Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обучения и педагогическая технология




 

Педагогические технологии имеют несколько «двойников», с которыми их путают. Одним из таких «двойников» является методика обучения.

Обучение педагогов в нашей стране на протяжении десятилетий включает такие предметы, как «Психология», «Педагогика» и «Методика обучения». В основе этих дисциплин лежит единый объект – процесс обучения.

Следует заметить, что в педагогическом образовании США предметы типа «Методика» в нашем понимании отсутствуют вовсе, а присутствуют курсы типа “Методы построения содержания образования» или «Методы исследования собственной практики». Что же такое «Методика»? Почему российские студенты ее изучают, а будущие учителя в США обходятся без нее?

Методика учебного предмета – теория обучения определенному учебному предмету. Объектом методики учебного предмета является процесс обучения той или иной учебной дисциплине, предметом – связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету. Изучая разные формы этого взаимодействия, методика разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Они находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету, реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения.

Реформы системы образования в конце 80-х гг. ХХ в. поставили перед методикой новые проблемы: изменение ее “рецептурного”, описательного характера, повышение роли эксперимента, выявление путей формирования самостоятельности и творческой активности учащихся в учебной деятельности, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Важное значение для развития методики учебных предметов имеет изучение педагогического опыта, в котором могут содержаться ответы на актуальные практические задачи, еще не решенные средствами науки. Одна из функций обобщения педагогического опыта – проверка методических концепций и разработанных на их основе учебных материалов – программ, учебного оборудования, методических рекомендаций.

Понятие “педагогические технологии” пробивалось в педа­гогическую науку несколько десятилетий. С внедрением тех­ники в учебный процесс на Западе заговорили о технологии обучения, связывая ее поначалу именно с техническими средствами обучения (ТСО). В России рас­ширили понятие “технология обучения” до термина “педаго­гические технологии”, понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.

В чем раз­ница между дидактикой (она занимается содержанием, спо­собами и средствами образования, деятельностью педагога и обучаемого) и педагогическими технологиями? Коротко мож­но сказать так: дидактика – это теория образования в целом, а педагогическая технология – это конкретное научно обосно­ванное, специальным образом организованное обучение для дос­тижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, вос­питания и развития обучаемого. При разработке технологии обучения прогнозируется совершенно конкретная деятельность преподавателя и обучаемого с использованием ТСО или без них.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматрива­ется как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом техни­ческих и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения – это совокуп­ность методов и средств обработки, представления, измене­ния и предъявления учебной информации, а с другой – на­ука о способах воздействия преподавателя на учащихся в про­цессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Термин “образовательные технологии” – более емкий, чем “технологии обучения”, ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Поскольку технология обучения зависит от определенно­го набора содержательных и процессуальных характеристик, информатизация образования обусловила расширение и сдвиг понятия в сторону проектирования и системного анализа про­цесса обучения.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представ­ляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечива­ющую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Педагогическая технология – научное проектирование и воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическую технологию можно рассматривать как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Важнейшим признаком педагогической технологии является ее воспроизводимость на уровне педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого) и педагогического результата. Это означает, что та или иная технологическая стратегия может быть одинаково эффективно использована в разных аудиториях и разными учителями.

Преимущества технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, обучение с использованием технологии имеет серьезные преимущества.

Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. Консервативные педагоги не считают проблему целей ведущей, степень их достижения определяется не точно, “на глазок”. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Во-вторых, технология, в которой цель определена точно, позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды егодеятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым учителем по-разному, следовательно, по-разному организуется и урок, деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся, как показал опыт программирован­ного обучения, ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

В настоящее время осознается необходимость смены обра­зовательной парадигмы: “Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую тео­рию отказаться от абсолютного образовательного идеала (все­сторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу – мак­симальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию”.

Главное в инновационном обучении – это развитие спо­собностей на основе образования и самообразования. Инновационное образование включает в себя личностный подход, фундаментальность, творчес­кое начало, сущностный и акмеологический подходы, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитар­ной), использование новейших информационных технологий.

