Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С особыми образовательными потребностями на уроке




 

Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка

напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а так же от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. Это может быть и массовый класс, и класс для обучающихся со схожими проблемами здоровья на базе инклюзивной школы или школы, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с моделями сопровождения определяются и профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке. Систематическое сопровождение ученика тьютором на уроке предполагается в тех случаях, когда он значительно отличается по степени готовности к освоению общих программных требований по предметам.

Сопровождение ученика на уроке предполагает:

1) буквальное присутствие тьютора на тех уроках, посещение которых будет предусмотрено для ученика в его индивидуальной образовательной программе;

2) оказание необходимой поддержки и помощи ученику в процессе выполнения запланированных учебных заданий. За выполнением данных пунктов, таким образом, стоят конкретные действия тьютора, составляющие его деятельность на уроке в целом.

Деятельность тьютора по сопровождению обучающегося на уроке условно можно разделить:

1) на действия, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»;

2) действия, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть раз личные ограничения.

Некоторые действия тьютора, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»:

– даёт ученику дополнительную инструкцию для выполнения учебного задания;

– перефразирует инструкцию учителя, делая её доступной для понимания учеником;

– дает индивидуальные задания;

– контролирует выполнение учебного задания;

– помогает ученику разными способами выполнять задания учителя класса (включая предоставление образца выполнения, совместное выполнение и др.);

– вырабатывает навык самостоятельного письма (и другие навыки), пользуясь разными приемами (например, «рука в руке»);

– исполняет роль «напарника» в учебных диалогах с учеником (в том числе в невербальных диалогах);

– побуждает находить пути переноса имеющихся умений и навыков в новую ситуацию или делает это вместе с ним; – дробит инструкцию или вопрос учителя класса на несколько простых односложных.

Например, всем обучающимся учитель дает инструкцию: «Возьмите каждый свои ножницы и разрежьте пять полосок бумаги пополам». В это время тьютор, видя, что ученик не приступает к выполнению или, заранее зная, что он не может на данное время воспринимать такие инструкции, дробит её на несколько более простых следующим образом: «Возьми свои ножницы (1). Отсчитай пять полосок бумаги (2). Возьми одну полоску бумаги (3). Разрежь её

пополам (4). Возьми еще одну полоску» (5) и т.д.

Некоторые действия тьютора, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть различные ограничения:

– помогает оценочно отнестись к выполненному учеником заданию, практическому изделию, дать своей работе оценку;

– помогает пользоваться учебным оборудованием, техническими средствами обучения;

– предусматривает и помогает во время урока занимать ученику удобную для выполнения разных видов работ позу (можно прилечь на коврик, расслабиться на стуле, постоять за конторкой и др.), возвращает его в «исходное» положение ученика и т.д. – обеспечивает (по необходимости) активность ученика.

Например, если ученик быстро утомляется на уроке и для снятия усталости ему нужно пройтись, тьютор помогает ему в этом, сопровождая во время таких «прогулок» из класса в класс. В это же время он ведет беседу с учеником о том, что «нужно пройтись и вернуться в класс, нужно пробовать слушать дольше» и т.д. Кроме того, действия тьютора по сопровождению особого ребенка на уроке касаются и реализации исходно диагностического блока рабочей программы по предмету, например: – осуществляет индивидуальное наблюдение за ходом выполнения заданий учеником, заносит выводы в пред усмотренные заранее для этого протоколы, листы наблюдений и т.д. – замеряет и фиксирует разнообразные параметры результативности, необходимые для получения «общей картины» исходно диагностического блока.

Например,  засекает и записывает время концентрации внимания ученика на рассматриваемом предмете, объекте наблюдения или исследования. Полученные результаты помогут тьютору в планировании по времени собственных действий на следующих уроках с учетом времени возможной образовательной активности обучающегося.

Для того чтобы тьютору особого ребенка было легче планировать собственные действия на уроке, ему необходимо знать:

– все исходно диагностические данные на ребенка;

– содержание всех разделов общеобразовательной программы, по которой учится весь класс, а также содержание адаптированной образовательной программы, предназначенной для обучающегося ученика;

– содержание рабочей программы по предметам, составленной учителем класса для работы со всеми учащимися;

– содержание календарно-тематического планирования по предметам;

– содержание каждого урока, на котором он будет сопровождать ученика, и заранее его планировать.

