Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика 1. Исследование объема внимания




Для выполнения исследования группа делится на пары, каждую из которых составляют участник исследования и эк­спериментатор. Функция последнего заключается в хроно­метрировании и наблюдении за поведением испытуемого. После выполнения задания участником исследования роли меняются. Время вып олнения задания 2 мин.

1 Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. — М., 1998. — С. 78.


 

Шаг Flepej произваг сать их в | лице. П(ничено.
 
 
 
 
 
Шаг! Посл(| ется по мя правр тать, что| нения д| объемом! ем внимс! 11 и мен! тренирол ваться mi

Шструкция

|ами тестовая таблица, в которой представлены 25

во расположенных цифр. Вам необходимо запи-

(зрастающем порядке в аналогичной рабочей таб-

вая таблица
     
     
     
     
     

арайтесь работать быстро, поскольку время огра-

 

Рабочая таблица
         
         
         
         
         

'Наработка и анализ результатов

зершения выполнения задания результат сверя-[верочной таблице. Если Вы за определенное вре­дно расставили 18 и более цифр, то следует счи- хороший, достаточный для успешного выпол-гельности объем внимания. 15—17 цифр — с шмания у Вас благополучно; 12—14 цифр — объ-1Я средний, есть смысл заняться его тренировкой; |цифр — Вам нужно серьезным образом заняться эй объема внимания. Для этого можно воспользо-Ьдом, предложенным К. К. Платоновым1.

ПроввШчная таблица


Методика 2. Исследование избирательности внимания

Экспериментатор читает инструкцию и фиксирует время выполнения задания.

Шаг 1. Инструкция

Перед Вами тестовый материал с напечатанными в нем построчно буквами. Постарайтесь обнаружить в нем слова и подчеркнуть их, например:

ПЮКЛБЮС РАДОСТЬ УФРНКП.

Работать следует быстро, поскольку время выполнения i;(дания фиксируется.

Тестовый материал

ЬСОЛНЦЕТРШОЦРАЙОНЗГУЦНОВОСТЬХЭЬГЧАФАКТУЕКЭКЗАМЕНТРОЧ Я1111ГЦПРОКУРОРГЦРЕТАБЕСТЕОРИЯЕНТЕДЖЗБЬАМХОККЕЙЫХТРОНЦЫ «1411УЙГЗХТЕЛЕВИЗОРБОЛДЖШЗХЮЭЛГШЬБПАМЯТЬШОГХЕЮЖИНДРОШ X >1!ЗВОСПРИЯТИЕИЕЦУКЕНДШИЗХЬВАФЫАПРОЛДБЛЮБОВЬАБФЫРПЛО

I (J! ЖСПЕКТАКЛЬЯЧСИМТЬБАЮЖЮЕРАДОСТЬВУФЦНЭЖДЛКРИНАРОДШ
ИДЖЬХЭГНЕОКУЫФЙШРЕПОРТАЖЗЖДОРЛАФЫВЮЭФБЬДЬКОНКУРСЗЖ
11ФЯ Ч ЫЦУВСКАПФЛИЧНОСТЬЭХЖЭЬСЮДШНГЛЫДЖЭПРПЛАВАНЙЕДТЛ

» Н.ЬТРЛШРЖНПРКЫВКОМЕДИЯЪШЛДКЦУЙФОТЧАЯНИЕЗФРЯЧАТЛДЖЭ К I ЬФТАСЕНЛАБОРАТОРИЯГШДШНРУЦГРГШЩТЛОСНОВАНИЕЗШРЭМЪТД

I1 ГЛОНРИКГВМСТРПСИХИАТРИЯБПЛМЕТЧЬЙФЯОНТЗАЦЭЬАНТЗАХТЛИО

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

Показателями уровня выраженности избирательности hi шмания в данном исследовании являются: время выпол­нения задания и количество ошибок и пропусков при отыс-к;шии и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов:


 


 

16. Народ 17. Репортаж 18. Конкурс 19. Личность 20. Плавание 21. Комедия 22. Отчаяние 23. Лаборато- 24. Основание 25. Психиат­ рия рия

 

1 Гильбух 104


 

       
       
       
       
       

, 3. Как учиться и работать эффективно. — Минск, 1995.


