Понятие и средства правового регулирования
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Понятие российского уголовно-исполнительного права. Предмет, метод и система курса. Современная уголовно-исполнительная политика. Наука уголовно-исполнительного права.
Лекция – 4 часа Групповые занятия – 2 часа
план
1. Понятие уголовно-исполнительного права, его задачи. 2. Предмет и система учебного курса. 3. Система уголовно-исполнительного права. Место уголовно-исполнительного права в общей системе права. 4. Современная уголовно-исполнительная политика, общая характеристика, основные направления и тенденции. 5. Наука уголовно-исполнительного права. Основные направления её развития. Задачи, стоящие перед наукой уголовно-исполнительного права.
Темы рефератов 1. Понятие и основные направления уголовно-исполнительной правовой политики на современном этапе. Важнейшие социальные предпосылки её развития. 2. Соотношение уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики с проблемами ресоциализации осуждённых. 3. Понятие, сущность и основные задачи, стоящие перед наукой уголовно-исполнительного права. Важнейшие направления развития науки уголовно-исполнительного права на современном этапе.
Задачи и упражнения
1. Дайте понятие уголовно-исполнительного права. 2. Является ли уголовно-исполнительное право самостоятельной отраслью права? Если да, то, какие именно признаки определяют и доказывают эту самостоятельность? 3. Как соотносятся между собой уголовно-исполнительное право, уголовное право, административное и уголовно-процессуальное право? В чём основное различие между указанными отраслями единой правовой системы?
4. Какое принципиальное значение имеет законодательное разделение уголовно-исполнительного права на Общую и Особенную части, в чём их различие, взаимопроникновение и взаимообусловленность? 5. Назовите основные задачи, стоящие перед российским уголовно-исполнительным правом. Можно ли отнести к таким задачам искоренение преступности в государстве? 6. Дайте понятие уголовно-исполнительной политики России на современном этапе. Каково значение уголовно-исполнительной политики в области усиления борьбы с преступностью? 7. Укажите на различие между «широким» и «узким» пониманием уголовно-исполнительной политики. 8. Покажите соотношение уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительной правовой политики. 9. Назовите основные направления современной уголовно-исполнительной правовой политики. 10. Дайте понятие науки уголовно-исполнительного права. Определите её источники. 11. Назовите основные направления развития науки уголовно-исполнительного права, обозначьте соприкосновение с основными задачами, стоящими перед наукой уголовного права. 12. Определить основные факторы, обуславливающие задачи, стоящие перед наукой уголовно-исполнительного права. Укажите на пути их решения. 13. Сформируйте собственное представление относительно задач, стоящих перед современной уголовно-исполнительной политикой и наукой уголовно-исполнительного права, обоснуйте пути решения задач. 14. Уголовно-исполнительное право это: Выберите правильный ответ. а) приложение к уголовному прав. б) приложение к уголовно-процессуальному праву. г) самостоятельная отрасль правовой системы. д) приложение к уголовному, уголовно-процессуальному праву с элементами самостоятельной отрасли права. 15 Предметом уголовно-исполнительного права являются: Выберите правильный ответ.
а) права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных отношений. б) деятельность уголовно-исполнительной системы России. в) общественные отношения, возникающие в связи с исполнение уголовных наказаний. г) общественные отношения, возникающие в связи и по поводу исполнения уголовных наказаний. д) общественные отношения, возникающие по поводу исполнения уголовных наказаний. 16 Задачами уголовно-исполнительного законодательства являются: Выберите правильный ответ. а) установление порядка отбывания наказания в виде лишения свободы. б) определение правил отбывания всех видов наказания. в) установление правил поведения осуждённых и правовых возможностей администрации исправительных учреждений. г) ресоциализация осуждённых. д) регулирование порядка и условий отбывания наказаний, определение средств исправления осуждённых, охрана прав и законных интересов осуждённых, оказание помощи в социальной адаптации осуждённых. 17. Современная уголовно-исполнительная политика это: Выберите правильный ответ. а) направление и содержание деятельности исправительных учреждений. б) основные ориентиры деятельности уголовно-исполнительной системы России. в) одно из направлений деятельности государства в области модернизации правового регулирования исполнения уголовных наказаний. г) дайте своё определение современной уголовно-исполнительной политики. 18. Основная задача науки уголовно-исполнительного права состоит: Выберите правильный ответ. а) в разработке фундаментальных проблем совершенствования системы и процесса исполнения уголовных наказаний. б) в совершенствовании принципов организации исполнения уголовных наказаний. в) в разработке основных начал ресоциализации осуждённых. г) в выработке рекомендаций по правильному исполнению наказания в виде лишения свободы и других видов наказания.
