Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации




 

 

Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений в облас­ти психологии конфликта. 2. Исследование индивидуальных стратегий поведения личности в конфликтной ситу­ации.

 

     
   
   

Конфликт: основные понятия и положения Методика исследования стратегий поведе­ния в конфликтной ситуации Рекомендации по управлению конфликтом

Конфликт: основные понятия и положения

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столк­новение противоположно направленных целей, интере­сов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодей­ствия, сопровождающееся негативными эмоциональны­ми состояниями1.

Существуют различные определения конфликта, и все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимо­действии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит противоречие между двумя или более сторонами (лицами или группами). Любой конфликт есть проявление противоборства, т. е. ак­тивное столкновение тенденций, оценок, принципов, мнений, идей, характеров, эталонов поведения и т. д. Тем не менее отсутст вие согласия не всегда выражается в

1 Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. — М., 1990. — С. 174.


 


форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия и разно­гласия нарушают нормальное взаимодействие людей и препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодействие, в процессе кото­рого они получают возможность выражать различные мне­ния, утверждать защищаемую идею, выявлять больше аль­тернатив при принятии решения — именно в этом заклю­чается важный позитивный смысл конфликта. Правильно организованное конфликтное взаимодействие — это вер­ный, хотя и нелегкий путь к согласию.

Конфликты могут возникать практически во всех сферах человеческой жизни, в том числе и при осуществлении про­фессиональной деятельности. Организация и содержание деятельности определяют специфику конфликта. Имеют свои характерные особенности и педагогические конфлик­ты. В литературе рассматриваются следующие потенциально конфликтогенные педагогические ситуации:

• конфликты поведения (поступков), возникающие в свя­
зи с выполнением учебных заданий, успеваемостью, вне-
учебной деятельностью;

• конфликты поведения (поступков), возникающие из-за
нарушения учащимися правил поведения на занятиях, а
также вне учебного заведения;

• конфликты отношений, возникающие в сфере эмоцио­
нально-личностных отношений учащихся и преподава­
телей при общении в процессе педагогической деятель­
ности.

В зависимости от количества участников конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, меж­ду личностью и группой и межгрупповые.

Конфликт внутриличностный. Состояние неудовлет­воренности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих


друг другу интересов, стремлений, потребностей и т. д. Развитие^ личности невозможно без преодоления внут­ренних противоречий, разрешения психологических конфликтов.

Неразрешенные внутриличностные конфликты вызыва­ют фрустрацию и чувство тревоги, препятствуют личностно­му росту, делают человека более уязвимым.

Межличностный конфликт. Это самый распространен­ный вид конфликта. В основе конфликта лежат противоре­чия между людьми, несовместимость их взглядов, интере­сов, потребностей. В учебных заведениях он может возни­кать между участниками педагогического процесса в различных вариантах: преподаватель — студент, студент — студент, Преподаватель — преподаватель и т. д.

Конфликт между личностью и группой. Отступление члена группы от установленных группой норм поведения и обще­ния может привести к конфликту. Один из распространен­ных конфликтов этого типа — конфликт между студенче­ской группой и преподавателем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле педагогиче­ского общения.

Конфликтное взаимодействие может иметь как негатив­ные, так и позитивные последствия разрешения. Если конф­ликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, их называют конструктивны­ми. Конфликты, препятствующие эффективному взаимо­действию и принятию решений, называют деструктивными. Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необ­ходимо уметь их анализировать, понимать их причины и воз­можные последствия.

.

Методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации

Оценка предпочитаемой стратегии поведения в конф­ликтной ситуации проводится по методике, разработанной


американскими психологами К. Томасом и Р. Килменом (адаптирована Н. В. Гришиной), которые выделяют пять стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперниче­ство, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособ­ление.

Шаг 1. Инструкция

Перед Вами ряд утверждений, которые помогут опреде­лить некоторые особенности Вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта утверждений (А, В), из которых 1$ам необходимо выбрать один, в большей степени соответ­ствующий Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. В про­токоле исследования поставьте крестик для каждого номера утверждения по одному из двух его вариантов А или В.

 

 

 

 

 

 

 

Протокол исследования                  
Ответ Ответ Ответ Ответ Ответ Ответ
А В А В А В А В А В А В
                                   
                                   
\                                  
                                   
                                   

Текст методики

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на
себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь об­ратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого че­ловека и моих собственных.


3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Я стараюсь не задеть чувств другого человека

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь
найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем
чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добить­ся другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить суть всех за­тронутых интересов и спорных вопросов.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то
возникающих разногласий.

В. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем
состоят все затронутые вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, со­хранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может
вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о
его взглядах.


В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, со­
хранить наши отношения.

В. Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. Л. Если это сделает другого счастливым, я дам ему воз­
можность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если оц,также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом, я стараюсь ясно определить суть всех
затронутых интересов и спорных вопросов.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20. Л. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногла­
сия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к
другому.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению пробле­мы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посере­
дине между моей позицией и точкой зрения другого чело­
века.

В. Я отстаиваю свою позицию.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить же­
лания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса.


24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я по­
стараюсь пойти ему навстречу.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к ар­гументам другого.

26. А. Я обычно предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может
вызвать споры.

В. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти под­держку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возника­ющих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...