I. Солнце 2. Район 3. Новость

б. Прокурор 7. Теория 8. Хоккей

II. Память 12.Восприятие 13. Любовь


4. Факт 5. Экзамен 9. Трон 10. Телевизор 14. Спектакль 15. Радость


 


| I

I

 


н £ ж

На

CQ

8.

и

ю
0 1

 

Я

I


U

>s


on

ON


ON


ON


ON


Результаты оцениваются при помощи табл. 10. Баллы на-1 1 исляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Баллы (табл. 10) дают возможность количественно устано-иить уровень выраженности избирательности внимания. В слу- Иае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, важно по самоотчету и i ыблюдению за ходом опыта выяснить причину низкой избира-тсльности внимания. Ею могут быть: состояние сильного эмо­ционального переживания, внешние помехи, приведшие к фру-(грации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.

Очень высокий уровень избирательности внимания — гго свидетельство феноменальной психической активности человека.

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, дня ее улучшения.

Методика 3. Исследование распределения и переключения внимания

Шаг 1, Инструкция

В тестовой таблице имеется по 24 цифры, набранных «жир­ным» шрифтом и курсивом, рядом с которыми через дефис проставлены буквы тем же шрифтом. Вам необходимо найти в шблице попеременно цифры от 1 до 24 «жирным» шрифтом и курсивом от 24 до 1. Например, вначале Вы находите цифру 1, i тбранную «жирным» шрифтом и 24 курсивом, затем цифру 2 «жирным» шрифтом и 23 курсивом и т. д. Подтверждением того, что Вы нашли цифру, является стоящая рядом с ней бук-ил, которую необходимо занести в протокол исследования в клетку соответствующего номера и шрифта. Например, ука-i.i иные в задании цифры 1 — 24,2 — 23 будут зарегистрированы буквами б, ч, н, о. Работать следует быстро, поскольку время iu.li юлнения задания фиксируется.


 

Уровни вьц а> сенности

Проявления отдельных свойств внимания

отдельных сво

1С в внимания

в учебной (профессио-

в обыденном поведении

в общении в студенческой группе (трудовом коллективе)

нальной) деятельности

Очень высокий овень ИВ

20 и более баллов

Очень высокий

За 6 мин — 4 и менее ошибок

За 8 мин — 5 и менее ошибок

Высокий уровень РПВ

За 10 мин — 6 и менее ошибок

Более \0мин— бо­лее 6 ошибок

Низкий уровень РПВ

Примечацшь ОВ — объем внимания, ИВ — избирательное п. внимания, РПВ — распределение и переключение внимания.

Рекомендации по развитию внимания

Правила рг риала:

^организации внимания при усвоении мате-

 

1. Заранее:[и|книруйте время работы и исключите на это
время вел, что отвлекает Вас.

2. Организуете рабочее место предварительно.

 

1. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о
том, что занимало Вас перед работой. Один из спосо­
бов — предварительный просмотр материалов задания,
составлен^ плана работы.

по


4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раз­дел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает Вашу работу бесполезной.

Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредо­точение внимания.

6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмыслен­
ность и препятствовать переключению внимания (мед­
ленное чтение способствует частому отвлечению внима­
ния на посторонние объекты).

7. Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пере­
сказом, поиском собственных примеров.

8. Подавляйте непроизвольное переключение внимания,
контролируйте его. Осознав, что Вы отвлеклись, волевым
усилием верните себя к работе.

'). Если Вы обнаружили, что Вы «отключились», то верни­тесь к тому месту в тексте, на котором произошло отклю­чение.

К). Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, тем­пература в помещении, перерывы с упражнениями1.

Вопросы

/. Что такое «внимание» и какие его свойства и виды Вы знаете? 2. Какую роль играет внимание в поведении и деятельности

человека?

>'. Какими способами можно измерить свойства внимания? 4. Можно ли влиять на формирование и развитие свойств и

видов внимания?Если да, то каким образом?

