Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участие тьютора в разработке адаптированной образовательной программы




В инклюзивной школе необходимо создать условия, при которых любой желающий обучаться в данной школе, сможет это сделать и при этом быть успешным. В связи с этим основной задачей образовательного учреждения является адаптирование образовательных программ для решения задач разноуровневого обучения для всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, и создание условий для их реализации.

Гэри Банч, автор книги «Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса», отмечает, что основная задача педагога (как тьютора, так и учителя) заключается в предоставлении обучающимся возможности осваивать знания. Иногда для создания этой возможности и не нужно затрачивать много усилий. Просто надо знать особенности детей. Кому-то нужно предложить вместо десяти примеров решить пять. Кому-то вместо ответа у доски предложить сделать задание письменно. Кому-то поработать, сев за отдельную парту. Быть может, ребенок блестяще решит все примеры, но при условии, что в это время у него в наушниках будет играть любимая им музыка.

Учебная программа должна быть ребенку по силам. И тьютору, и учителю придется решать вопрос о том, каким образом адаптировать учебную программу для ребенка с ООП. Современный подход к дифференцированному обучению исходит из того, что «подгонять» каждого ребенка под образовательный стандарт бессмысленно. Если главными целями обучения ребенка в школе является социализация и усвоение знаний для раскрытия его творческого потенциала, то адаптация учебного материала под способности ребенка – это не фантастика, а необходимость.

С 1 сентября 2016 года в нашей стране разрабатываются адаптированные образовательные программы, включающие в себя все аспекты психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Существуют и применяются на практике, а также описаны в научно-методической и практико-ориентированной литературе различные варианты составления индивидуальных программ обучения, индивидуальных учебных планов индивидуальных комплексных коррекционно-образовательных программ, индивидуальных программ развития в дошкольных образовательных организациях и т.д.

В условиях российского образования в разработке и реализации адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы как части основной образовательной программы, индивидуального учебного плана ребенка с ООП принимают участие педагоги и специалисты в составе психолого-педагогического консилиума. При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности, медицинские рекомендации, рекомендации ПМПК или ИПРА, запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов. Адаптированная образовательная программа разрабатывается на основе основной образовательной программы образовательной организации по соответствующему уровню образования. В ходе работы специалисты ОО используют примерные адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ или умственной отсталостью или специальные требования к реализации основных образовательных программ на уровнях дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Эти программы и учебные пособия могут помочь в адаптации учебного материала.

Корректировка содержания программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой планово и внепланово, но не менее двух раз в течение учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики вносятся изменения и корректировки в АОП для конкретного ребенка.

В конце учебного года по итогам реализации адаптированной программы психолого-медико-педагогическим консилиумом проводится итоговая диагностика различных сфер развития ребенка, обосновывается внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, инвалидностью на следующем этапе его обучения. Также проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОО, даются рекомендации, советы, консультации.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ содержит: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися; учебный план; программы отдельных учебных предметов; программу коррекционной работы; программу нравственного развития; программу формирования универсальных учебных действий обучающихся; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу внеурочной деятельности; систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Данные разделы могут быть представлены последовательно, а могут быть объединены в блоки:

- целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООп, система оценки достижений планируемых результатов

- содержательный (отдельные программы)

Определяет общее содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта ФГОС): программу формирования универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении начального общего образования; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности.

- организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП и включает: учебный план, план внеурочной работы, систему условий реализации АООП.

Кроме указанных разделов программа может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности образовательной организации. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам, имеющим значение для дальнейшей организации обучения (например, особенности контингента по различным сопутствующим заболеваниям, требующим существенного медицинского сопровождения, или большое количество детей-инвалидов, для которых предусматривается программа реабилитации).

При разработке адаптированной программы учитывается, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации стандартов. В ней конкретизируются положения образовательных стандартов применительно к особенностям конкретной образовательной организации, составу обучающихся, месту расположения, педагогическим возможностям. В образовательной организации может быть разработано несколько адаптированных программ для детей с различными психофизическими нарушениями.

Материально-техническое обеспечение адаптированной программы должно отвечать особым образовательным потребностям обучающихся с ООП, что обуславливает необходимость предъявления специфических требований к: организации процесса обучения, организации пространства, организации временного режима обучения; организации рабочего места обучающегося; техническим средствам обучения, учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и средствам наглядности.

Тьютор принимает активное участие в разработке адаптированной программы в составе консилиума и может вести любые записи, помогающие объективно оценивать возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с с ребенком.

Адаптация образовательной программы включает следующие направления деятельности:

- анализ содержания учебного предмета;

- изменение структуры, объема и временных рамок изучения учебного материала в соответствии с особенностями ребенка;

- использование форм организации учебной деятельности, соответствующих особенностям ребенка;

- использование технологических приемов, соответствующих особенностям ребенка;

- использование дидактических материалов, соответствующих особенностям ребенка.

Деятельность по адаптации образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется командой специалистов и педагогов образовательной организации с участием тьютора, если тьюторское сопровождение рекомендовано ПМПК, в несколько этапов:

1. Педагогическая диагностика: определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы.

2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (не обязательно должны быть все предметы)

3. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком.

4. Календарно-тематическое планирование по предмету. Единое календарно-тематическое планирование, являющееся составной частью адаптированной программы, разрабатывается совместно педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами при участии тьютора. Задачи этого документа – обеспечение единого подхода специалистов сопровождения в распределении учебного времени; включение в содержание коррекционно-развивающей работы материалов из образовательной программы (школа), программ воспитания и обучения в детском саду, реализуемых в режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-тематического планирования поможет так организовать образовательную и коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок не испытывал излишней нагрузки, осваивая учебный и дополнительный материал.

5. Разработка индивидуального учебного плана.

6. Планирование результатов, системы и методов их оценивая.

Положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении образовательной программы, формирование социальной компетентности – важнейшие показатели эффективной работы специалистов психолого-педагогического сопровождения. При этом содержание оценки «движения» ребенка в определенный период времени напрямую связано с теми задачами, которые поставили учитель, родители, специалисты сопровождения при разработке адаптированной программы. Проектирование методов и форм оценки результатов образовательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья также является одним из ключевых вопросов при разработке и реализации адаптированной программы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...