Концептуальной основой инновационной педагогики является утверждение, что человек – это саморазвивающаяся система, ибо все, что человек приобретает извне, он пропускает через свое сознание и свою душу. Необходимость перехода на качественно новый уровень организации педагогического процесса определяется и тем, что в настоящее время 70-80% всей информации школьник получает не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и наблюдений за окружающей жизнью (в том числе из средств массовой информации).

Цель педагогической технологии. Крупным недостатком современной школы является “размытость” целей. В качестве глобальной цели чаще всего выдвигают идеал (всесторонне и гармонично развитую личность), который в силу своей сути прекрасен и притягателен, но нечеток и до конца необъясним. Сопоставление цели обучения с содержанием многих программ по определенным предметам показывает, что цель остается лишь декларацией и авторы не обращаются к ней при отборе учебного материала.

Таким образом, технологизация процесса обучения требует:

1) переформулировать идеал (глобальную цель) в диагностичную цель;

2) разбить способы достижения новой диагностичной глобальной цели на этапы и определить диагностичные цели для каждого из этапов (отрезков) обучения.

Как надо поставить цель, чтобы она стала диагностичной? Наука утверждает, что цель обучения считается диагностичной, если соблюдаются следующие условия:

1) дается настолько точное и определенное описание формируемого качества, свойства, умения, опыта, что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других;

2) имеется диагностический инструмент, позволяющий объективно и однозначно: а) выявить данное качество, свойство, умение, опыт, б) замерить уровень его развития или сформированности, в) оценить этот уровень и сравнить его.

Выбирая цель обучения, необходимо ориентироваться на реальности нашего дня. Школа готовит человека к предстоящей взрослой жизни, к труду. Поэтому в качестве диагностичной цели общего образования должна выступать подготовка к профессиональному обучению.

Область применения понятия «технология» в педагогике. Сегодня понятие “технология” употребляется в педагогике по крайней мере в трех смыслах.

1. Как синоним понятий “методика” или “форма организации обучения” (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.).

2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В.Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.).

З. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Использование понятия “технология” в первом смысле не дает педагогике ничего нового, не конкретизирует процесс обучения. Просто происходит замена одного понятия другим. Если ранее говорили “методика (или система) В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина”, то теперь, для того чтобы блеснуть своей эрудицией, говорят “технология В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина”. От перемены слов суть предмета (системы В.В.Давыдова – Д. Б. Эльконина) не изменилась.

Во втором случае, когда под технологией подразумевается совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм, речь идет о новом понятии со своим смыслом. Однако в этом случае понятие “технология” теряет первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Вывод можно сделать однозначный: замена хорошо известных и отработанных понятий на более общие и неконкретные - определенный шаг назад, отступление от научных позиций. Поэтому использование термина “технология” наиболее оправданно в третьей трактовке.

Структура технологии обучения. Основные компоненты, входящие в структуру технологии обучения, показаны на рис.1.

Рис.1. Обучение, построенное как технологический процесс

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (не путать с уровнем общего развития учащихся) обучаемыми в классах (группах) с одинаковыми уже имеющимися знаниями и опытом.

2. Организация деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала. Эта часть является наиболее разработанной в педагогике. Она включает разнообразные методики преподавания. Так, сегодня в начальной школе чаше всего используются три методики: “традиционная”, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

3. Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительно больше внимания процессу контроля. Выделение контроля в самостоятельный компонент позволяет более основательно разработать блок контроля: возможные уровни усвоения материала учащимися, необходимые на каждом уровне приемы, методы дальнейшей работы, а также все возможные последующие действия учителя. Если новый материал усвоен классом удовлетворительно и лишь отдельные учащиеся испытывают трудности в его освоении, это означает, что учителю можно переходить к закреплению материала с учащимисявсего класса, но в ходе закрепления организовать индивидуальную или групповую работу с отстающими учащимися по его пониманию и освоению.

Если учебный материал не усвоило большинство учащихся класса, то необходимо не просто организовывать закрепление уже пройденного материала, а выяснить причину такого непонимания. Чаще всего причиной (если в действиях учителя не было серьезной методической ошибки) являются пробелы в знаниях по темам, на которых базируется новый материал. Опытные учителя могут понять причину интуитивно, однако для надежного и быстрого определения таких причин следует применять диагностические средства. Таким образом, появляются два следующих компонента технологии.

