Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и приемы тьюторского сопровождения




Если обратиться к опыту советской педагогики, то можно увидеть достаточно много актуальных для работы тьютора техник, приёмов, методов. Одним из них являются дидактические карточки.

Материал на карточках может быть представлен в виде рисунков или схем, таблиц, отдельных знаков или слов. При изготовлении карточек необходимо обратить внимание на их размер, цветность, удобство в обращении. Для работы с ребёнком с особенностями развития все имеет значение – даже то, каким шрифтом написаны слова на карточке. То есть к работе с карточками и к их изготовлению нужно подойти творчески, стараясь сделать их максимально понятными для каждого конкретного ребёнка.

Помимо внешнего вида карточек, важной является и процедура их предъявления: все карточки могут находиться у ребёнка, ребёнок может сам раскладывать их в группы.

В других случаях для лучшей концентрации внимания карточки могут быть у учителя и предъявляться ребёнку по одной. Некоторые карточки он может изготовить сам, совместно с тьютором, например, написав на них свои почерком буквы.

Виды карточек:

- представляют информацию: в виде схем, рисунков, фотографий, чисел, букв, слов;

- имеют вид: чёрно-белые, цветные;

- по форме: квадратные, округлые и т.д.;

- по размеру: крупные, маленькие.

Содержание карточки:

- Одна единица информации (слово, число, объект);

- Блок информации (несколько единиц информации, их сочетание, взаимодействие).

Важно понимать основной принцип составления карточки «сначала- потом».

Рассмотрим пример карточки «Последовательность действий».

На карточках также можно обозначить стадии проведения урока (согласовать их с учителем и некоторые время вести урок в таком режиме). Это средство эффективно в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, и с любыми другими детьми, которым свойственна повышенная чувствительность к порядку. Карточки полезны также при работе с новыми учениками, только пришедшими в класс и не имеющими опыта обучения в группе сверстников, в школе.

 Степень дробления на отдельные шаги может быть разная, в зависимости от уровня развития ребёнка. Набор карточек также может различаться. Карточек может быть несколько:

- «А. Начало урока»,

- «Б. Мария Ивановна даёт задание»,

- «В. Ученики пишут в тетрадях»,

- «Г. Мария Ивановна проверяет задание –вызывает учеников к доске» и т.д.

Карточки могут быть разного цвета (например, по цветам радуги). На обратной стороне они должны быть пронумерованы.

Карточка «Последовательность действий на уроке»

Начало урока 1. Марина Ивановна заходит в класс. 2. Ученики встают. 3. Марина Ивановна здоровается. 4. Ваня вместе со всеми «Здравствуйте, Марина Ивановна!». 5. Все садятся. 6. Открываем тетрадь, пишем число, слова «Классная работа».

 

Важно, чтобы надпись на карточке отражала то, что происходит на самом деле, поэтому формулировки в карточке и информация, которая сообщается ребёнку, должны быть достаточно обобщёнными, охватывать широкий спектр ситуаций.

 Например, «Началом урока» может быть названа следующая последовательность событий:

дети шумят, когда учитель входит в класс;

дети постепенно затихают;

дети окончательно замолкают, когда учитель здоровается;

дети садятся после приветствия.

Иногда учитель просит детей не вставать. Также в классе могут находится два педагога. Первое время все эти ситуации тьютор называет «Началом урока». Со временем у ученика должно сформироваться представление о разные вариантах начала занятий, и, таким образом, при небольших расхождениях в последовательности действий любое начало урока будет восприниматься спокойно.

Рассмотрим пример карточки, определяющей алгоритм решения математической задачи. Технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья подразумевают многократное повторение изучаемого материала. В связи с этим материал, донесённый учителем на уроке закрепляется тьютором, который может в своей работе использовать такой инструмент. Тематика карточек варьируется исходя из проблемы, с которой сталкивается обучающийся (воспитанник).

Развитие памяти:

а) попытайтесь воспроизвести на слух числовой ряд, представленный на экране;

б) повторите за учителем любую теорему или определение (затем на экране появляется формулировка);

в) перечислите предметы, изображённые на экране (рассматриваемые в течение 15 с.).

    Работа с детьми с ООП предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Занятие  с применением информационно – коммуникационных технологий  хорошо помогает справиться с этой задачей.

Например, работе можно применить следующие упражнения.

Карточки на развитие внимания, наблюдательности:

а) воспроизведи увиденное на экране (время просмотра −10 с);

б) найди различия на двух похожих картинках (рисунках, чертежах);

в) назови цифры от 1 до 20 и запиши их в убывающем порядке;

г) нарисуй глазами квадрат (другие объекты);

д) рассортируй  предметы (фигур, слов, чисел и т. д.);

е) посмотри долго на точку (предмет) (30 с.);

ж) определи на взгляд количеств букв, слов, размеров, объема и т. д. (изображения на экране).

