Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шаг 4. Отчет по результатам исследования свойств личности




Проинтерпретируйте индивидуальные результаты иссле­дования по показателям уровня выраженности шкал экстра­версии—интроверсии и нейротизма, ориентируясь на схему, приведенную в табл. 5.

Таблица 5

Индивидуальные результаты исследования экстраверсии—интроверсии и нейротизма

 

 

Уровни ЭКСТ выраженности раверсии— гроверсии ейротизма Проявления свойств личности: экстраверсии—интроверсии и нейротизма
ин ин в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудо­вом коллективе) в учебной (профес­сиональной) деятельности
<5 Яркий интроверт с    
<10 Интроверт      
  Среднее значение      
>15 Экстраверт      
>19 Яркий экстраверт      
<7 Низкий уровень нейротизма      
9-13 Среднее значение нейротизма      
>15 Высокий уровень нейротизма      
>19 Очень высокий уровень нейротизма      

 




Вопросы


 


 


/. Что такое «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм»?

2. Какую роль играют данные свойства личности в поведении
и развитии личности?

3. Как можно измерить экстраверсию—интроверсию и нейро­
тизм?

4. Можно ли влиять на формирование данных свойств лично­
сти? Если да, то какими способами?

Рекомендуемая литература

Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000.

Шарп Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель. — Воро­неж, 1994.

Юнг К. Г. Психологические типы. — М., 1992.

 

     
     
     
     
     
     
     
     
 
 

 


Тема 5

Исследование агрессивности как свойства личности

Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по психо­логическому изучению свойств личности. 2. Исследование общего уровня агрессивно­сти личности.

[-1  

Понятие агрессивности Методика исследования агрессивности личности Дополнительные сведения об агрессивности как свойстве личности

Понятие агрессивности

Рост подростковой агрессии в разных ее проявлениях — проблема, которая все больше волнует педагогов и родителей. Как взаимодействовать с агрессивными подростками? Ответить на этот вопрос невозможно без достаточно полного определения понятий «агрессия» и «агрессивность».

В специальной литературе, посвященной данному вопросу, можно встретить различное толкование этих терминов. Одни авторы определяют агрессию как поведение, содержащее угрозу и наносящее вред другим (А. Басе), как действие, которое вклю­чает в себя намерение причинить другому обиду или оскорбле­ние (Л. Берковитц). Другие говорят об агрессии как о специфи­чески ориентированном поведении, направленном на устране­ние или преодоление всего того, что угрожает физической и психической целостности живого организма (X. Хекхаузен).

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому сущест­ву, не желающему подобного обращения1. 1 Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон — СПб., 1998. — С. 26.


 

Агрессивность как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред1.

Как и всякое свойство, она имеет различную степень выра­женности: от почти полного отсутствия агрессивности до ее предельного развития. Каждой личности необходима опреде­ленная доля агрессивности, проявляющейся в способности к устранению препятствий. Подобная, ситуационно обусловлен­ная, афессивность субъекта рассматривается как состояние его личности, которое может утрачивать свою актуальность с из­менением обстановки. Если же афессивное состояние у субъ­екта носит постоянный характер, то следует говорить об афес-сивности как об актуальной черте характера личности.

Агрессия может быть представлена в двух видах: агрессия мотивационная и агрессия инструментальная. В основе моти-вационной афессии лежит мотив, стремление причинить зло или ущерб кому-либо, тогда как лица, проявляющие ин­струментальную агрессию, преследуют иные цели. Они ис­пользуют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления своих желаний.

Объектом пристального изучения педагогов и психоло­гов является мотивационная агрессия как форма проявления присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень выраженности таких проявлений, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность прояв­ления открытой мотивационной афессии.

Методика исследования агрессивности личности

Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дар-ки в 1957 г. одноименный опросник — одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности.

А. Басе разфаничивает понятия «враждебность» и «афес-сия». А. Басе определяет враждебность как скрытно-вербаль- ную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и нега-

1 Психология: Словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. - М., 1990. - С. 10.


тивные оценки людей и событий, а агрессию как ответ, содер­жащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Опросник А. Басса — А. Дарки включает инструкцию и 75 вопросов-суждений. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагаются утверждения. Если Вы согласны с утверждением, то дайте ответ «Да», в противном случае — от­вет «Нет». Свой ответ зафиксируйте в протоколе исследова­ния, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру суждения. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, на­сколько внимательно выполняется задание. Ни в коем слу­чае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оцени­вается как хороший или плохой. Не следует долго размыш­лять над каждым вопросом. Постарайтесь как можно быст­рее решить, какой из двух ответов кажется Вам ближе.

Протокол исследования

 

 

 

 

 

Ответ Ответ Ответ Ответ Ответ
Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
К)                            
                             
                             

S Uk;n№5577.


 

 

 

 

 

Ответ Ответ Ответ Ответ Ответ
Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет
                             
                             
                             

Текст методики

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить
вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, то даю им это по­
чувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытывал
мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, я не способен ударить человека.

 

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться
предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочет­
ся нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятны­
ми обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко
мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто не согласен с мнениями других людей.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда по­
ступаю ему наперекор.


 


21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чув­ство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, что­бы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не

нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят меня, стоят того, что­бы их щелкнули по носу.

34.Я никогда не бываю мрачным от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не

расстраиваюсь.

36.Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю вниимания.

37.Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38.Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39.Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40.Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41.Я редко сдаю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42.Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43.Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44.Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46.Пели кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

47.Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48.Вели я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.


49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взор­ваться.

51. Если бы люди знали, что я чувствую, меня бы считали че­ловеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют
людей думать что-нибудь приятное обо мне.

53. Когда на меня кричат, то я тоже начинаю кричать.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что
хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что первым готов начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной неспра­ведливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду,
но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только от злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физи­ческую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по
столу.

64. Я бываю резок по отношению к людям, которые мне
не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того
заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разо­злить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь при­
водить угрозы в исполнение.

 

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.


 

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение клюдям.

75. Я лучше соглашусь с кем-либо, чем стану спорить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...