4. Выбор приемов и методов дополнительной работы с группой или отдельными учащимися. Разработанные методики чаще всего перечисляют или описывают методы работы с группой и отдельными учащимися наряду с другими. Отдельного описания таких методов на сегодняшний день не имеется. Для удобства работы учителя эти методы желательно выделить в отдельную группу, классифицировать и подробнейшим образом описать со всеми нюансами и возможными продолжениями.

5. Диагностика причин отставания учащихся. Этот компонент технологии на сегодняшний день для всех учебных дисциплин также не разработан, поэтому для широкого использования еще не готов. Созданы только тесты для отдельных классов по таким дисциплинам, как иностранный язык, литература, физика, химия. Тест – форма диагностики и контроля результатов обучения. Диагностические средства включают в себя набор заданий, по результатам выполнения (или невыполнения) которых однозначно делается вывод об имеющихся пробелах в знаниях учащихся. Определение причины отставания, естественно, предполагает дальнейшую работу по их ликвидации и, следовательно, убеждает в необходимости следующего компонента.

6. Выбор методики, снимающей пробелы в знаниях и опыте у учащихся всего класса. Эта группа близка к методикам организации деятельности учащихся всего класса, однако имеет специфику, в силу которой вариантов объяснений при работе с пробелами может быть значительно больше. Ведь если в результате диагностики причин учитель выявил ряд тем, которые изучались ранее (к примеру, год назад) и не были усвоены учащимися класса, то теперь, после прохождения множества новых тем, повторное объяснение материала годичной давности можно строить с учетом других, изученных позднее тем. Главное, чтобы объяснение строилось на темах, хорошо усвоенных учащимися.

Итак, технология, кроме методики организации деятельности учащихся, особое внимание уделяет вопросам контроля качества усвоения и диагностики причин отставания учащихся. Разработка и создание технологии требуют особенно тщательной и объемной проработки именно этого блока – блока контроля качества и создания системы обратной связи. Эти два вопроса становятся ключевыми при организации обучения, ориентированного на качество усвоения материала. По-видимому, в ближайшие годы задача повышения качества обучения будет играть доминирующую роль в педагогической практике, а это означает, что перевод используемых сегодня методик на технологические рельсы является одной из важнейших задач педагогики и психологии.

 

Ссылки:

·http://sci.house/psihologiya-pedagogika/klassifikatsiya-tehnologiy-HYPERLINK "http://sci.house/psihologiya-pedagogika/klassifikatsiya-tehnologiy-obucheniya-vyisshey-50823.html"obucheniya-vyisshey-50823.html

·http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o350_page_31.html

·http://libsib.ru/pedagogika/protsess-obucheniya/metodika-obucheniya-i-pedagogicheskaya-technologiya

 

ТЕКСТ 4

 

Е. Бершадский (г. Москва) [email protected]

Еще раз к вопросу об определении образовательной технологии (выдержки из статьи)

Существует значительное расхождение взглядов по поводу необходимых и достаточных критериев технологичности образовательных процессов. Анализ литературы показал, что даже в тех относительно редких случаях, когда исследователи формулируют критерии технологичности образовательного процесса, под критериями понимается весьма широкий спектр признаков, многие из которых являются частными, вступают в противоречие друг с другом и не позволяют однозначно выделить объект, являющийся образовательной технологией. Отсутствие критериев позволяет относить к технологиям любой способ реализации учебного процесса, что порождает у практиков скептицизм от множества неоправдавшихся ожиданий, подрывает веру в возможность создания образовательных технологий и дискредитирует технологический подход в образовании.

При определении понятия образовательной технологии необходимо учесть, что существуют два его смысла – широкий (наука, область знаний, изучающая способы технологизации процессов в образовании) и узкий (технологии, применяемые в образовании). Они настолько расходятся в своих значениях, что

их нельзя называть одним термином, т. к. это провоцирует ложное понимание. Поэтому необходимо развести эти понятия и использовать два разных термина. Понятие «образовательная технология» следует ассоциировать только с технологией как наукой или областью знаний, исследующих возможности и сп

особы технологизации всех процессов в образовании. Для обозначения частных технологий необходимо использовать родовое понятие «технология», дополненное указанием конкретной обла-

сти, в которой она применяется: технология управления образовательным учреждением, технология учебного процесса, технология формирования научных понятий, технология финансирования региональной системы образования и т. д.

