родность.

5. Инструкция для испытуемых составляется на стадии пла­нирования работы и должна быть четкой, краткой и од­нозначной.

6. Протокол исследования должен быть одновременно пол­ным и целенаправленным (избирательным).

7. Обработка результатов исследования включает количе­ственные и качественные методы анализа полученных в
ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в табл. 1.

1 Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко — М„ 1998. -С. 28-29.


Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...