Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и средства правового регулирования




ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ

И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Тема 1. Понятие российского уголовно-исполнительного права.

Предмет, метод и система курса.

Современная уголовно-исполнительная политика.

Наука уголовно-исполнительного права.

 

 

Лекция – 4 часа

Групповые занятия – 2 часа

 

план

 

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его задачи.

2. Предмет и система учебного курса.

3. Система уголовно-исполнительного права. Место уголовно-исполнительного права в общей системе права.

4. Современная уголовно-исполнительная политика, общая характеристика, основные направления и тенденции.

5. Наука уголовно-исполнительного права. Основные направления её развития. Задачи, стоящие перед наукой уголовно-исполнительного права.

 

Темы рефератов

1. Понятие и основные направления уголовно-исполнительной правовой политики на современном этапе. Важнейшие социальные предпосылки её развития.

2. Соотношение уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики с проблемами ресоциализации осуждённых.

3. Понятие, сущность и основные задачи, стоящие перед наукой уголовно-исполнительного права. Важнейшие направления развития науки уголовно-исполнительного права на современном этапе.

 

 

Задачи и упражнения

 

1. Дайте понятие уголовно-исполнительного права.

2. Является ли уголовно-исполнительное право самостоятельной отраслью права? Если да, то, какие именно признаки определяют и доказывают эту самостоятельность?

3. Как соотносятся между собой уголовно-исполнительное право, уголовное право, административное и уголовно-процессуальное право? В чём основное различие между указанными отраслями единой правовой системы?

4. Какое принципиальное значение имеет законодательное разделение уголовно-исполнительного права на Общую и Особенную части, в чём их различие, взаимопроникновение и взаимообусловленность?

5. Назовите основные задачи, стоящие перед российским уголовно-исполнительным правом. Можно ли отнести к таким задачам искоренение преступности в государстве?

6. Дайте понятие уголовно-исполнительной политики России на современном этапе. Каково значение уголовно-исполнительной политики в области усиления борьбы с преступностью?

7. Укажите на различие между «широким» и «узким» пониманием уголовно-исполнительной политики.

8. Покажите соотношение уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительной правовой политики.

9. Назовите основные направления современной уголовно-исполнительной правовой политики.

10. Дайте понятие науки уголовно-исполнительного права. Определите её источники.

11. Назовите основные направления развития науки уголовно-исполнительного права, обозначьте соприкосновение с основными задачами, стоящими перед наукой уголовного права.

12. Определить основные факторы, обуславливающие задачи, стоящие перед наукой уголовно-исполнительного права. Укажите на пути их решения.

13. Сформируйте собственное представление относительно задач, стоящих перед современной уголовно-исполнительной политикой и наукой уголовно-исполнительного права, обоснуйте пути решения задач.

14. Уголовно-исполнительное право это:

Выберите правильный ответ.

а) приложение к уголовному прав.

б) приложение к уголовно-процессуальному праву.

г) самостоятельная отрасль правовой системы.

д) приложение к уголовному, уголовно-процессуальному праву с элементами самостоятельной отрасли права.

15 Предметом уголовно-исполнительного права являются:

Выберите правильный ответ.

а) права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных отношений.

б) деятельность уголовно-исполнительной системы России.

в) общественные отношения, возникающие в связи с исполнение уголовных наказаний.

г) общественные отношения, возникающие в связи и по поводу исполнения уголовных наказаний.

д) общественные отношения, возникающие по поводу исполнения уголовных наказаний.

16 Задачами уголовно-исполнительного законодательства являются:

Выберите правильный ответ.

а) установление порядка отбывания наказания в виде лишения свободы.

б) определение правил отбывания всех видов наказания.

в) установление правил поведения осуждённых и правовых возможностей администрации исправительных учреждений.

г) ресоциализация осуждённых.

д) регулирование порядка и условий отбывания наказаний, определение средств исправления осуждённых, охрана прав и законных интересов осуждённых, оказание помощи в социальной адаптации осуждённых.

17. Современная уголовно-исполнительная политика это:

Выберите правильный ответ.

а) направление и содержание деятельности исправительных учреждений.

б) основные ориентиры деятельности уголовно-исполнительной системы России.

в) одно из направлений деятельности государства в области модернизации правового регулирования исполнения уголовных наказаний.

г) дайте своё определение современной уголовно-исполнительной политики.

18. Основная задача науки уголовно-исполнительного права состоит:

Выберите правильный ответ.

а) в разработке фундаментальных проблем совершенствования системы и процесса исполнения уголовных наказаний.

б) в совершенствовании принципов организации исполнения уголовных наказаний.

в) в разработке основных начал ресоциализации осуждённых.

