Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовые основы образования обучающихся с особыми образовательными потребностями




Методические рекомендации «Тьютор в системе инклюзивного образования»

 

 

Мурманск,

2018г.


 

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

 

 

Авторы составители:

Шистерова Т.А., учитель-логопед 

Дайнеко Т.Б., социальный педагог

Борисова М.В., педагог-психолог

 

Методические рекомендации «Тьютор в системе инклюзивного образования» - Мурманск, 2018г.

Тьюторство как новая в российском образовании педагогическая деятельность становится в условиях инклюзивной школы важным ресурсом для
создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка с особыми образовательными потребностями системы сопровождения. Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в организации индивидуальной работы с детьми с ООП в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации обучающихся в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности.

В данных методических рекомендациях обозначены основные направления
деятельности тьютора в системе инклюзивной образовательной практики, цели,
задачи и технологии деятельности тьютора, этапы организации тьюторского
сопровождения детей с ООП.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Нормативно-правовые основы образования обучающихся с особыми образовательными потребностями 4
Специальные условия получения образования детьми с особыми образовательными потребностями 6
Разграничение понятий «тьютор» и «ассистент/помощник» 8
Тьюторское сопровождение 10
Цели и задачи тьютора в инклюзивном образовании 13
Этапы тьюторского сопровождения 17
Участие тьютора в разработке адаптированной образовательной программы 21
Взаимодействие тьютора с педагогами и специалистами образовательной организации 27
Взаимодействие команды специалистов в процессе обучения ребенка с особыми образовательными потребностями (по С.В. Алехиной) 37
Организация тьютором взаимодействия детей в классе (группе) 43
Взаимодействие тьютора с родителями 45
Формы тьюторского сопровождения 47
Методы и приемы тьюторского сопровождения 50
Профессиональные задачи тьютора в организации деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями на уроке 57
Рекомендуемая документация тьютора 63
Литература и интернет-источники 66

 

 

Нормативно-правовые основы образования обучающихся с особыми образовательными потребностями

Реализация права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.

Одним из первых международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относятся и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека 1948 г., которая послужила основой для разработки других международно-правовых документов в области защиты прав личности.

В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН принят основной, всеобъемлющий документ, посвящённый правам инвалидов - Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

В 2006 году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах инвалидов, самый значимый документ в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов в рамках реализации которой обязуется обеспечить на основе равенства возможностей инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

Соответственно, эта позиция Российской Федерации отражена в государственных документах, основным из которых является Конституция Российской Федерации. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает запрещение дискриминации по состоянию здоровья.

Указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы подчёркивает необходимость уделять внимание детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество», говорится в данном документе.

Основным федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов и содержит ряд статей, закрепляющих право детей с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников и гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения.

В данном документе впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Статья 42 ФЗ № 273 дополняет Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.09.2013г. № 1082 и устанавливает проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и подготовку по результатам обследования детей рекомендаций по их обучению и воспитанию. Также впервые введены термины «тьютор» и «ассистент».

В настоящее время в Российской Федерации должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.10 2010 №18638). 

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 10.01.2017г. № 10н) отвечает задачам кадрового обеспечения реализации государственной стратегии; ориентирован на обозначенные в стратегии приоритеты развития и воспитания и представляет собой нормативно-методический документ, характеризующий трудовые функции, профессиональные навыки, знания работников, необходимые для осуществления педагогической деятельности в области воспитания обучающихся. Профессиональный стандарт разграничивает трудовые функции, обозначает требования к квалификации тьютора, его профессиональные компетентности. 

В статье 79 Закона об образовании в Российской Федерации говорится о создании специальных условий (Ст. 79, ч. 3 ФЗ № 273).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...