Психологическое исследование: требования к организации и его этапы Классификация методов исследования Характеристика основных эмпирических методов психологии
Стр 1 из 20Следующая ⇒ УДК 159.9.01 ББК 88.3 Г55 Главный редактор Д. И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной коллегии:
От авторов
Ю. П. Зинченко В. Г. Костомаров Н. Н. Малофеев В. Л. Матросов Рецензент доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Б. А. Вягкин (Пермский государственный педагогический университет) Глуханюк Н. С. Г55 Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 4-е изд., стер. — М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. — 224 с. — (Серия «Библиотека психолога»). ISBN 978-5-9770-0366-7 (МПСИ) ISBN 978-5-89395-934-5 (НПО «МОДЭК») Данное учебное пособие поможет оптимизировать практическую подготовку студентов — будущих педагогов профессиональной школы в процессе учебных занятий и самостоятельной работы, познакомит с методами и приемами психологического изучения личности. Тематика занятий соответствует содержанию учебного материала примерной программы курса «Общая психология». Практикум адресован студентам профессионально-педагогических вузов, а также слушателям факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере профессионального образования. УДК 159.9.01 ББК 88.3 ISBN 978-5-9770-0366-7 (МПСИ) ISBN 978-5-89395-934-5 (НПО «МОДЭК») © Московский психолого-социальный институт, 2003, 2009 © Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2003, 2009 © Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2003, 2009 © Оформление. НПО «МОДЭК», 2003, 2009
В целях продуктивного выполнения профессионально-педагогических задач преподавателю, мастеру производственного обучения необходимо иметь представление о когнитивных, эмоциональных и волевых характеристиках участников педагогического процесса, об особенностях межличностного взаимодействия, а также уметь адекватно оценивать себя. Успех работы педагога зависит не только от знания своего предмета и методики его преподавания, но также от уровня компетентности в сфере индивидуальных особенностей личности, педагогического общения, закономерностей усвоения информации. Ориентация профессионально-образовательного процесса на личность учащегося обусловливает актуальность психологического образования будущих педагогов профессиональной школы. Особое значение приобретает практическая подготовка студентов. Практикум разработан в соответствии с программой курса «Общая психология» и апробирован кафедрой теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета. Практические занятия по курсу «Общей психологии» предоставляют большие возможности для успешного решения задачи психологического образования студентов. Они способствуют знакомству с методами получения психологической информации, выработке умения наблюдать и анализировать в психологическом плане собственное поведение и поведение других людей, формированию педагогически мотивированного интереса к вопросам самоанализа, совершенствованию профессионально важных качеств посредством развития рефлексивных способностей.
Тематика практических занятий охватывает почти все разделы программы курса «Общая психология». В работе с пособием студентам рекомендуется соблюдать определенный порядок. Необходимо: 1) перед началом занятия изучить теоретический мате
2) ознакомиться с содержанием занятия и заблаговременно подготовить протоколы и таблицы исследования, образцы которых даны в пособии; 3) внимательно ознакомиться с порядком выполнения 4) в конце занятия предоставить преподавателю письменный отчет (тема и цель работы, краткое описание Мы надеемся, что предлагаемый учебный материал поможет расширению и углублению психологических знаний студентов. Особую благодарность мы выражаем кандидату медицинских наук В. М. Шевелеву за любезно предоставленные материалы и конструктивные предложения по содержанию и структуре данного практикума. Н. С. Глуханюк Е. В. Дьяченко С. Л. Семенова
Тема 1 Введение. Методы психологического исследования Цели занятия: 1. Организация информации о способах познания и исследования психических процессов и явлений. 2. Формирование умений и навыков психологического исследования в педагогических целях. Психологическое исследование: требования к организации и его этапы Классификация методов исследования Характеристика основных эмпирических методов психологии Владение методами изучения психологии учащегося является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности педагога. Педагог, осуществляя учебно-воспитательный процесс, должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индивидуально-психологические особенности личности учащегося, цели его действий и поступков, скрытые мотивы поведения. Основными характеристиками личности являются: направленность как устойчиво доминирующая, преобладающая система потребностей, отношений, мотивов, ценностных ориентации, установок, убеждений и т. д.; социальный опыт, выраженный через знания, умения, навыки; познавательная сфера, представленная вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением; эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, характер, способности. На изучении этих характеристик личности сосредоточивает свои усилия педагог в зависимости от конкретных задач обучения и воспитания.
Психологическое исследование: требования к организации и его этапы Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование — это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований1: 1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов. 2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. 3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и 4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность. 5. Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной. 6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным). 7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в табл. 1. 1 Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко — М„ 1998. -С. 28-29. Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|