г) в выработке рекомендаций по правильному исполнению наказания в виде лишения свободы и других видов наказания.

 

Тема 2. Уголовно-исполнительное законодательство

Российской Федерации и его характеристика

 

 

Лекция – 4 часа

Групповые занятия – 2 часа

 

План

Краткий исторический обзор становления и применения

Уголовного наказания в России.

Понятие действующего уголовно-исполнительного законодательства, его основные признаки.

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства.

5. Виды, содержание и структура норм уголовно-исполнительного законодательства

Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени и в пространстве.

 

Темы рефератов

1. История становления и развития системы исполнения уголовныхнаказаний на территории России.

2. Руководящие начала (принципы) уголовно-исполнительного законодательства.

3. Общество, культура, право. Связи взаимопроникновение понятий. Их роль в становлении правовых институтов.

4. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и времени.

Задачи и упражнения

 

1. Назовите основные исторические этапы возникновения и развития уголовно-исполнительного права Росси. Обозначьте его основные правовые источники.

2. Первыми документами, содержащими виды уголовных наказаний на Руси, являлись?

Выберите правильный ответ:

а) Русская правда;

б) Артикул воинский Петра первого;

в) соборное уложение Ивана Грозного;

г) Уложение царской империи «О наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года.

д) Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.

3. Дайте понятие действующего уголовно-исполнительного законодательства.

4. Определите критерии самостоятельности уголовно-исполнительного права в общеправовой системе России.

5. Какие цели стоят перед уголовно-исполнительным правом. Выберите правильный ответ.

Целями уголовно-исполнительного права являются:

а) установление порядка отбывания наказания осуждёнными.

б) исправление осуждённых.

в) оказание помощи осуждённым в их трудоустройстве в условиях гражданского общества.

г) ресоциализация осуждённых.

д) недопущение совершения новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами.

6. Дайте определение понятия «Принципы права». Назовите основные принципы построения уголовно-исполнительного права.

7. Какое значение принципов уголовно-исполнительного права? Возможно ли построение правовой системы и отдельной её отрасли без опоры на организационные и функциональные принципы?

8. Какие из приведённых ниже принципов относятся к принципам уголовно-исполнительного права?

Выберите правильный ответ.

Принципами уголовно-исполнительного права являются:

а) принцип гуманизма;

б) принцип неотвратимости наказания;

в) принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

г) принцип равенства осуждённых перед законом;

д) принцип презумпции невиновности;

е) принцип демократизма;

ж) принцип справедливости;

з) принцип законности.

9. Какие из указанных принципов следует относить к конституционным, межотраслевым и собственным принципам уголовно-исполнительного права?

10. Можно ли отнести к числу принципов уголовно-исполнительного права принцип неотвратимости наказания.

11. В чём отличие принципов уголовно-исполнительной политики и принципов построения и функционирования уголовно-исполнительного законодательства? Если такие различия имеются, то укажите принципиальную разницу.

12. Понятие норм уголовно-исполнительного права и их классификация.

13. Каким образом выражена прогрессивная система исполнения и отбывания наказаний посредством конструкции норм Уголовно-исполнительного кодекса?

14. Отличие системы и построения норм Уголовно-исполнительного кодекса от норм Уголовного кодекса Российской Федерации?

15. Дайте понятие правил действия уголовно-исполнительного законодательства во времени и в пространстве. В чём отличие от действия уголовного законодательства с этих позиций?

16. П., являясь гражданином Польши, находясь командировке в г. Москве, совершил преступление и был осуждён по части 3-ей статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации к пяти годам лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии строгого режима. Для отбывания уголовного наказания П. был этапирован в исправительную колонию строгого режима № 13 г. Хабаровска для осуждённых сотрудников правоохранительных органов, суда и прокуратуры. Находясь в карантинном помещении, через месяц П. и его адвокат обратились с письменной жалобой к начальнику колонии, в которой указали, что в отношении П. грубо нарушен закон о порядке отбывания наказания, и он должен быть отправлен для отбывания наказания в Польшу, гражданином которой он является.

Правомерны ли требования осуждённого П.?

Выберите правильный ответ:

а) требования осуждённого П. правомерны и должны быть удовлетворены;

б) требования осуждённого не подлежат удовлетворению в силу того, что он совершил преступление на территории Российской Федерации;

в) вопрос об удовлетворении требования осуждённого, либо в его отказе должен быть разрешён по правилам, установленным международным договором между Россией и Польшей;

г) П. вообще не имеет права обращаться с заявлениями такого порядка и должен отбывать наказание в месте, определённом уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации;

д) осуждённый вправе обращаться с жалобами и заявлениями только после отбытия 1-го года срока наказания.

