Индивидуальные результаты исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации
Рекомендации по управлению конфликтом Правила разрешения конфликта: Следует выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета конфликта в процессе развития конфликтной ситуации. 2. Целесообразно не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий, особенно эмоционального характера, к участникам конфликта. 3. Полезно знать закономерности развития конфликтной 4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторонам — «инициатору» и «обвиняемому» при
5. Особое внимание следует проявить к конфликтным личностям. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную, конструктивную роль, что особенно важно при педагогических конфликтах, поскольку они имеют воспитательное воздействие. Основные конструктивные последствия конфликта: 1. Разрешение конфликта способом, устраивающим всех
2. Совместно принятое конфликтующими сторонами раз 3. Приобретение опыта сотрудничества при решении будущем. 4. Установление взаимоотношений сотрудничества и компромисса между сторонами конфликта. Основные деструктивные последствия конфликта: 1. Чувство обиды, неудовлетворенности, снижение мотивации учебной или трудовой совместной деятельности. 2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям. >. Непродуктивные, конкурентные отношения между конфликтующими сторонами. Вопросы / Что такое «конфликт»? Какие виды конфликта Вы знаете? ' Какие Вам знакомы стратегии поведения в конфликтной ситуации, кроме пяти стратегий, предложенных в данной теме? < Каким образом можно выявить доминирующую стратегию поведения в конфликте? 4, Какие Вы можете предложить рекомендации по конструктивному разрешению ситуации конфликта? ,' |«khiNj5577. Рекомендуемая литература Бородин Ф. М. Внимание: конфликт / Ф. М. Бородкин, Н. М.Коряк, — Новосибирск, 1989. Гришина Н.В.Яи другие: Общение в трудовом коллективе. —Л., 1990. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. — СПб., 2001.
•в А. К. Социальный конфликт на предприятии. — Калуга, 1993. ЗеркинД. П. Основы конфликтологии. — СПб., 2001. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М., 1999. Левин К. Типы копфликтов // Психология личности: Тексты. — М., 1993. Шейков В. П. Конфликты в вашей жизни и их разрешение. — Минск, 1996.
Раздел III
Познавательня сфера личности i
Тема 8 Внимание. Исследование свойств внимания
Формирование знаний и умений по изучению познавательных процессов личности. Исследование свойств внимания.
Внимание: основные понятия и положения Методики исследования свойств внимания Рекомендации по развитию внимания
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида1. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением м. Внимание сопутствует каждой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мьшление) и двигательных процессов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой -4 психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желания, установки, потребности, направленность личности. Рассмотрим основные виды внимания. Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо соответ ствующим потребно стям (интересным) раздражителем 1 Общая йЬихология: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. -4М„ 1986.-С. 231. (табл. 9). Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями (табл. 9). Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек В своей деятельности ставит перед собой определенную цель, Задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Цель определяет выделение объектов его внимания, требуя волевые усилия. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.
Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности (табл. 9). Таблица 9 Сравнительная характеристика видов внимания1
1 Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М., 1998.-С. 115.
кусствен
Преп имеет де. которая] манием. менную учащихся мерности мании проявляются многие феномены групповой психологии: психическое заражение, взаимодействие, групповое внушенф, соревнование и др., влияние которых на внимание группы людей исключительно велико. К сожалению, психоло! ические закономерности коллективного внимания почти не изучены, и в его организации приходится опираться на npi емы и методы, обнаруженные эмпирически.
Xapai геристика индивидуальных особенностей внимания вклк кает в себя следующие свойства: объем, переключение, pacпределение, сосредоточенность, устойчивость и избирательность. Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов),! воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов за 1—1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7—9 эле- ментам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха. Распределение внимания — это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Устойчивость внимания — это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Избирательность внимания — это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах. Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированное™ внимания на одних объектах и в его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы1.
Методики исследования свойств внимания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|