При подготовке к сопровождению ученика на уроке удобно пользоваться следующей формой

Примеры Виды деятельности на данном уроке, запланированные учителем класса для всех учеников Ожидаемые действия по выполнению данного задания учеником класса, которого сопровождает тьютор Виды деятельности для ученика на данном уроке Действия тьютора особого ребенка по сопровождению его на данном уроке
Пример 1 Самостоятельное чтение стихотворения Ученик не сможет прочитать стихотворение, потому что на данный момент он опознает графические об разы лишь не которых букв, умеет их называть 1. Чтение слоговых таблиц (цепочек) 2. Прослушивание чтения отрывка из данного стихотворения в исполнении тьютора. 1. До урока готовит карточки со слоговыми таблицами (цепочками), на уроке учит слитно их прочитывать, образуя слоги из знакомых фонем. 2. Читает отрывок из стихотворения
Пример 2 Самостоятельное чтение короткого текста рассказа (примерное время для чтения – 4 минуты) Ученику будет доступно понимание содержания текста рассказа, но ему будет недостаточно четырех минут для самостоятельного его прочтения 1. Самостоятельное чтение короткого текста рассказа учеником в течение 3 минут.  2. Потом одну минуту слушает чтение окончания рассказа в исполнении тьютора 1. Слушает чтение ученика, поправляет при необходимости, фиксирует время.  2. Дочитывает рассказ.  3. Наблюдает за тем, как его слушает ученик

 

Тьютор при подготовке к уроку (пример 1) (имея на руках краткий конспект учителя класса на данный урок), основываясь на исходных диагностических данных на ученика с ООП, должен предположить, что ученик испытывает затруднения при самостоятельном ознакомлении с текстом стихотворения. А значит, время, предназначенное для данного вида деятельности, для него может быть потрачено «впустую». Поэтому тьютор готовит для него другое задание, которое будет способствовать решению поставленных в его индивидуальной образовательной программе задач. Таким заданием, лаконично увязанным с уроком чтения, может стать чтение учеником слоговых таблиц, что решает задачу из его индивидуальной образовательной программы по обучению его чтению по слогам. Однако если тьютор видит, что в следующий за этим вид деятельности ученик может быть включен вместе со всеми одноклассниками, то тогда ему нужно успеть еще и познакомиться с текстом стихотворения (возможно, не в полном объеме). Для этого тьютору нужно знать, сколько примерно времени выделит учитель на чтение  стихотворения учениками класса. Тогда такое же количество времени он отведет на выполнение учеником двух видов деятельности, как это следует из примера 1 (столбец 4). При подготовке к сопровождению ученика с ООП только лишь в этой части урока, тьютору нужно будет заготовить слоговые таблицы и ознакомиться со стихотворением, выбрать из него наиболее подходящий отрывок. Очевидно, что, не готовясь заранее к уроку, тьютор не смог бы предусмотреть необходимость наличия на данном уроке слогового материала, а отрывок из стихотворения ему пришлось бы выбирать «на ходу». Во втором случае мы видим другой пример, когда ученику доступны самостоятельное чтение и понимание содержания текста рассказа, но ему будет недостаточно времени для этого. Тьютор решает данную ситуацию следующим образом: три минуты отводит для самостоятельного чтения текста рассказа учеником, а за последнюю минуту дочитывает сам окончание рассказа, что параллельно помогает ему решать одну из задач из индивидуальной образовательной программы ученика: учить его внимательно слушать учителя или одноклассника, не отвлекаясь, в течение одной минуты. Перечень
действий тьютора может распространяться и на область его взаимодействия с
другими обучающимися данного класса. Например, он может побуждать всех
школьников высказываться, предлагать кому-то из детей стать «маленьким
учителем» для его одноклассника, оказывать помощь еще и другому ученику,
если это нужно и уместно. Объем и характер действий тьютора на уроке в каждом конкретном случае будет зависеть от наличия тех или иных особых образовательных потребностей ученика и понимания этих потребностей командой педагогов, работающих с ним. Помимо «урочной» деятельности, разумеется, у тьютора достаточно времени уйдет и на «внеурочную» деятельность, связанную с его подготовкой к сопровождению ученика на уроке.
Такая деятельность включает в себя:

– модификацию используемых учителем класса учебных пособий (выделение шрифтом или цветом ключевых слов, сокращение подробностей, дополнение текста иллюстрация ми, рисунками; упрощение языковых конструкций и т.д.);

– модификацию ресурсов (использование альтернативных источников
подачи и восприятия учебной информации, например, программ для распознавания речи; привлечение волонтеров, сотрудничество с другими учителями и тьюторами, организация помощи сверстниками или родителями);

– модификацию стратегий и технологий обучения (использование демонстраций с пошаговыми инструкциями, так называемыми «визуальными опорами»; повышение интерактивности или, наоборот, изменение темпа
предъявления инструкций и поручений с более длительными паузами и повторением ключевых слов и т.д.);

– модификация инструментария для оценки результатов обучения (использование заданий, схожих с теми, что даются всем ученикам класса, но в
упрощенной форме; отбор для оценивания тех критериев, достижение которых
доступно в некоторой степени сопровождаемому ученику; использование для
оценивания результатов обучения практико-ориентированных заданий, отражающих степень овладения социальными и другими навыками, составляющими «компонент жизненной компетенции» обучающегося).
       Следовательно, все действия тьютора и его деятельность по сопровождению особого ученика на уроке напрямую связаны с удовлетворением особых образовательных потребностей конкретного школьника. Профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке должны быть направлены на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им академического компонента, а также в накоплении учеником доступных ему навыков, максимально расширяющих область развития его жизненной компетенции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...