Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разграничение понятий «тьютор» и «ассистент/помощник»




Идея разграничений функций ассистента и тьютора состоит в том, что ассистент оказывает обучающимся необходимую техническую помощь, а тьютор оказывает помощь в образовательной деятельности.

Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с особыми потребностями в образовательную и социальную среду учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную условия для успешной учебы и социальной адаптации.

Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. N 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под N 11731 и N 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Таким образом, указанная штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств.

Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов.

В ст. 79 ФЗ N 273-ФЗ оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

В части 3 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ, ГВЭ).

Таким образом, для тьютора важно иметь педагогическое образование, стаж, наличие определённых компетенций. Ассистентом может быть любой сотрудник учреждения, в том числе медицинский, технический персонал, и родители (законные представители), члены семей ребёнка с особыми образовательными потребностями.

 

Тьюторское сопровождение

Тьюторское сопровождение – это особый тип педагогического сопровождения, педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европой. Понятие тьюторства пришло из Великобритании, где оно появилось в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже. В отличие от немецкой модели университета, которая основывалась на системе кафедр и учебной программе, закрепленной за каждой кафедрой, в английском университете каждый профессор читал и комментировал свою книгу, а студент должен был сам выбрать профессоров и путь, которым он достигает знаний, необходимых для получения степени. В этой ситуации необходим был тот, кто определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Такую позицию в университете называли тьютором. Отличительной чертой университетского сообщества была свобода (преподавания и учения), а тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром, соединял на практике личностное содержание и академические идеалы. Основным процессом получения университетской образованности был процесс самообразования, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения самообразования.

Тьютор не получал для этого никакого специального педагогического образования, он передавал свой опыт самообразования. Через деятельность тьютора в классических университетах осуществлялось построение панорпмы образования – учения, воспитания и формирования образа жизни и возможностей его индивидуального освоения.

Сегодня в Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а затем помогает ему вести проекты в вузе. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75% до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором. В ситуации тьюторского сопровождения педагогический интерес смещен в сторону самостоятельных действий ученика, которые обсуждаются с тьютором.

Таким образом, понятие тьютора сегодня означает исторически сложившуюся особую педагогическую позицию, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, в вузах, в системе дополнительного и непрерывного образования.

Ситуация в образовательной России складывалась иначе. Ко времени возникновения первого университета в России (1755 год – на 600 лет позже, чем в Европе) университет как институт образования в мировой практике оброс системой кафедр и программ изучения каждого курса. Но если в Европе это положение вещей имело историю, то у нас это было заимствовано как данное. Ни о каком выборе не могло быть и речи. Никаких условий для возникновения внутреннего и внешнего свободного и открытого образовательного пространства, а значит, и сопровождения индивидуального движения студентов в них не было.

Сегодня, когда мир динамично развивается, знания обновляются очень интенсивно, при старом подходе образование никогда не успеет за этим процессом. Поэтому современные образовательные стандарты диктуют не просто трансляцию знаний в голову ребенка, а обучение его умениям самостоятельно добывать знания, использовать их в повседневной деятельности.

Несмотря на введение в России специальности «тьютор» в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, внедрение в систему образования тьюторов продолжает оставаться проблематичным. С одной стороны, отсутствуют организационные механизмы введения этой специальности, а, с другой стороны, реальный запрос на существование позиции тьютора, обслуживающего процессы индивидуализации, еще не оформился в системе образования.

Однако, все чаще стал оформляться запрос со стороны педагогов на индивидуальное сопровождение обучающихся, которые не усваивают образовательную программу в системе общего образования. Именно в этом контексте все чаще стал возникать запрос на тьюторскую позицию. Учителю необходимо, чтобы кто-то помог ему организовать освоение ребенком образовательной программы, чтобы учитель не отвлекался от работы со всем классом. В этой логике деятельность тьютора понимается как компенсаторная функция, связанная с проблемой неуспеваемости. Именно здесь возникает представление об индивидуальном подходе как средстве преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами и реальными возможностями обучающегося в их освоении.

Следует различать индивидуализацию образования от индивидуального подхода. Индивидуальный подход предполагает учет индивидуальных особенностей детей взрослыми, специалистами и изменение взрослыми средств, содержания и методов обучения. Индивидуальный подход инициативу и активность оставляет за взрослыми, не включая ребенка в процесс образования. Взрослые решают, что ребенку лучше, основываясь на диагностических данных. Ребенок при этом остается пассивным получателем образовательных услуг.

Индивидуализация образования не исключает индивидуального подхода, тьютор, как и учитель и другие специалисты, должен понимать особенности ребенка, но при этом не исключать его из процессов решения и выбора своей образовательной траектории. Принципы инклюзивного образования напрямую соотносятся с философией индивидуализации, поскольку инклюзия и понимается как организация образовательного пространства для личного включения ребенка в образовательный процесс.

Сегодня в образовательных учреждениях существуют реальные возможности для введения в школу отдельной педагогической профессиональной должности – тьютора. Но речь также может идти и об осуществлении целей и задач тьюторского сопровождения уже существующими педагогами, психологами, классными руководителями, воспитателями.

В этом случае встает вопрос о тьюторской компетенции. Компетенции тьютора – это компетенции современного педагога, позволяющие ему сопровождать индивидуальные образовательные программы.

Таким образом, тьютор в инклюзивном образовании, обладающий всеми представленными на слайде компетенциями, сможет наиболее эффективно организовать и сопроводить процесс обучения в общеобразовательном учреждении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...