Классификация технологий обучения
Стр 1 из 23Следующая ⇒ Технологии и методы обучения в современной высшей школе
ТЕМА 1: Категория «технология обучения». Технология и методика обучения. Содержание и структура образовательной технологии. Основные этапы развития технологий обучения. Критерии эффективности технологий обучения
ТЕКСТ 1 В теории и практике средней и высшей школы существуют противоречия, которые обуславливают необходимость поиска новых технологий обучения: - между общественной формой осуществления профессиональной или учебной деятельности, коллективным характером труда и общения ее субъектов и индивидуальной технологии овладения этой деятельностью; - между необходимостью осуществления деятельности на уровне активности и творчества и функционированием репродуктивного мышления, памяти, индуктивной логики процесса усвоения знаний во время учебы; - между направленностью содержания учебной деятельности на изучение прошлого социального опыта и ориентацией субъекта обучения на результативность будущей профессиональной деятельности; ·между функцией отображения педагогической реальности в системе психолого-педагогических понятий и категорий и необходимостью реализации конструктивно-аналитической функции в процессе изучения учебных дисциплин. История. Впервые термин «технология» применительно к процессу воспитания предложил А Макаренко. В педагогической литературе термин «технология» используется в следующих значениях: 1) как синоним понятий»методика» или»форма организации обучения» (технология общения, технология взаимодействия, технологии ия организации индивидуальной деятельности), 2) как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (традиционная технология обучения, технология Л Занкова и др.), 3) как совокупность и последовательность методов и процессов, направленных на получение запланированного результата. Лишь третье значение сохраняет основной смысл технологии, суть которой заключается в предварительном определении диагностической цели и средств ее реализации.
Определение Технология обучения - упорядоченная совокупность и последовательность методов и процессов, обеспечивающих реализацию проекта дидактического процесса и достижения диагностированного результата.
Основными характеристиками (критериями) технологий обучения являются: - системность (взаимосвязь и гармонизация целей, содержания и дидактического процесса); - научность (соответствие современным достижениям педагогической науки, научным критериям, наличие психолого-педагогической основы, целостной теории или отдельных научных положений); - концептуальность (опора на конкретную научную концепцию или систему представлений); - воспроизводимость (алгоритмизация конкретных действий, определенность этапов, шагов, операций, обеспечивающих реализацию целей и легкое воспроизведение технологии любым субъектом образовательного процесса); - диагностичность (наличие диагностических целей и соответствующих результатов при оптимальных затрат на их достижение); - эффективность (установления соответствия диагностически заданной цели полученным результатам); - мотивированность (построение познания как системы познавательных задач и проблемных ситуаций, направленных на формирование внутренних мотивов учения и самостоятельности учащихся); - алгоритмичность (четкая последовательность и порядок выполнения действий на основе внутренней логики дидактического процесса, однозначность выполнения предусмотренных процедур и операций);
- информационность (наличие способов и средств сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте); - оптимальность (оптимизация дидактического процесса, его экономичность, достижения запланированных результатов в кратчайшие сроки); - закономерность (установление соответствия знаний о способах и средствах организации технологии обучения законам и закономерностям функционирования дидактического процесса) Технологии обучения имеют определенную структуру, состоящую из следующих основных компонентов: 1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (тестирование). 2. Организация деятельности учащихся для усвоения и закрепления учебного материала (основными являются традиционная методика, методики Л. Занкова и Д. Эльконина — В. Давыдова). 3. Контроль качества усвоения материала. 4. Выбор приемов и методов дополнительной работы с группой или отдельными учениками в том случае, когда они не усвоили учебного материала. 5. Диагностика причин отставания в учебе (использование тестов, диагностических программ, задач) в том случае, когда большинство учеников класса не усвоила учебного материала. 6. Выбор методики, которая обеспечивает преодоления пробелов в знаниях и в опыте.
Ссылки: ·http://banauka.ru/497.html ·http://uchebnikionline.com/pedagogika/osnovi_didaktiki_-_chayka_vm/tehnologiyi_navchannya.htm
ТЕКСТ 2
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Поскольку технология обучения определяется определенным набором содержательных и процессуальных характеристик, информатизация образования обусловила расширение и сдвиг понятия в сторону проектирования и системного анализа процесса обучения.
Наиболее емко смысл термина «технология обучения» передает следующее определение: технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Итак, в технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей: • выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;
Ссылки: ·http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_vyshey_shkoly/bulanova_toporkova57.html ·http://www.p-lib.ru/
ТЕКСТ 3 Классификация технологий обучения На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделены две градации - традиционная и инновационная - технологии обучения. А. Я. Савельев (НИИ высшего образования) предлагает следующую классификацию образовательных технологий: • по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и т.д.); • по целям обучения; • по предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т.д.); • по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т.д.); • по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные); • по методической задаче (технология одного предмета, средства, метода). В данном контексте, говоря о технологии обучения, авторы подразумевают технологию обучения студентов инженерного вуза, приводя в таблицах широкий спектр методов и средств обучения. Что касается разработки содержания дисциплины, выбора форм организации учебного процесса и форм контроля, то нагляднее всего эти стадии (шаги) педагогического проектирования продемонстрировать на примере модульного обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|