 

Определение технологии (в широком смысле) в системе образования можно сформулировать следующим образом: образовательная технология есть область

знания, предметом которой является изучение объектов, явлений и процессов в системе образования с целью разработки и реализации потенциально воспроизводимых и переносимых способов достижения гарантированных в вероятностном смысле точно описанных результатов, наличие которых можно установить с помощью объективных средств и процедур контроля. Для организации технологического процесса в образовании должны выполняться следующие условия:

·любой компонент процесса (ресурсы, операции, результаты) описан настолько детально и точно, чтобы исполнители, облада-ющие необходимой квалификацией, могли правильно выполнить все действия и операции по получению результата в нужном порядке; описание должно представлять собой инструкцию, которую применительно к технологическим процессам в образовании определим следующим образом: инструкция -эксплицированный (не содержащий интуитивно понимаемых терминов), отчужденный от автора, формализованный и представленный в знаково-символической форме текст, содержащий достаточную информа-цию для однозначного выполнения действия исполнителем. Связь между описанием и действием должна образовывать продукционное правило «если …, то …», а между исходным состоянием и результатами – продукционную систему;

·исполнитель располагает необходимыми ресурсами;

·имеется объект, отвечающий условиям применения техно-логии;

·система управления обеспечивает взаимодействие между компонентами процесса в соответствии с имеющимся описанием. Понятие технологии (в узком смысле) можно определить следующим образом: технология <название области в образовании> есть потенциально воспроизводимый и переносимый способ достижения гарантированных в вероятностном смысле точно опи-санных результатов, наличие которых можно установить с помощью объективных средств и процедур контроля.

Предметное поле образовательной технологии образовано широким кругом вопросов, которые необходимо решить на пути превращения образования в высоко технологичную область человеческой деятельности.

 

Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, (г. Ярославль) [email protected]

Классификация педагогических технологий (выдержки из статьи)

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика индивидуально-ориентированных и личностно-ориентированных технологий

 

Признаки Индивидуально-ориентированная технология Личностно-ориентированная технология
Базовое понятие Индивидуальность (от лат. individuum – «неделимое, особь»), в «Психологическом сло- варе» определяется со- вокупностью характер- ных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от дру- гого. Согласно «Большому эн-циклопедическому слова- рю» личность опреде- ляется устойчивой систе- мой социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, приобретаемых человеком в социокультурной среде в процессе совместной дея-тельности и общения.
Основная функция педагога Педагогическая поддержка – помощь ребен-ку в решении его инди-видуальных проблем, связанных с особенно-стями его психологиче-ского и физиологическо-го развития, выявление и развитие его индивидуальных особенностей и задатков. Педагогическое сопровождение – поддержка стремлений ребенка к самопроявлению и самореализации в системе социальных отношений.
Комплексный результат Развитие индивидуальности Развитие личности
Примеры технологий Технология полного усвоения знаний, адаптивная технология, технология программированного обучения, технология решения проблемы Технология «Дебаты», технология «Педагогические мастерские», технология коллективной творческой деятельности

 

Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, (г. Ярославль) [email protected]

Связь понятия «педагогическая технология» с другими категориями (выдержки из статьи)

Достаточно сложно соотнести понятия технология и методика. Понимание термина «методика» двояко: с одной стороны, это методика преподавания какого-либо предмета, например, методика преподавания математики, т. е. способы изложения материала конкретного учебного предмета; с другой – это методика формирования чего-либо, например, понятий, навыков и т. д. Во втором случае методику некоторые авторы рассматривают как синоним технологии. Это та же упорядоченная совокупность действий, ведущая к намеченному результату. Если обратиться к отличительным чертам педагогических технологий (целенаправленность, законосообразность, воспроизводимость, гарантированность результата), то можно сделать вывод о том, что, по сравнению с методикой, в них более жесткая связь с целями педагогического процесса и сами цели формулируются более диагностично. Еще одно отличие технологии и методики состоит в том, что педагогические технологии зачастую не связаны с содержанием образования. Педагогическая технология может привести к запланированному результату на любом учебном материале. Если методика определяет, чему учить, зачем учить и как учить, то технология обучения определяет, как учить результативно.