Задачи

Для проверки степени усвоения материала темы Вам пр едлагается решить с ледующие психологические задачи: 1 Гильбух Ю. 3. Как учиться и работать эффективно. — Минск, 1995. — С. 141.


/. На практических занятиях в вузе преподаватель в тех слу­чаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом?

2. Во время экзаменационной сессии студент готовится к эк­
замену по предмету, для него не интересному. Несколько раз
он начинает читать учебник, затем бросает. Встает, хо­
дит по комнате, опять садится к столу.

С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу?

3. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся еле
дует считать более внимательным. Одни полагают, что
если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние
шумы, то он, конечно, внимателен. Другие думают, что
внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все,
что делается вокруг. Третьи под внимательностью пони­
мают способность мгновенно замечать на предъявлении \
пособиях сразу много деталей.

О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае?

Рекомендуемая литература

Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических про цессов. — М., 1998.

Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974.

Гильбух Ю. 3. Как учиться и работать эффективно. — Минск, 1995.

Гиппенрейтер Ю. Б. Деятельность и внимание // А. Н. Леонтьев и си временная психология: — СПб.; М., 1983.

Грищенко Л. А. Психология восприятия, внимания, памяти: Учеб. по­собие. — Екатеринбург, 1994.

Дормашев Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Рома нов — М, 1995.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред В. Д. Шадрикова. — М., 19 90.

1 Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н. Д. Творог»)
вой.-М., 1997.-С. 248.

2 Иващенко Ф. И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психо
логии. — Минск, 1985. — С. 96.


Тема 9

Память. Исследование особенностей памяти

Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изуче­нию познавательной сферы личности. 2. Исследование свойств и видов памяти.

Память: основные понятия и положения Методики исследования свойств и видов памяти

Рекомендации по эффективному запомина­нию материала

 

 

Память: основные понятия и положения

Память — запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возмож-i юсть накопить информацию и иметь дело со следами прежне­го опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли1.

Память — это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в де­ятельности или возвращение в сферу сознания. Память свя­зывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и явля­ется важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения2.

Наиболее распространенной является классификация П. П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти:

1. В зависимости от особенностей запоминания и воспроизве-дения материала:

1 ЛурияА. Р. Внимание и память. — М., 1975. — С. 104.

2 Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-
го. -М., 1990.-С. 264.

8. Чаказ№ 5577.



 


 


 

 

двигательная память позволяет нарабатывать практиче­
ские и трудовые навыки;

эмоциональная (аффективная память) характеризуется
быстротой формирования, особой прочностью сохране­
ния, непроизвольностью воспроизведения информации.
Память на чувства определяет многие поступки людей;

образная память позволяет сохранять в сознании образы
однажды воспринятого жизненно важного объекта; это
память о внешнем виде объекта и его местонахождении в
пространстве. Образная память может быть кратковре­
менной и долговременной. Она включает в себя зритель­
ную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

словесно-логическая память на словесные стимулы отра­
жает как внешние объекты и события, так и внутренние
переживания.

2. В зависимости от характера деятельности:

произвольная память характеризуется преднамерен­
ностью запоминания, зависит от сосредоточения внима­
ния, в основе которого лежит механизм отбора информа­
ции из общего потока; от установки; от форм познава­
тельной деятельности; от прошлого опыта;

непроизвольная память осуществляется непреднамерен­
но, попутно, на неосознанном уровне.

3. В зависимости от способа запоминания:

механическая память не опирается на осмысление запо­
минаемого материала;

смысловая память основывается на обобщениях и систе­
матизированных ассоциациях запоминаемого материал;!

