Методика 1. Исследование объема внимания
Для выполнения исследования группа делится на пары, каждую из которых составляют участник исследования и экспериментатор. Функция последнего заключается в хронометрировании и наблюдении за поведением испытуемого. После выполнения задания участником исследования роли меняются. Время вып олнения задания 2 мин. 1 Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. — М., 1998. — С. 78.
Шструкция |ами тестовая таблица, в которой представлены 25 во расположенных цифр. Вам необходимо запи- (зрастающем порядке в аналогичной рабочей таб-
арайтесь работать быстро, поскольку время огра-
'Наработка и анализ результатов зершения выполнения задания результат сверя-[верочной таблице. Если Вы за определенное вредно расставили 18 и более цифр, то следует счи- хороший, достаточный для успешного выпол-гельности объем внимания. 15—17 цифр — с шмания у Вас благополучно; 12—14 цифр — объ-1Я средний, есть смысл заняться его тренировкой; |цифр — Вам нужно серьезным образом заняться эй объема внимания. Для этого можно воспользо-Ьдом, предложенным К. К. Платоновым1. ПроввШчная таблица Методика 2. Исследование избирательности внимания Экспериментатор читает инструкцию и фиксирует время выполнения задания.
Шаг 1. Инструкция Перед Вами тестовый материал с напечатанными в нем построчно буквами. Постарайтесь обнаружить в нем слова и подчеркнуть их, например: ПЮКЛБЮС РАДОСТЬ УФРНКП. Работать следует быстро, поскольку время выполнения i;(дания фиксируется. Тестовый материал ЬСОЛНЦЕТРШОЦРАЙОНЗГУЦНОВОСТЬХЭЬГЧАФАКТУЕКЭКЗАМЕНТРОЧ Я1111ГЦПРОКУРОРГЦРЕТАБЕСТЕОРИЯЕНТЕДЖЗБЬАМХОККЕЙЫХТРОНЦЫ «1411УЙГЗХТЕЛЕВИЗОРБОЛДЖШЗХЮЭЛГШЬБПАМЯТЬШОГХЕЮЖИНДРОШ X >1!ЗВОСПРИЯТИЕИЕЦУКЕНДШИЗХЬВАФЫАПРОЛДБЛЮБОВЬАБФЫРПЛО I (J! ЖСПЕКТАКЛЬЯЧСИМТЬБАЮЖЮЕРАДОСТЬВУФЦНЭЖДЛКРИНАРОДШ » Н.ЬТРЛШРЖНПРКЫВКОМЕДИЯЪШЛДКЦУЙФОТЧАЯНИЕЗФРЯЧАТЛДЖЭ К I ЬФТАСЕНЛАБОРАТОРИЯГШДШНРУЦГРГШЩТЛОСНОВАНИЕЗШРЭМЪТД I1 ГЛОНРИКГВМСТРПСИХИАТРИЯБПЛМЕТЧЬЙФЯОНТЗАЦЭЬАНТЗАХТЛИО Шаг 2. Обработка и анализ результатов Показателями уровня выраженности избирательности hi шмания в данном исследовании являются: время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыс-к;шии и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов:
1 Гильбух 104
, 3. Как учиться и работать эффективно. — Минск, 1995. I. Солнце 2. Район 3. Новость б. Прокурор 7. Теория 8. Хоккей II. Память 12.Восприятие 13. Любовь 4. Факт 5. Экзамен 9. Трон 10. Телевизор 14. Спектакль 15. Радость
| I I
н £ ж На CQ 8. и
Я I U >s on ON ON ON ON Результаты оцениваются при помощи табл. 10. Баллы на-1 1 исляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.
Баллы (табл. 10) дают возможность количественно устано-иить уровень выраженности избирательности внимания. В слу- Иае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, важно по самоотчету и i ыблюдению за ходом опыта выяснить причину низкой избира-тсльности внимания. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фру-(грации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др. Очень высокий уровень избирательности внимания — гго свидетельство феноменальной психической активности человека. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, дня ее улучшения. Методика 3. Исследование распределения и переключения внимания Шаг 1, Инструкция В тестовой таблице имеется по 24 цифры, набранных «жирным» шрифтом и курсивом, рядом с которыми через дефис проставлены буквы тем же шрифтом. Вам необходимо найти в шблице попеременно цифры от 1 до 24 «жирным» шрифтом и курсивом от 24 до 1. Например, вначале Вы находите цифру 1, i тбранную «жирным» шрифтом и 24 курсивом, затем цифру 2 «жирным» шрифтом и 23 курсивом и т. д. Подтверждением того, что Вы нашли цифру, является стоящая рядом с ней бук-ил, которую необходимо занести в протокол исследования в клетку соответствующего номера и шрифта. Например, ука-i.i иные в задании цифры 1 — 24,2 — 23 будут зарегистрированы буквами б, ч, н, о. Работать следует быстро, поскольку время iu.li юлнения задания фиксируется.
