Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация технологий обучения




Технологии и методы обучения в современной высшей школе

 

ТЕМА 1: Категория «технология обучения». Технология и методика обучения. Содержание и структура образовательной технологии.

Основные этапы развития технологий обучения. Критерии эффективности технологий обучения

 

ТЕКСТ 1

В теории и практике средней и высшей школы существуют противоречия, которые обуславливают необходимость поиска новых технологий обучения:

- между общественной формой осуществления профессиональной или учебной деятельности, коллективным характером труда и общения ее субъектов и индивидуальной технологии овладения этой деятельностью;

- между необходимостью осуществления деятельности на уровне активности и творчества и функционированием репродуктивного мышления, памяти, индуктивной логики процесса усвоения знаний во время учебы;

- между направленностью содержания учебной деятельности на изучение прошлого социального опыта и ориентацией субъекта обучения на результативность будущей профессиональной деятельности;

·между функцией отображения педагогической реальности в системе психолого-педагогических понятий и категорий и необходимостью реализации конструктивно-аналитической функции в процессе изучения учебных дисциплин.

История. Впервые термин «технология» применительно к процессу воспитания предложил А Макаренко.

В педагогической литературе термин «технология» используется в следующих значениях: 1) как синоним понятий»методика» или»форма организации обучения» (технология общения, технология взаимодействия, технологии ия организации индивидуальной деятельности), 2) как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (традиционная технология обучения, технология Л Занкова и др.), 3) как совокупность и последовательность методов и процессов, направленных на получение запланированного результата. Лишь третье значение сохраняет основной смысл технологии, суть которой заключается в предварительном определении диагностической цели и средств ее реализации.

 

Определение

Технология обучения - упорядоченная совокупность и последовательность методов и процессов, обеспечивающих реализацию проекта дидактического процесса и достижения диагностированного результата.

 

Основными характеристиками (критериями) технологий обучения являются:

- системность (взаимосвязь и гармонизация целей, содержания и дидактического процесса);

- научность (соответствие современным достижениям педагогической науки, научным критериям, наличие психолого-педагогической основы, целостной теории или отдельных научных положений);

- концептуальность (опора на конкретную научную концепцию или систему представлений);

- воспроизводимость (алгоритмизация конкретных действий, определенность этапов, шагов, операций, обеспечивающих реализацию целей и легкое воспроизведение технологии любым субъектом образовательного процесса);

- диагностичность (наличие диагностических целей и соответствующих результатов при оптимальных затрат на их достижение);

- эффективность (установления соответствия диагностически заданной цели полученным результатам);

- мотивированность (построение познания как системы познавательных задач и проблемных ситуаций, направленных на формирование внутренних мотивов учения и самостоятельности учащихся);

- алгоритмичность (четкая последовательность и порядок выполнения действий на основе внутренней логики дидактического процесса, однозначность выполнения предусмотренных процедур и операций);

- информационность (наличие способов и средств сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте);

- оптимальность (оптимизация дидактического процесса, его экономичность, достижения запланированных результатов в кратчайшие сроки);

- закономерность (установление соответствия знаний о способах и средствах организации технологии обучения законам и закономерностям функционирования дидактического процесса)

Технологии обучения имеют определенную структуру, состоящую из следующих основных компонентов:

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (тестирование).

2. Организация деятельности учащихся для усвоения и закрепления учебного материала (основными являются традиционная методика, методики Л. Занкова и Д. Эльконина — В. Давыдова).

3. Контроль качества усвоения материала.

4. Выбор приемов и методов дополнительной работы с группой или отдельными учениками в том случае, когда они не усвоили учебного материала.

5. Диагностика причин отставания в учебе (использование тестов, диагностических программ, задач) в том случае, когда большинство учеников класса не усвоила учебного материала.

6. Выбор методики, которая обеспечивает преодоления пробелов в знаниях и в опыте.

 

Ссылки:

·http://banauka.ru/497.html

·http://uchebnikionline.com/pedagogika/osnovi_didaktiki_-_chayka_vm/tehnologiyi_navchannya.htm

 

ТЕКСТ 2


В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Поскольку технология обучения определяется определенным набором содержательных и процессуальных характеристик, информатизация образования обусловила расширение и сдвиг понятия в сторону проектирования и системного анализа процесса обучения.

Наиболее емко смысл термина «технология обучения» передает следующее определение: технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Итак, в технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования.

Последовательность его шагов будет следующей:

• выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;
• выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины;
• выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;
• разработка технологии обучения.

 

Ссылки:

·http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_vyshey_shkoly/bulanova_toporkova57.html

·http://www.p-lib.ru/

 

ТЕКСТ 3

Классификация технологий обучения

На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделены две градации - традиционная и инновационная - технологии обучения. А. Я. Савельев (НИИ высшего образования) предлагает следующую классификацию образовательных технологий:

• по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и т.д.);

• по целям обучения;

• по предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т.д.);

• по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т.д.);

• по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);

• по методической задаче (технология одного предмета, средства, метода).

В данном контексте, говоря о технологии обучения, авторы подразумевают технологию обучения студентов инженерного вуза, приводя в таблицах широкий спектр методов и средств обучения. Что касается разработки содержания дисциплины, выбора форм организации учебного процесса и форм контроля, то нагляднее всего эти стадии (шаги) педагогического проектирования продемонстрировать на примере модульного обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...