Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование уровня притязаний личности




Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изуче­нию индивидуального уровня притязаний личности.

2. Исследование особенностей динамики уровня притязаний личности.

Понятие уровня притязаний личности Методики исследования уровня притязаний Дополнительные сведения об уровне притя­заний личности Понятие уровня притязаний личности

Первые серьезные исследования уровня притязаний представлены в работах американского психолога Ф. Хоппе, который трактовал его как «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным до­стижениям» субъекта'. Поводом же для выделения понятия «уровень притязаний» явился феномен, обнаруженный аме­риканским психологом Т. Дембо; она, ставя перед испытуе­мым недостижимые или труднодостижимые цели, констати­ровала, что индивид намечает «более легкую задачу, пред­ставляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам»2.

Уровень притязаний — это стремление к достижению це­лей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний характеризуют:

1) уровень трудности, достижение которого является об-
_____ щей целью сер ии будущих действий (идеальная цель);

1 БороздинаЛ. В. Исследование уровня притязаний. — М., 1993. —С. 84.

2 Там же. — С. 3.


2) выбор субъектом цели очередного действия как
результат переживания успеха или неуспеха ряда
прошлых действий (уровень притязаний в данный
момент);

3) желаемый уровень самооценки (уровень Я)'.

Уровень притязаний личности формируется под влияни­ем успеха или неуспеха в деятельности. При этом решающим фактором становления уровня притязаний является пережи­вание человеком результатов своей деятельности. Оценка индивидом степени успешности или неуспешности собст­венных действий не связана жестко с конкретным результа­том. Если человек достигает намеченную цель или превыша­ет ее, действие рассматривается как успех, если исполнение не достигает цели — расценивается как неудача. Из этого следует, что один и тот же результат может быть и успешным и неуспешным в зависимости от уровня притязаний настоя­щего момента. Переживание успеха (или неуспеха), которое возникает у человека вследствие достижения (или недости­жения) цели, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных задач (или более легких). Обнаруже­но, что вслед за успехом уровень притязаний повышается, иногда остается без изменения, но никогда не снижается. После неудачи — снижается, может остаться без изменения, но никогда не повышается.

Если человек снижает трудность избираемой задачи после успеха или повышает ее после неудачи (атипичное из­менение уровня притязаний), то говорят о неадекватном уровне притязаний. Неуверенность в своих силах, страх неу­дачи, некритичность в оценке достигнутого являются пока­зателями не только неадекватного уровня притязаний, но и неадекватной самооценки. Неадекватность самооценки мо­жет привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притяза ниям.

го. — М~,"ТЙО. — 6Г417.

1 Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-

гг> — М 1 ООП _ Г Л 1 7


Человек, имеющий адекватный уровень притязаний, отличается уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, критичностью в оценке достигнутого. Чаще на успех ориентированы те, чья самооценка является адекватной, на неудачу — чья самооценка неадекватна (за­вышена или занижена).

Уровень притязаний может быть частным, если он отно­сится к достижению целей в отдельных областях деятельности или межличностных отношений. Уровень притязаний может носить общий характер, если относится ко многим сферам жизни и деятельности человека, в которых проявляются, прежде всего, его умственные и нравственные качества.

Методики исследования уровня притязаний

В настоящее время нет унифицированной процедуры изучения уровня притязаний. По сути, все методики опира­ются на метод, предложенный Ф. Хоппе, когда испытуемый ставится перед ранжированным рядом задач и либо до, либо после ознакомления с заданием ему предлагается выбрать задачу той степени сложности, которую он оценивает как ре­ально разрешимую. После выполнения выбранной задачи и, естественно, достижения успеха или неуспеха испытуемого просят вновь сделать выбор задачи и т. д. Число выборов ко­леблется от 5 до 10.

Методика 1

В данной методике использованы прогрессивные матри­цы Дж. Равена серии С и Д (в каждой серии по 12 заданий). Время экспозиции матриц рассчитывается исходя из следу­ющего стандарта: решение полного теста занимает 20—25 мин. Учитывая, что время на выполнение одного зада­ния в среднем составляет около 10—13 с, а отдельные серии не эквивалентны, это время варьируется: 1—4-е задания — 3—5 с, 5—8-е задания — 6—10 с, 9—12-е задания — 11 — 15 с. Время экспозиции указано приблизительно, допускается не­которое увеличение или сокращение его в зависимости от


.:■

хода эксперимента и контингента испытуемых. Номера за­даний соответствуют степени их сложности; таким образом, сложность возрастает от 1-го к 12-му заданию. На решение каждого задания отводится определенное время. Если испы­туемый не успевает выполнить задание за это время, оно считается нерешенным. Задание испытуемый выбирает са­мостоятельно.

Перед началом работы испытуемые должны подготовить протокол исследования.

Протокол исследования

 

 

 

Номер пробы                    
Серия С Номер задания                    
Ответ                    
Серия Д Номер задания                    
Ответ                    

Шаг 1. Инструкция

Перед Вами сборник матриц, включающий серии С и Д. В каждой серии 12 заданий: 1-е —самое легкое, 12-е —самое сложное. Укажите номер задания, которое Вы хотите выпол­нить. Свой выбор занесите в протокол исследования в ко­лонку 1 (первая проба) соответствующей серии (С или Д), а в графу «Ответ» — номер недостающего элемента. Расположе­ние фигур на матрице подчинено определенной логической закономерности. Пример матрицы Дж. Равена представлен на рис. 6. Закономерность необходимо найти и дополнить матрицу недостающим элементом, выбрав из приведенных восьми вариантов. Номер элемента заносится в графу «Ответ» и сверяется с ключом. Если ответ не найден, ставит­ся прочерк. После выполнения первой пробы Вам необходи­мо выбрать желаемую степень сложности для следующей и т. д. Число проб в эксперименте — 10.


Рис. 6. Пример прогрессивной матрицы Дж. Равена

Тестовый материал

Серия С

3. Заказ №5577



и


 

  # х~\
-н- #  
+ *  

#


 


 


 


 



 

   
* *  

 


 

 


 


I I I I I


г


о


I


 

   
  У/,
 

U


 



 


и


 

+  
   
  + о
  + о

о

о


х


 




I I I I I

 


 


 

 

>: :♦:  
ж ж  
ж
     
  S ш

 

■+■

ж

 

 

 

s чо m
:♦: ж
ж  

 


 


 

 

 

 

 

 

 

  +      
< •   <      
+ < • • + 4      
я  
         
- i      


so



 

   
   
   
жхм

D10


D12


 



ж

х:*:


 


Dll


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...