Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные результаты исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации




 

 

Стратегии поведения в конфликтной ситуации Характерные проявления доминирующей стратегии поведения при разрешении конфликта
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудо­вом коллективе) в учебной (про­фессиональной) деятельности
Сотрудничество      
Соперничество      
Компромисс      
Избегание      
Приспособление      

Рекомендации по управлению конфликтом

Правила разрешения конфликта:

Следует выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета конфликта в процессе развития конфликтной ситуации.

2. Целесообразно не расширять предмет конфликта, сокра­щать число претензий, особенно эмоционального харак­тера, к участникам конфликта.

3. Полезно знать закономерности развития конфликтной
ситуации. Он проходит три стадии: возникновение на­пряженности в отношениях как предвестник конфликта;
отдельные стычки между участниками конфликта; разре­шение конфликта.

4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторонам — «инициатору» и «обвиняемому» при
тщательном выяснении целей «инициатора». Пример це­лей конфликта: деловые, самоутверждение, амбиции,
стремление унизить другого человека и т. д.


 


5. Особое внимание следует проявить к конфликтным лич­ностям.

При эффективном управлении конфликтом его послед­ствия могут играть положительную, конструктивную роль, что особенно важно при педагогических конфликтах, по­скольку они имеют воспитательное воздействие.

Основные конструктивные последствия конфликта:

1. Разрешение конфликта способом, устраивающим всех
его участников.

2. Совместно принятое конфликтующими сторонами раз­
решение конфликта.

3. Приобретение опыта сотрудничества при решении
спорных вопросов и возможность его использования в

будущем.

4. Установление взаимоотношений сотрудничества и комп­ромисса между сторонами конфликта.

Основные деструктивные последствия конфликта:

1. Чувство обиды, неудовлетворенности, снижение мотива­ции учебной или трудовой совместной деятельности.

2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отно­шениям.

>. Непродуктивные, конкурентные отношения между кон­фликтующими сторонами.

Вопросы

/ Что такое «конфликт»? Какие виды конфликта Вы знаете?

' Какие Вам знакомы стратегии поведения в конфликтной

ситуации, кроме пяти стратегий, предложенных в данной

теме? < Каким образом можно выявить доминирующую стратегию

поведения в конфликте?

 

4, Какие Вы можете предложить рекомендации по конструк­тивному разрешению ситуации конфликта?

,' |«khiNj5577.


Рекомендуемая литература

Бородин Ф. М. Внимание: конфликт / Ф. М. Бородкин, Н. М.Ко­ряк, — Новосибирск, 1989.

Гришина Н.В.Яи другие: Общение в трудовом коллективе. —Л., 1990. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. — СПб., 2001.

Зайц<

•в А. К. Социальный конфликт на предприятии. — Калуга, 1993.

ЗеркинД. П. Основы конфликтологии. — СПб., 2001.

Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М., 1999.

Левин К. Типы копфликтов // Психология личности: Тексты. — М., 1993.

Шейков В. П. Конфликты в вашей жизни и их разрешение. — Минск, 1996.


 


Раздел III


 


 


 

 


 


Познавательня сфера личности


i


 


 


Тема 8

Внимание. Исследование свойств внимания

Цели занз тия:

Формирование знаний и умений по изуче­нию познавательных процессов личности. Исследование свойств внимания.

Bhимание: основные понятия и положения

Внимание: основные понятия и положения Методики исследования свойств внимания Рекомендации по развитию внимания

Внимание — это направленность и сосредоточенность со­знания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида1.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информа­цию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением м. Внимание сопутствует каждой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, па­мять, мьшление) и двигательных процессов. Внимание, с од­ной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой -4 психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельно­стью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желания, установки, потребности, направленность личности.

Рассмотрим основные виды внимания.

Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо соответ­ ствующим потребно стям (интересным) раздражителем

1 Общая йЬихология: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петров­ского. -4М„ 1986.-С. 231.


(табл. 9). Основная функция непроизвольного внимания за­ключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение.

Произвольное внимание свойственно только человеку и ха­рактеризуется активным, целенаправленным сосредоточе­нием сознания, связанным с волевыми усилиями (табл. 9). Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек В своей деятельности ставит перед собой определенную цель, Задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Цель определяет выделение объектов его внимания, требуя волевые усилия. Основной функцией произвольного внима­ния является активное регулирование протекания психиче­ских процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извле­кать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, су­щественное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случа­ях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой на­правленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности (табл. 9).

Таблица 9

Сравнительная характеристика видов внимания1

 

Вид внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
Непроизвольное Действие сильно­го, контрастного или значимого, вызывающего эмоциональный отклик раздражи­теля Непроизволь­ность, легкость возникновения и переключения Ориентировоч­ный рефлекс или доминанта, ха­рактеризующая более или менее устойчивый ин­терес личности

1 Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М., 1998.-С. 115.


 

Механизмы

Вид вни\

ания

Условия возникновения

Основные характеристики

ое

Произвол

Постановка (при­нятие) задачи

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет______

Ведущая роль второй сигналь­ной системы

После-произвольное

Сохраняется целенаправлен­ность, снимается напряжение

Доминанта, характеризую­ щая возникший в процессе данной деятельности ин­ терес ___

Вхождение в дея­тельность и воз­никающий в свя­зи с этим интерес

Данн] re виды внимания взаимосвязаны и не должны ис-ю рассматриваться как независимые друг от друга.

кусствен

даватель в своей профессиональной деятельности о не только с индивидуальной формой внимания, каждого учащегося своя, но и с коллективным вни-Ъллективное внимание представляет собой одновре-росредоточенность самостоятельно работающих, на него нельзя механически переносить законо-индивидуального внимания. В коллективном вни-

Преп имеет де. которая] манием. менную учащихся мерности

мании проявляются многие феномены групповой психоло­гии: психическое заражение, взаимодействие, групповое внушенф, соревнование и др., влияние которых на внима­ние группы людей исключительно велико. К сожалению, психоло! ические закономерности коллективного внимания почти не изучены, и в его организации приходится опирать­ся на npi емы и методы, обнаруженные эмпирически.

Xapai геристика индивидуальных особенностей внима­ния вклк кает в себя следующие свойства: объем, переключе­ние, pacпределение, сосредоточенность, устойчивость и из­бирательность.

Объем внимания измеряется количеством объектов (эле­ментов),! воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов за 1—1,5 с объ­ем внимания у взрослого человека в среднем равен 7—9 эле-


ментам. Объем внимания зависит от особенностей воспри­нимаемых объектов, структурной организации материала.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Переключение может обусловливаться программой созна­тельного поведения, требованиями деятельности, необходимо­стью включения в новую деятельность в соответствии с изменя­ющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха.

Распределение внимания — это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деяте­льности; во-вторых способность сопротивляться отвлекаю­щим обстоятельствам, случайным помехам в работе.

Устойчивость внимания — это способность длительно за­держивать восприятие на определенных объектах окружаю­щей действительности.

Избирательность внимания — это способность к сосредо­точению на наиболее важных объектах.

Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированное™ внима­ния на одних объектах и в его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентра­цией, и эти понятия рассматриваются как синонимы1.

 

Методики исследования свойств внимания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...