В педагогической литературе существуют разные подходы к рассмотрению соотношения понятий «технология» и «методика». В зависимости от того, как рассматривать сущность понятия «технология» (в более широком или узком смысле) можно выделить три основных подхода к определению взаимосвязи этих понятий. На наш взгляд, наиболее четко сформулировала их Е. В. Титова [1].

1. «Технология» и «методика» – понятия идентичные. По нашему мнению, данный вариант сочетания возможен в том случае, если рассматривать технологию как систему способов, позволяющую решать определенные учебные и воспитательные задачи и реализовывать содержание обучения и воспитания. Приверженцы данной точки зрения также считают, термин «технология» появился в связи с внедрением в педагогическую практику технологического подхода к обучению и воспитанию и заменил ставший привычным для педагогов термин «методика».

2. «Технология» – более широкое понятие, чем «методика». Такой взгляд возможен, если иметь в виду, что технология тиражируема, одна и та же технология может быть использована при изучении различных дисциплин, где всегда идет речь о конкретной методике преподавания предмета. Получается, что разные методики в своей основе будут иметь одну и ту же технологию, реализуя ее в рамках специфического для конкретного учебного предмета содержания обучения.

3. «Технология» – более узкое понятие, чем «методика». Данная точка зрения имеет право на существование, если рассматривать технологию в первую очередь как алгоритм взаимодействия учителя и ученика, реализация которого в образовательном процессе приводит к гарантированно высоким результатам обучения и воспитания. Е. В. Титова в книге «Если знать, как дей-ствовать» приводит наглядный пример, иллюстрирующий данную точку зрения. По ее мнению, методика представляет собой систему и включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: стратегию, тактику, технику и логику. Именно третий и четвертый компоненты составляют технологию как алгоритм действий, осуществление которых позволяет обеспечить реализацию второго и первого компонентов, т. е. намеченной стратегии и такти-ки. Таким образом, технология выступает как «составная часть методики, ее воспроизводимое ядро».

Технология, метод, форма

Существует ряд определений, которые сводятся к тому, что к технологиям относят совокупность методов, приемов, средств, форм. Действительно, ряд методов, форм можно представить технологично. Однако есть принципиальное отличие технологии от форм и методов. Метод в педагогической литературе трактуется как способ, основной путь достижения цели обучения и воспитания. Наряду с общей трактовкой метод рассматривается как способ взаимодействия учителя и ученика (воспитателя и воспитанника), в рамках которого решаются задачи обучения (воспитания); некоторые авторы еще больше конкретизируют данное понятие и определяют метод как совокупность (систему) приемов (кон-кретных действий), реализация которых позволяет педагогу ре-шать образовательные и воспитательные задачи. Форма (от лат. forma – внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель) в педагогической теории и практике определяется как внешнее выражение содержания обучения и воспитания, совокупность методов и приемов, определяющих последовательность действий педагога в процессе реализации образовательных и воспитательных задач. В определениях понятий «метод» и «форма» отсутствует важнейший признак, характерный для технологии, – алгоритмичность, то есть четкая последовательность действий педагога и детей. Кроме того, каждая форма неповторима, а технология тиражируема. В то же время очевидна взаимосвязь рассматриваемых понятий, которую можно представить в нескольких аспектах.

1. Технология реализуется с помощью различных форм и методов. Например, технология целеполагания и планирования предполагает проведение собрания по коллективному целеполаганию и планированию, которое является формой воспитательной работы. В рамках собрания могут быть реализованы методы примера или создания воспитывающих ситуаций, приемы «мозговой штурм», «защита проектов». Технология проектной деятельности, используемая на уроках, в качестве одного из начальных этапов предусматривает проведение учебного занятия в определенной форме – «Запуск проекта», на котором используются методы «беседа», «упражнение», приемы «заключение договора», «создание проблемной ситуации». Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» на одном из этапов предлагает использование формы «дискуссия», технология «Педагогические мастерские» – реализацию метода «этический рассказ». Таких примеров сочетания в рамках одной технологии различных форм и методов можно привести много. По сути, в рамках технологии методы и формы могут рассматриваться как эффективные способы реализации одного или нескольких этапов алгоритма совместной деятельности учителя и ученика (воспитателя и воспитанника).

