Шаг 4. Отчет по результатам исследования свойств личности
Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования по показателям уровня выраженности шкал экстраверсии—интроверсии и нейротизма, ориентируясь на схему, приведенную в табл. 5. Таблица 5 Индивидуальные результаты исследования экстраверсии—интроверсии и нейротизма
Вопросы
/. Что такое «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм»? 2. Какую роль играют данные свойства личности в поведении 3. Как можно измерить экстраверсию—интроверсию и нейро 4. Можно ли влиять на формирование данных свойств лично Рекомендуемая литература Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000. Шарп Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель. — Воронеж, 1994. Юнг К. Г. Психологические типы. — М., 1992.
Тема 5 Исследование агрессивности как свойства личности Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по психологическому изучению свойств личности. 2. Исследование общего уровня агрессивности личности.
Понятие агрессивности Методика исследования агрессивности личности Дополнительные сведения об агрессивности как свойстве личности Понятие агрессивности Рост подростковой агрессии в разных ее проявлениях — проблема, которая все больше волнует педагогов и родителей. Как взаимодействовать с агрессивными подростками? Ответить на этот вопрос невозможно без достаточно полного определения понятий «агрессия» и «агрессивность». В специальной литературе, посвященной данному вопросу, можно встретить различное толкование этих терминов. Одни авторы определяют агрессию как поведение, содержащее угрозу и наносящее вред другим (А. Басе), как действие, которое включает в себя намерение причинить другому обиду или оскорбление (Л. Берковитц). Другие говорят об агрессии как о специфически ориентированном поведении, направленном на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и психической целостности живого организма (X. Хекхаузен). Агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения1. 1 Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон — СПб., 1998. — С. 26.
Агрессивность как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред1. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия агрессивности до ее предельного развития. Каждой личности необходима определенная доля агрессивности, проявляющейся в способности к устранению препятствий. Подобная, ситуационно обусловленная, афессивность субъекта рассматривается как состояние его личности, которое может утрачивать свою актуальность с изменением обстановки. Если же афессивное состояние у субъекта носит постоянный характер, то следует говорить об афес-сивности как об актуальной черте характера личности.
Агрессия может быть представлена в двух видах: агрессия мотивационная и агрессия инструментальная. В основе моти-вационной афессии лежит мотив, стремление причинить зло или ущерб кому-либо, тогда как лица, проявляющие инструментальную агрессию, преследуют иные цели. Они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления своих желаний. Объектом пристального изучения педагогов и психологов является мотивационная агрессия как форма проявления присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень выраженности таких проявлений, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной афессии. Методика исследования агрессивности личности Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дар-ки в 1957 г. одноименный опросник — одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности. А. Басе разфаничивает понятия «враждебность» и «афес-сия». А. Басе определяет враждебность как скрытно-вербаль- ную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и нега- 1 Психология: Словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. - М., 1990. - С. 10. тивные оценки людей и событий, а агрессию как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Опросник А. Басса — А. Дарки включает инструкцию и 75 вопросов-суждений. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Шаг 1. Инструкция Вам предлагаются утверждения. Если Вы согласны с утверждением, то дайте ответ «Да», в противном случае — ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в протоколе исследования, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру суждения. Ответы необходимо дать на все вопросы. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Не следует долго размышлять над каждым вопросом. Постарайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов кажется Вам ближе.
Протокол исследования
S Uk;n№5577.
Текст методики 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню 5. Я не всегда получаю то, что мне положено. 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, то даю им это по 8. Когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытывал 9. Мне кажется, я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. 12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочет 13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятны 14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко 15. Я часто не согласен с мнениями других людей. 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же. 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. 19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. 20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда по
21. Меня немного огорчает моя судьба. 22. Я думаю, что многие люди не любят меня. 23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. 26. Я не способен на грубые шутки. 27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. 29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. 30. Довольно многие завидуют мне. 31. Я требую, чтобы люди уважали меня. 32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. 33. Люди, которые постоянно изводят меня, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. 34.Я никогда не бываю мрачным от злости. 35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. 36.Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю вниимания. 37.Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть. 38.Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 39.Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям. 40.Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. 41.Я редко сдаю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. 42.Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. 43.Иногда люди раздражают меня своим присутствием. 44.Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел. 45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам». 46.Пели кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю. 47.Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. 48.Вели я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. 50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы люди знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить. 52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют 53. Когда на меня кричат, то я тоже начинаю кричать. 54. Неудачи огорчают меня. 55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие. 56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что 57. Иногда я чувствую, что первым готов начать драку. 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. 59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, 60. Я ругаюсь только от злости. 61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. 62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. 63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по 64. Я бываю резок по отношению к людям, которые мне 65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. 66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того 67. Я часто думаю, что жил неправильно. 68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. 70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. 71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь при
72. В последнее время я стал занудой. 73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение клюдям. 75. Я лучше соглашусь с кем-либо, чем стану спорить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|