Какие нормы Уголовно-исполнительного кодекса нарушены по условиям задачи?

Варианты ответов:

а) нарушены сроки пребывания осуждённого в карантинном помещении;

б) неверно определена исправительная колония для отбывания наказания;

в) осуждённый, гражданин иностранного государства не имеет права на обращения с желобами и заявлениями;

г) осуждённый, гражданин иностранного государства должен обращаться с жалобами и заявлениями через посольство или представительство своего государства;

д) осуждённый, гражданин иностранного государства, должен отбывать наказание в исправительном учреждении для иностранцев и лиц без гражданства.

17. Каковы требования Уголовно-исполнительного кодекса относительно места отбывания наказания?

Выберите правильный ответ.

а) осуждённый должен отбывать наказание в месте, определённом федеральной службой исполнения наказания и её органами на местах;

б) осуждённый обязан отбывать наказание по месту совершения преступления;

в) осуждённый направляется для отбывания наказания по месту его жительства;

г) осуждённый отбывает наказание по месту совершения преступления, либо по месту его жительства при наличии там исправительного учреждения того режимного характера, который определён в приговоре суда.

18. Начальник управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратился в областную думу Саратовской области с письмом о необходимости запретить приём осуждённых в исправительных учреждениях Саратовской области в связи со сложной оперативной обстановкой в исправительных учреждениях.

Саратовская областная дума своим решением от 26 июня 2014 года удовлетворила просьбу начальника УИН и постановила принимать в исправительные учреждения Саратовской области только лиц, осуждённых или проживающих на территории Саратовской области. Прокурор области решение дума опротестовал, ссылаясь на высшую юридическую силу Уголовно-исполнительного кодекса.

Кто прав в указанной ситуации?

Выберите правильный ответ:

а) Областная дума в силу того, что Саратовская область это территорию её юрисдикция;

б) прокурор, т.к. федеральные законы не могут корректироваться инстанциями иного федерального порядка;

в) Областная дума должна согласовать этот вопрос с прокурором области;

г) Областная дума должна получить разрешение на такое решение в Правительстве Российской Федерации;

д) Федеральная служба исполнения наказания должна решить этот вопрос самостоятельно.

19. Областной думой Саратовской области по ходатайству ФСИН Российской Федерации принято решение о выделении земельного участка для постройки тюрьмы в Вольском районе, подготовлена проектно-сметная документация и выделены необходимые средства. В своём решении дума указала и на то, что представители средств массовой информации могут без уведомлений и разрешение беспрепятственно посещать места лишения свободы на территории области.

Основано ли на законе такое решение?

Выберите правильный ответ:

а) Областная дума не вправе выделять земельные участки для нужд Федеральной службы исполнения наказаний, таким правом наделено исключительно Правительство Российской Федерации;

б) решение думы правомерно по всем пунктам;

в) решение неправомерно в силу того обстоятельства, что помещение исправительных учреждений регламентировано уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации;

г) Областная дума обязана решить вопрос о полномочиях средств массовой информации в части помещения исправительных учреждений в порядке своего права на законодательную инициативу;

д) Областная дума не наделяется правом выделения средств на проектно-сметную документацию, средства выделяются из федерального бюджета.

е) Областная дума вправе консолидировано выделять средства для постройки исправительного учреждения, но не наделена правом вмешательства в процесс исполнения уголовных наказаний.

20. Своим решением городская дума г. Вольска разрешила содержать детей в женской исправительной колонии общего режима вместе с матерями, отбывающими уголовное наказание в виде лишения свободы до достижения детьми 5-летнего возраста. Одновременно принято решение и о свободном посещении осуждённых женщин и детей мужьями в любое время. Своё решение дума мотивировала стремлением сохранить семьи осуждённых женщин и обеспечить постоянные контакты с детьми их отцов.

Правомерно ли такое решение?

Выберите правильный ответ:

а) такое решение правомерно в силу того, что оно гуманно в отношении к детям, находящимся в исправительных учреждениях с матерями;

б) решение неправомерно т.к. этот вопрос необходимо согласовать с прокурором города;

в) решение противоречит закону, и дети не могут находиться в условиях исправительного учреждения свыше возраста 3-х лет;

г) решение противоречит закону т.к. дети вообще не могут находиться в исправительном учреждении и должны передаваться родственникам, либо под опеку органов опеки и попечительства независимо от согласия их родителей.

д) дети могут быть в исправительных учреждениях и для мужчин с отцами, если осуждённые выражают такое желание и иные родственники против этого не возражают.

 

Тема 3. Исполнение уголовного наказания.

Понятие и средства правового регулирования

 

 

Лекция – 4 часа

Групповые занятия – 2 часа

 

План

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...