Примечацшь ОВ — объем внимания, ИВ — избирательное п. внимания, РПВ — распределение и переключение внимания. Рекомендации по развитию внимания
^организации внимания при усвоении мате-
1. Заранее:[и|книруйте время работы и исключите на это 2. Организуете рабочее место предварительно.
1. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о по 4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает Вашу работу бесполезной. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания. 6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмыслен 7. Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пере 8. Подавляйте непроизвольное переключение внимания, '). Если Вы обнаружили, что Вы «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение. К). Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы с упражнениями1. Вопросы /. Что такое «внимание» и какие его свойства и виды Вы знаете? 2. Какую роль играет внимание в поведении и деятельности человека? >'. Какими способами можно измерить свойства внимания? 4. Можно ли влиять на формирование и развитие свойств и видов внимания?Если да, то каким образом? Задачи Для проверки степени усвоения материала темы Вам пр едлагается решить с ледующие психологические задачи: 1 Гильбух Ю. 3. Как учиться и работать эффективно. — Минск, 1995. — С. 141. /. На практических занятиях в вузе преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом? 2. Во время экзаменационной сессии студент готовится к эк
С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу? 3. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся еле О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае? Рекомендуемая литература Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических про цессов. — М., 1998. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974. Гильбух Ю. 3. Как учиться и работать эффективно. — Минск, 1995. Гиппенрейтер Ю. Б. Деятельность и внимание // А. Н. Леонтьев и си временная психология: — СПб.; М., 1983. Грищенко Л. А. Психология восприятия, внимания, памяти: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 1994. Дормашев Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Рома нов — М, 1995. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред В. Д. Шадрикова. — М., 19 90. 1 Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н. Д. Творог») 2 Иващенко Ф. И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психо Тема 9 Память. Исследование особенностей памяти Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению познавательной сферы личности. 2. Исследование свойств и видов памяти. Память: основные понятия и положения Методики исследования свойств и видов памяти Рекомендации по эффективному запоминанию материала
Память: основные понятия и положения Память — запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возмож-i юсть накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли1. Память — это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения2. Наиболее распространенной является классификация П. П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти: 1. В зависимости от особенностей запоминания и воспроизве-дения материала:
1 ЛурияА. Р. Внимание и память. — М., 1975. — С. 104. 2 Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско- 8. Чаказ№ 5577.
• двигательная память позволяет нарабатывать практиче • эмоциональная (аффективная память) характеризуется • образная память позволяет сохранять в сознании образы • словесно-логическая память на словесные стимулы отра 2. В зависимости от характера деятельности: • произвольная память характеризуется преднамерен • непроизвольная память осуществляется непреднамерен 3. В зависимости от способа запоминания: • механическая память не опирается на осмысление запо • смысловая память основывается на обобщениях и систе 4. В зависимости от продолжительности хранения материи • ультракороткая память (иконическая — для зрительного
• кратковременная память — определенная фаза в упроче • долговременная память обусловливается структурно- • оперативная память обеспечивает непосредственно осу Основными характеристиками продуктивности оперативной памяти являются: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность (подвижность), помехоустойчивость. Объем оперативной памяти выступает показателем количества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала и измеряется оперативными единицами памяти, которые представляют собой образы сложных сочетаний элементов материала, конструируемого в результате его активных преобразований в соответствии с задачами деятельности. Точность оперативной памяти — это показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала. Скорость запоминания — это показатель времени (или числа повторений), затрачиваемого на запоминание необхо- димой для решения за дачи информации. 1 Зинченко Т. П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. —Душанбе, 1974. — С. 142.
сохранения — это показатель максимально-!гечение которого предъявляемый материал со- храняется без искажений, препятствующих решению задачи, т. е. время от предъявления информации до осуществления цели действия. Лабильность (подвижность) оперативной памяти — это показатель соотношения между запоминанием и забыванием материала. Помехоустойчивость оперативной памяти — это устойчивость памяти к действию внешних и внутренних помех. Наряду с видами при характеристике памяти выделяют ее процессы: запоминание, сохранение и забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала. Запоминание — процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее |нанием. Запоминание протекает в трех формах: 1) запечатление — это кратковременное и долговремен 2) непроизвольное запоминание — это непреднамеренное 3) преднамеренное запоминание (заучивание) — это целе Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смыслове^ запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения фъектов. Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения — это
иключение усвоенного материла в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания. Важнейшим условием эффективности запоминания является правильное распределение повторений во времени. Продуктивность запоминания во многом зависит и от характера материала. Сохранение — процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материла во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти. Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание — это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материла под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, получило название проак-тивного торможения, а забывание материла под влиянием деятельности, следующей за заучиванием, ретроактивного. Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней: • узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта; • воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объ припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкое ги поставленных задач; ремиш сценция — непроизвольное воспроизведение давно, щ алось бы, забытого. Методики исследования свойств и видов памяти
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|