Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендуемая документация тьютора




Для анализа результатов проделанной работы и оценки эффективности использования тьюторского подхода в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями тьютору необходимо вести определённую документацию.

Дневник наблюдений – позволяет фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребёнка. Ежедневные записи в дневнике помогут проследить, как ребёнок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, что ему особенно удаётся, с какими трудностями он сталкивается.  Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребёнка в период пребывания в образовательном учреждении: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребёнком, реальные достижения и затруднения. Материалы дневника наблюдения могут быть представлены на заседаниях ПМПк ОУ и территориальной ПМПК, предложены для ознакомления родителям. Важно показать им объективную картину изменения состояний ребёнка во время пребывания в ОУ, его достижения и трудности для организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки.

    Форма дневника наблюдений произвольна. В зависимости от конкретных задач дневники могут быть различными, например:

1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребёнка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей поведения ребёнка, тьютор фиксирует и свои действия и действия учителя.

2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчётности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника) задач, используемых методов и отметки типа «удалось» - «не удалось».

3. Дневник как способ информирования родителей о школьной жизни, учебе и успехах их ребёнка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребёнка в школе и понять. Как проходит процесс обучения.

4. Важно отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеурочной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение. Параметры могут быть следующими:

- физическое развитие;

- когнитивное развитие;

- социально-эмоционально развитие;

- коммуникативные возможности;

- отношение к учёбе;

- школьные навыки.

Кроме того, по каждому выявленной проблеме могут быть составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы.

Например:

- Описание проблемы;

- Возможности ребёнка;

- Ресурсы;

-  Компенсационные возможности;

-  ограничения;

- Возможные пути преодоления;

- Действия, которые смогли помочь преодолевать трудности.

Единое календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно с основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами и у заместителя директора по учебно-воспитательной работе (старшего воспитателя в ДОУ). Задачи этого документа – обеспечение единого подхода специалистов сопровождения в распределении учебного времени; включение в содержание коррекционно-развивающей работы материалов из образовательной программы (школа), программ воспитания и обучения в детском саду, реализуемых в режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-тематического планирования поможет так организовать образовательную и коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок с ООП не испытывал излишней нагрузки, осваивая дополнительный материал.

Помимо этой документации, тьютору рекомендовано вести журнал учета посещаемости детей; мониторинг образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся, анализировать выполнение образовательной программы (требований ФГОС НОО ОВЗ) обучающимися (в форме аналитической справки три раза в год: 1) после завершения адаптационного периода (сентябрь-октябрь); 2) после промежуточной диагностики (январь-февраль); 3) окончание учебного года (май-июнь).

Литература

1. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010

2. Т. М. Ковалева, «Профессия «Тьютор» / Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина, М.-Тверь 2012г.: «СФК-офис», 2012

3. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012

4. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013

5. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2017

6. Хуторской А.В. 55 методов тьюторского обучения: методическое пособие. – М.: Эйдос, 2012

Сайты, посвященные проблеме «Тьютор в образовании»
- Межрегиональная Тьюторская ассоциация http://www.thetutor.ru/

- Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»

http://www. edu.of.ru/distantobr

- Дискуссионная площадка «Тьюторство» (координатор Т.М. Ковалева)

http://www. eurekanet.ru/ewww/info/13439.htm

- Тьюторство как эффективная практика индивидуализации. Ковалева
Т.М./ журнал «Аккредитация в образовании» http://
www.akvobr.ru/tjutorstvo_praktika_ individualizacii.html

- Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника? В чем
специфика деятельности тьютора? Ковалева Т.М., «Директор школы» №6,

2011 http://www. direktor.ru/interview.htm?id=16

- Тьюторство в образовательном процессе

http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html -

- Сборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»; о конференции

http://hpsy.ru/edu/785.htm

- www.alteredu.ru - Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург)

- Образовательный центр «Участие» (Санкт-Петербург) www.fondedu.ru

- Перекрестки психологии и педагогики, Роль и место тьютора/ Екатерина Александрова/ «1 сентября»  http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306

 - Институт психолого-педагогических проблем детства (опыт работников экспериментальных площадок «Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа») - http://ippdrao.ru.

- Методические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы (ИОП) для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-42839.html


Форумы, посвященные обсуждению проблемы тьюторства
- «Кто такой тьютор и нужен ли он российской школе?» http://forum.pridnestrovie.com/topic/?id=9281

- «Тьютор как зеркало российского образования?!»

http://balyasova.livejournal.com/1183.html

- «Лектор или тьютор»  http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=08

- «Кто такой тьютор?» - http://www.gymnasium4br.ru/tutor/str1.php?PHPSESSID=a813160561e4c68a751f99

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...