Тема 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и его характеристика
Лекция – 4 часа Групповые занятия – 2 часа
План Краткий исторический обзор становления и применения Уголовного наказания в России. Понятие действующего уголовно-исполнительного законодательства, его основные признаки.
Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Принципы уголовно-исполнительного законодательства. 5. Виды, содержание и структура норм уголовно-исполнительного законодательства Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени и в пространстве.
Темы рефератов 1. История становления и развития системы исполнения уголовныхнаказаний на территории России. 2. Руководящие начала (принципы) уголовно-исполнительного законодательства. 3. Общество, культура, право. Связи взаимопроникновение понятий. Их роль в становлении правовых институтов. 4. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и времени. Задачи и упражнения
1. Назовите основные исторические этапы возникновения и развития уголовно-исполнительного права Росси. Обозначьте его основные правовые источники. 2. Первыми документами, содержащими виды уголовных наказаний на Руси, являлись? Выберите правильный ответ: а) Русская правда; б) Артикул воинский Петра первого; в) соборное уложение Ивана Грозного; г) Уложение царской империи «О наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года. д) Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года. 3. Дайте понятие действующего уголовно-исполнительного законодательства. 4. Определите критерии самостоятельности уголовно-исполнительного права в общеправовой системе России. 5. Какие цели стоят перед уголовно-исполнительным правом. Выберите правильный ответ. Целями уголовно-исполнительного права являются: а) установление порядка отбывания наказания осуждёнными. б) исправление осуждённых. в) оказание помощи осуждённым в их трудоустройстве в условиях гражданского общества. г) ресоциализация осуждённых. д) недопущение совершения новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами. 6. Дайте определение понятия «Принципы права». Назовите основные принципы построения уголовно-исполнительного права. 7. Какое значение принципов уголовно-исполнительного права? Возможно ли построение правовой системы и отдельной её отрасли без опоры на организационные и функциональные принципы?
8. Какие из приведённых ниже принципов относятся к принципам уголовно-исполнительного права? Выберите правильный ответ. Принципами уголовно-исполнительного права являются: а) принцип гуманизма; б) принцип неотвратимости наказания; в) принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний; г) принцип равенства осуждённых перед законом; д) принцип презумпции невиновности; е) принцип демократизма; ж) принцип справедливости; з) принцип законности. 9. Какие из указанных принципов следует относить к конституционным, межотраслевым и собственным принципам уголовно-исполнительного права? 10. Можно ли отнести к числу принципов уголовно-исполнительного права принцип неотвратимости наказания. 11. В чём отличие принципов уголовно-исполнительной политики и принципов построения и функционирования уголовно-исполнительного законодательства? Если такие различия имеются, то укажите принципиальную разницу. 12. Понятие норм уголовно-исполнительного права и их классификация. 13. Каким образом выражена прогрессивная система исполнения и отбывания наказаний посредством конструкции норм Уголовно-исполнительного кодекса? 14. Отличие системы и построения норм Уголовно-исполнительного кодекса от норм Уголовного кодекса Российской Федерации? 15. Дайте понятие правил действия уголовно-исполнительного законодательства во времени и в пространстве. В чём отличие от действия уголовного законодательства с этих позиций? 16. П., являясь гражданином Польши, находясь командировке в г. Москве, совершил преступление и был осуждён по части 3-ей статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации к пяти годам лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии строгого режима. Для отбывания уголовного наказания П. был этапирован в исправительную колонию строгого режима № 13 г. Хабаровска для осуждённых сотрудников правоохранительных органов, суда и прокуратуры. Находясь в карантинном помещении, через месяц П. и его адвокат обратились с письменной жалобой к начальнику колонии, в которой указали, что в отношении П. грубо нарушен закон о порядке отбывания наказания, и он должен быть отправлен для отбывания наказания в Польшу, гражданином которой он является. Правомерны ли требования осуждённого П.? Выберите правильный ответ: а) требования осуждённого П. правомерны и должны быть удовлетворены; б) требования осуждённого не подлежат удовлетворению в силу того, что он совершил преступление на территории Российской Федерации;