4. В зависимости от продолжительности хранения материи
ла в памяти:

ультракороткая память (иконическая — для зрительного
и эхоническая — для слухового восприятия) — вид памя
ти, связанный с удержанием информации в сенсорном
регистре; далее она преобразуется в кратковременную;


 

кратковременная память — определенная фаза в упроче­
нии памяти, отражающая ранние этапы фиксации ин­
формации. На ранних этапах фиксации следы информа­
ции подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием
любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с ней-
родинамическими процессами, обеспечивающими под­
держание функциональных связей нейронов, участвую­
щих в центральной интеграции воспринимаемого образа;

долговременная память обусловливается структурно-
химическими изменениями в нейроне, стабилизацией
долговременных следов, обеспечивающих устойчивость
к разным воздействиям и сохранение на длительное
время, возможно на всю жизнь;

оперативная память обеспечивает непосредственно осу­
ществляемые человеком актуальные действия, операции.
В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из ма­
териалов, поступающих из кратковременной и долговре­
менной памяти1.

Основными характеристиками продуктивности опера­тивной памяти являются: объем, точность, скорость запоми­нания, длительность сохранения, лабильность (подвиж­ность), помехоустойчивость.

Объем оперативной памяти выступает показателем коли­чества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала и измеряется оперативными единицами памяти, которые пред­ставляют собой образы сложных сочетаний элементов мате­риала, конструируемого в результате его активных преобра­зований в соответствии с задачами деятельности.

Точность оперативной памяти — это показатель идентич­ности воспроизводимого и востребуемого материала.

Скорость запоминания — это показатель времени (или числа повторений), затрачиваемого на запоминание необхо- димой для решения за дачи информации. 1 Зинченко Т. П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. —Душанбе, 1974. — С. 142.


Длительно го времени, в

сохранения — это показатель максимально-!гечение которого предъявляемый материал со-

храняется без искажений, препятствующих решению зада­чи, т. е. время от предъявления информации до осуществле­ния цели действия.

Лабильность (подвижность) оперативной памяти — это показатель соотношения между запоминанием и забывани­ем материала.

Помехоустойчивость оперативной памяти — это устойчи­вость памяти к действию внешних и внутренних помех.

Наряду с видами при характеристике памяти выделяют ее процессы: запоминание, сохранение и забывание, а также вос­произведение (актуализацию, возобновление) материала.

Запоминание — процесс памяти, направленный на закреп­ление новой информации путем связывания ее с уже приобре­тенным ранее |нанием. Запоминание протекает в трех формах:

 

1) запечатление — это кратковременное и долговремен­
ное сохранение материала, предъявлявшегося одно­
кратна на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание — это непреднамеренное
сохранение в памяти неоднократно воспринимаемо­
го материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) — это целе­
направленное запоминание с целью сохранения ма­
териала в памяти.

Запоминание может протекать с различной степенью ос­мысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запомина­ние. Смыслове^ запоминание основывается на логических свя­зях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения фъектов. Механическое запоминание основыва­ется на единичных временных связях, отражающих преиму­щественно внешнюю сторону явлений.

Успех запоминания определяется правильной организа­цией повторений, которые должны быть осознанными, ос­мысленными и активными. Лучший вид повторения — это


 


иключение усвоенного материла в последующую деятель­ность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Важнейшим условием эффективности запоминания яв­ляется правильное распределение повторений во времени. Продуктивность запоминания во многом зависит и от харак­тера материала.

Сохранение — процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информа­ция. Исследованиями установлено, что сохранение отдель­ных элементов учебного материла во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информа­ции. Как правило, первый и последний элементы ряда удер­живаются лучше, чем средние. Это явление в психологии на­зывается краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание — это процесс, заключающийся в не­возможности воспроизведения ранее закрепленного в памя­ти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быст­рее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал за­бывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание в значительной степени зависит от предыду­щей деятельности, непосредственно предшествующей запо­минанию. Забывание материла под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, получило название проак-тивного торможения, а забывание материла под влиянием деятельности, следующей за заучиванием, ретроактивного. Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

узнавание, которое возникает при повторном восприятии

объекта;

воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объ­
екта восприятия;


припоминание, представляющее собой наиболее актив­ную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкое ги поставленных задач;

ремиш сценция — непроизвольное воспроизведение дав­но, щ алось бы, забытого.

Методики исследования свойств и видов памяти

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...