Исследование уровня притязаний личности
Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуального уровня притязаний личности. 2. Исследование особенностей динамики уровня притязаний личности. Понятие уровня притязаний личности Методики исследования уровня притязаний Дополнительные сведения об уровне притязаний личности Понятие уровня притязаний личности Первые серьезные исследования уровня притязаний представлены в работах американского психолога Ф. Хоппе, который трактовал его как «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям» субъекта'. Поводом же для выделения понятия «уровень притязаний» явился феномен, обнаруженный американским психологом Т. Дембо; она, ставя перед испытуемым недостижимые или труднодостижимые цели, констатировала, что индивид намечает «более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам»2. Уровень притязаний — это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний характеризуют: 1) уровень трудности, достижение которого является об- 1 БороздинаЛ. В. Исследование уровня притязаний. — М., 1993. —С. 84. 2 Там же. — С. 3. 2) выбор субъектом цели очередного действия как 3) желаемый уровень самооценки (уровень Я)'. Уровень притязаний личности формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. При этом решающим фактором становления уровня притязаний является переживание человеком результатов своей деятельности. Оценка индивидом степени успешности или неуспешности собственных действий не связана жестко с конкретным результатом. Если человек достигает намеченную цель или превышает ее, действие рассматривается как успех, если исполнение не достигает цели — расценивается как неудача. Из этого следует, что один и тот же результат может быть и успешным и неуспешным в зависимости от уровня притязаний настоящего момента. Переживание успеха (или неуспеха), которое возникает у человека вследствие достижения (или недостижения) цели, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных задач (или более легких). Обнаружено, что вслед за успехом уровень притязаний повышается, иногда остается без изменения, но никогда не снижается. После неудачи — снижается, может остаться без изменения, но никогда не повышается.
Если человек снижает трудность избираемой задачи после успеха или повышает ее после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний), то говорят о неадекватном уровне притязаний. Неуверенность в своих силах, страх неудачи, некритичность в оценке достигнутого являются показателями не только неадекватного уровня притязаний, но и неадекватной самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притяза ниям.
1 Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско- гг> — М 1 ООП _ Г Л 1 7 Человек, имеющий адекватный уровень притязаний, отличается уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, критичностью в оценке достигнутого. Чаще на успех ориентированы те, чья самооценка является адекватной, на неудачу — чья самооценка неадекватна (завышена или занижена). Уровень притязаний может быть частным, если он относится к достижению целей в отдельных областях деятельности или межличностных отношений. Уровень притязаний может носить общий характер, если относится ко многим сферам жизни и деятельности человека, в которых проявляются, прежде всего, его умственные и нравственные качества.
Методики исследования уровня притязаний В настоящее время нет унифицированной процедуры изучения уровня притязаний. По сути, все методики опираются на метод, предложенный Ф. Хоппе, когда испытуемый ставится перед ранжированным рядом задач и либо до, либо после ознакомления с заданием ему предлагается выбрать задачу той степени сложности, которую он оценивает как реально разрешимую. После выполнения выбранной задачи и, естественно, достижения успеха или неуспеха испытуемого просят вновь сделать выбор задачи и т. д. Число выборов колеблется от 5 до 10. Методика 1 В данной методике использованы прогрессивные матрицы Дж. Равена серии С и Д (в каждой серии по 12 заданий). Время экспозиции матриц рассчитывается исходя из следующего стандарта: решение полного теста занимает 20—25 мин. Учитывая, что время на выполнение одного задания в среднем составляет около 10—13 с, а отдельные серии не эквивалентны, это время варьируется: 1—4-е задания — 3—5 с, 5—8-е задания — 6—10 с, 9—12-е задания — 11 — 15 с. Время экспозиции указано приблизительно, допускается некоторое увеличение или сокращение его в зависимости от
хода эксперимента и контингента испытуемых. Номера заданий соответствуют степени их сложности; таким образом, сложность возрастает от 1-го к 12-му заданию. На решение каждого задания отводится определенное время. Если испытуемый не успевает выполнить задание за это время, оно считается нерешенным. Задание испытуемый выбирает самостоятельно. Перед началом работы испытуемые должны подготовить протокол исследования. Протокол исследования
Шаг 1. Инструкция
Перед Вами сборник матриц, включающий серии С и Д. В каждой серии 12 заданий: 1-е —самое легкое, 12-е —самое сложное. Укажите номер задания, которое Вы хотите выполнить. Свой выбор занесите в протокол исследования в колонку 1 (первая проба) соответствующей серии (С или Д), а в графу «Ответ» — номер недостающего элемента. Расположение фигур на матрице подчинено определенной логической закономерности. Пример матрицы Дж. Равена представлен на рис. 6. Закономерность необходимо найти и дополнить матрицу недостающим элементом, выбрав из приведенных восьми вариантов. Номер элемента заносится в графу «Ответ» и сверяется с ключом. Если ответ не найден, ставится прочерк. После выполнения первой пробы Вам необходимо выбрать желаемую степень сложности для следующей и т. д. Число проб в эксперименте — 10. Рис. 6. Пример прогрессивной матрицы Дж. Равена Тестовый материал Серия С 3. Заказ №5577 и
#
I I I I I г о ■ I
U
и
о о □ х
ж
so
D10 D12
ж х:*:
Dll
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|