в) вопрос об удовлетворении требования осуждённого, либо в его отказе должен быть разрешён по правилам, установленным международным договором между Россией и Польшей; г) П. вообще не имеет права обращаться с заявлениями такого порядка и должен отбывать наказание в месте, определённом уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации; д) осуждённый вправе обращаться с жалобами и заявлениями только после отбытия 1-го года срока наказания. Какие нормы Уголовно-исполнительного кодекса нарушены по условиям задачи? Варианты ответов: а) нарушены сроки пребывания осуждённого в карантинном помещении; б) неверно определена исправительная колония для отбывания наказания; в) осуждённый, гражданин иностранного государства не имеет права на обращения с желобами и заявлениями; г) осуждённый, гражданин иностранного государства должен обращаться с жалобами и заявлениями через посольство или представительство своего государства; д) осуждённый, гражданин иностранного государства, должен отбывать наказание в исправительном учреждении для иностранцев и лиц без гражданства. 17. Каковы требования Уголовно-исполнительного кодекса относительно места отбывания наказания? Выберите правильный ответ. а) осуждённый должен отбывать наказание в месте, определённом федеральной службой исполнения наказания и её органами на местах; б) осуждённый обязан отбывать наказание по месту совершения преступления; в) осуждённый направляется для отбывания наказания по месту его жительства; г) осуждённый отбывает наказание по месту совершения преступления, либо по месту его жительства при наличии там исправительного учреждения того режимного характера, который определён в приговоре суда. 18. Начальник управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратился в областную думу Саратовской области с письмом о необходимости запретить приём осуждённых в исправительных учреждениях Саратовской области в связи со сложной оперативной обстановкой в исправительных учреждениях. Саратовская областная дума своим решением от 26 июня 2014 года удовлетворила просьбу начальника УИН и постановила принимать в исправительные учреждения Саратовской области только лиц, осуждённых или проживающих на территории Саратовской области. Прокурор области решение дума опротестовал, ссылаясь на высшую юридическую силу Уголовно-исполнительного кодекса. Кто прав в указанной ситуации? Выберите правильный ответ: а) Областная дума в силу того, что Саратовская область это территорию её юрисдикция; б) прокурор, т.к. федеральные законы не могут корректироваться инстанциями иного федерального порядка; в) Областная дума должна согласовать этот вопрос с прокурором области; г) Областная дума должна получить разрешение на такое решение в Правительстве Российской Федерации; д) Федеральная служба исполнения наказания должна решить этот вопрос самостоятельно. 19. Областной думой Саратовской области по ходатайству ФСИН Российской Федерации принято решение о выделении земельного участка для постройки тюрьмы в Вольском районе, подготовлена проектно-сметная документация и выделены необходимые средства. В своём решении дума указала и на то, что представители средств массовой информации могут без уведомлений и разрешение беспрепятственно посещать места лишения свободы на территории области. Основано ли на законе такое решение? Выберите правильный ответ: а) Областная дума не вправе выделять земельные участки для нужд Федеральной службы исполнения наказаний, таким правом наделено исключительно Правительство Российской Федерации; б) решение думы правомерно по всем пунктам; в) решение неправомерно в силу того обстоятельства, что помещение исправительных учреждений регламентировано уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации; г) Областная дума обязана решить вопрос о полномочиях средств массовой информации в части помещения исправительных учреждений в порядке своего права на законодательную инициативу; д) Областная дума не наделяется правом выделения средств на проектно-сметную документацию, средства выделяются из федерального бюджета. е) Областная дума вправе консолидировано выделять средства для постройки исправительного учреждения, но не наделена правом вмешательства в процесс исполнения уголовных наказаний. 20. Своим решением городская дума г. Вольска разрешила содержать детей в женской исправительной колонии общего режима вместе с матерями, отбывающими уголовное наказание в виде лишения свободы до достижения детьми 5-летнего возраста. Одновременно принято решение и о свободном посещении осуждённых женщин и детей мужьями в любое время. Своё решение дума мотивировала стремлением сохранить семьи осуждённых женщин и обеспечить постоянные контакты с детьми их отцов. Правомерно ли такое решение? Выберите правильный ответ: а) такое решение правомерно в силу того, что оно гуманно в отношении к детям, находящимся в исправительных учреждениях с матерями; б) решение неправомерно т.к. этот вопрос необходимо согласовать с прокурором города; в) решение противоречит закону, и дети не могут находиться в условиях исправительного учреждения свыше возраста 3-х лет; г) решение противоречит закону т.к. дети вообще не могут находиться в исправительном учреждении и должны передаваться родственникам, либо под опеку органов опеки и попечительства независимо от согласия их родителей. д) дети могут быть в исправительных учреждениях и для мужчин с отцами, если осуждённые выражают такое желание и иные родственники против этого не возражают.
Тема 3. Исполнение уголовного наказания. Понятие и средства правового регулирования
Лекция – 4 часа Групповые занятия – 2 часа
План
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|