Одним из главных инструментов работы тьютора является картирование. «Картирование» (составление карты) является одним из средств реализации идеи знакового опосредствования (по Л.С. Выготскому) наряду со словом. Картирование – современное дидактическое средство совместной работы тьютора и тьюторанта, отражающее возможные направления индивидуального образовательного движения, пространство самоопределения и целей, образовательные ресурсы среды. Возможно построение разных видов карт (карты познавательного интереса, образовательных маршрутов и т.д.).

Для наглядной организации информации в процессе обсуждения индивидуального образовательного маршрута с ребёнком тьютор совместно с учеником разрабатывают личностно-ресурсную карту, которая состоит из следующих компонентов:

- пространственная топика: места интересов, ресурс, события;

- векторность: навигация, маршруты реализации, приоритетные задачи, индивидуальная образовательная программа;

-  масштаб: приоритетные задачи, пространство и время реализации индивидуальной образовательной программы.

Роль топики играет структура дисциплины (область изучаемых знаний) для которой необходимо предложить индивидуальную учебную траекторию относительно конкретного набора целей и текущего уровня усвоения предметных знаний. Направленностью станет навигационная сущность карты, проявляющаяся в определении наиболее рационального вектора в освоении учебного материала, т.е. структура, выявленная при сборке индивидуального курса. А роль масштаба будут выполнять мера глубины проработанности карты (детализации) и временной интервал (исходная учебная траектория, текущая траектория, корректирующая траектория). В дидактических картах фактор времени значим, т.к. позволяет проследить скорость и динамику успехов тьюторанта. Следовательно, важно иметь возможность отражения как всего проделанного тьюторантом «маршрута», так и планируемых к реализации через персональную учебную программу шагов. В контексте реализации учебной программы карта должна дополняться каждый раз, как тьюторант осуществил действия, которые могут уточнить текущее положение его уровня предметных знаний на карте, а также детализировать пройденную траекторию.

Примерные темы образовательных карт:

- «Мои школьные проблемы»;

- «Мои интересы»;

- «Карта моих дефицитов»;

- «Карта серьёзных дел»;

- «Моё образование».

Задача тьютора – выявление всех возможных ресурсов ребёнка с ОВЗ. Для её реализации важно правильно формулировать вопросы, задавая их не только тьюторанту, но и его родителям: ребёнок любит делать? чем интересуется? как он «добывает» нужную себе информацию? к чему стремится? что делает с удовольствием? Эти и другие вопросы позволят тьютору понять, каким образом можно расширять образовательное пространство своего тьюторанта и его семьи.

Процесс составления личностно-ресурсной карты можно представить в виде последовательного выполнения четырёх этапов:

1) Фиксация интереса – знакомство с учениками (тьюторантом) и выявление его образовательных интересов в форме «идеального» образа, не накладывая формальных ограничений (результат – ситуативная карта);

2) Приспособление – выявление избыточного множества ресурсов (в первую очередь знаниевых) и их соотнесение с существующими ограничениями (результат – «контурная» ресурсная карта);

3) Согласование – анализ и осмысление необходимого состава образовательной программы, выполняемые совместно тьютором и тьюторантом (общая ресурсная карта);

4) Создание – формирование индивидуальной образовательной программы в виде набора ресурсных карт (включая предметные).

На уровне помощи в освоении учебного материала для обучающихся с ООП также одним из важных приёмов является использование

Пример ресурсной карты на уроке математики.

Учителем поставлена задача. Тьютор обсуждает с подопечным его ресурсы. Важно чтобы ребёнок сам выделял из окружающего мира средство решения проблемы. Это может быть, в первую очередь, учитель. Затем обсуждаются другие варианты помощи в решении задачи (тьютор, учебник, друг, сосед по парте, и т. д.).

Целесообразно проговаривать итог проделанной работы (для чего необходима помощь, какой должен быть ответ в задаче). Ещё один пример личностно-ресурсной карты для занятия или урока «Окружающий мир». Здесь вы можете увидеть изменения и дополнения ресурсов ребёнка для решения поставленной учителем задачи.

Фотоальбом

Ребёнку более понятны фотографии, нежели рисунки, особенно это касается детей с расстройством аутистического спектра. Вид знакомых предметов, людей, обстановки располагает к позитивному настрою, не вызывает сопротивления, создаёт обстановку конструктивности и доверия. Учитывая это целесообразно использовать технологию «фотоальбом». Фотографии в фотоальбоме должны быть сделаны в этом же классе (желательно – с того места, где сидит ребёнок) и отражать режимные моменты урока (начало урока: дети стоя приветствуют учителя; объяснение материала: дети сидят, учитель стоит перед доской с указкой или пишет мелом на доске). Набор фотографий можно уложить в фотоальбом и перелистывать их в соответствии с этапами урока. То же делается и для перемены: дети меняют учебники на парте, дети выходят из класса, дети бегают в коридоре, звонок (фото звонка), дети заходят в класс.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...