2. Форма реализуется с использованием различных техноло-гий. Например, урок может быть построен на основе поисковоисследовательской технологии или предполагать сочетание технологий проблемного обучения и учебной дискуссии. При подготовке классного часа педагог может выбрать в качестве базовой технологию «Педагогические мастерские», используя сочетание игровых и дискуссионных технологий на разных этапах реализации данной формы.

3. Метод или форму можно представить технологично. Например, всем известна технология организации учебной дискуссии, технология проведения этической беседы, организации экскурсии и т. д. Проведение любого классного собрания включает ряд последовательных действий, если педагог стремится к тому, чтобы выработать коллективное решение, которое должно быть присвоено всеми участниками собрания. Технология использования метода необходима для того, чтобы педагог имел четкое представление об алгоритме, который должен помочь ему максимально эффективно организовать процесс взаимодействия с учеником (воспитанником) с учетом индивидуальных и личностных особенностей последнего и специфики педагогической ситуации. Таким образом, технология в педагогической практике в раз-ных аспектах взаимодействует с формами и методами. Она может рассматриваться в качестве педагогического средства, объединяющего определенные формы и методы, так и составлять основу реализации конкретной формы или метода обучения и воспитания. При этом педагогическая технология может включать известные методы, но предполагает определенную, точно заданную их инструментовку, то есть могут использоваться традиционные методы и формы, но определенным образом выстроенные и технологично реализуемые.

 

Ссылки:

· https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fyspu.org%2FimagesHYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/?url=http://yspu.org/images/4/48/Sbornik-pedtech-2013.pdf&name=Sbornik-pedtech-2013.pdf&page=35&lang=ru&c=568d0f8678a5"%2F4%2F48%2FSbornik-pedtech-2013.pdfHYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/?url=http://yspu.org/images/4/48/Sbornik-pedtech-2013.pdf&name=Sbornik-pedtech-2013.pdf&page=35&lang=ru&c=568d0f8678a5"&HYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/?url=http://yspu.org/images/4/48/Sbornik-pedtech-2013.pdf&name=Sbornik-pedtech-2013.pdf&page=35&lang=ru&c=568d0f8678a5"name=Sbornik-pedtech-2013.pdfHYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/?url=http://yspu.org/images/4/48/Sbornik-pedtech-2013.pdf&name=Sbornik-pedtech-2013.pdf&page=35&lang=ru&c=568d0f8678a5"&HYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/?url=http://yspu.org/images/4/48/Sbornik-pedtech-2013.pdf&name=Sbornik-pedtech-2013.pdf&page=35&lang=ru&c=568d0f8678a5"page=35HYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/?url=http://yspu.org/images/4/48/Sbornik-pedtech-2013.pdf&name=Sbornik-pedtech-2013.pdf&page=35&lang=ru&c=568d0f8678a5"&HYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/?url=http://yspu.org/images/4/48/Sbornik-pedtech-2013.pdf&name=Sbornik-pedtech-2013.pdf&page=35&lang=ru&c=568d0f8678a5"lang=ruHYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/?url=http://yspu.org/images/4/48/Sbornik-pedtech-2013.pdf&name=Sbornik-pedtech-2013.pdf&page=35&lang=ru&c=568d0f8678a5"&HYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/?url=http://yspu.org/images/4/48/Sbornik-pedtech-2013.pdf&name=Sbornik-pedtech-2013.pdf&page=35&lang=ru&c=568d0f8678a5"c=568d0f8678a5

 

Литература по теме:

·Митина Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Н. А. Митина, Т. Т. Нуржанова // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 345-349.

·Научный журнал «Молодой ученый» http://www.moluch.ru/archive/48/6062/

·Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

·Педагогические технологии в условиях модернизации образования: материалы первой Всероссийской заочной научно-практической интернет-конференции (август–ноябрь 2013 г.) [Текст] / под ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой, В. В. Юдина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. – 190 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...