Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IV. Средства правового регулирования отношений, 8 страница




В частности, речь идет о плане мероприятий по продаже предприятия в период проведения внешнего управления.

К числу таких мероприятий, на наш взгляд, могут быть отнесены:

- разработка плана внешнего управления, включающего, во-первых, указание на продажу предприятия как избранную меру восстановления платежеспособности должника, во-вторых, делегирование комитету кредиторов права установления начальной цены продажи, одобрения условий конкурса по продаже в случае поступления соответствующего ходатайства от органов исполнительной власти субъекта РФ или муниципального органа власти, определения формы торгов и круга участников;

- утверждение плана внешнего управления;

- проведение инвентаризации имущества;

- сбор информации о земельных участках, принадлежащих организации-должнику, об имуществе, относящемся к ограниченно оборотоспособному, и т. д.;

- получение паспортов объектов недвижимости в БТИ;

- регистрация права собственности на принадлежащее должнику имущество;

- заключение договора с независимым аудитором и подготовка им заключения о составе и стоимости предприятия;

- составление перечня обязательств, входящих в состав предприятия;

- принятие комитетом кредиторов решения о форме проведения торгов и круге участников;

- принятие комитетом кредиторов решения об установлении начальной цены продажи предприятия;

- принятие комитетом кредиторов решения об одобрении крупной сделки (продажи предприятия должника);

- принятие комитетом кредиторов решения об одобрении условий конкурса в случае поступления ходатайства о проведении конкурса от органов власти субъекта РФ или муниципального образования;

- подготовка положения о проведении торгов;

- утверждение положения о проведении торгов комитетом кредиторов;

- публикация извещения о проведении торгов;

- направление кредиторам по текущим обязательствам уведомления о продаже предприятия;

- проведение торгов по продаже предприятия;

- составление передаточного акта;

- оформление перехода права собственности;

- государственная регистрация перехода права собственности.

Примечательно, что возможность разработки и реализации плана предусмотрена не только в отношении юридических лиц - должников, но и в отношении должника-гражданина. Так, гражданин при наличии признаков банкротства, выражающихся в превышении суммы обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества, обращаясь с заявлением о признании его банкротом, вправе разработать план погашения долгов, являющийся основанием для приостановления производства по делу (ст. 204 Закона о несостоятельности 2002 г. ).

Вместе с тем следует обратить внимание, что основание приостановления производства по делу в данном случае представляет собой сложный юридический состав, элементами которого помимо направления заявления должником и прилагаемого к нему плана погашения долгов являются факт отсутствия возражений кредиторов, а также утверждение плана арбитражным судом.

К числу существенных условий, включаемых в план погашения долгов, законодатель относит:

- размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности;

- срок его осуществления;

- размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов (п. 3 ст. 204 Закона о несостоятельности 2002 г. ).

Следует обратить внимание на сложности правового опосредования отношений в области планирования < 1>. При этом соотношение права и плана остается дискуссионной проблемой в юридической науке. В годы становления социалистического хозяйства план противопоставляется праву; плану при этом отводилась основная роль в регулировании экономики < 2>. В настоящее время устоявшейся является позиция, в соответствии с которой план в процессе реализации правовых норм приобретает правовую форму, в результате чего " правовая форма охватывает все стороны процесса планирования" < 3>.

--------------------------------

< 1> См., напр.: Губин Е. П. Указ. соч. С. 220; Теоретические проблемы хозяйственного права. М., 1975. С. 167; Вольфсон Ф. И. Учебник гражданского права РСФСР. М., 1925. Ч. 1. С. 10.

< 2> См.: Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм. М., 1929. С. 85 - 89.

< 3> Быков А. Г., Кененов А. А., Козлов Ю. М. Указ. соч. С. 132.

 

Данный подход позволяет вписать в систему средств правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью, план, а также иные инструменты прогнозирования и планирования.

 

Заключение

 

Подводя итог проведенному исследованию, представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Несостоятельность (банкротство) представляет собой единство экономического содержания и правовой формы. Сам факт неисполненного долга, неспособность его исполнить в будущем, а также отсутствие оснований для восстановления платежеспособности должника придают экономическое содержание несостоятельности как явлению объективной реальности. Правовая форма несостоятельности приобретается в результате урегулирования нормой права данного явления объективной реальности.

2. Несостоятельность (банкротство) следует рассматривать в качестве юридического состава, представляющего собой совокупность юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий. Для понимания сути несостоятельности принципиальное значение имеет не простая совокупность элементов фактического состава, построенная по принципу независимого накопления элементов состава, а специальная их совокупность, предусматривающая последовательное накопление этих элементов: юридические последствия в этом случае наступают лишь в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

Для признания должника несостоятельным (банкротом), на наш взгляд, необходим юридический состав, включающий в себя:

1) наличие признаков несостоятельности (банкротства);

2) совершение определенных процессуальных действий;

3) отсутствие оснований для введения восстановительных процедур;

4) вынесение решения арбитражным судом.

3. В работе обоснована необходимость дифференциации понятий " несостоятельность" и " банкротство". Такая дифференциация, основанная на практической необходимости и закрепленная законодательно, позволит применять различные правовые последствия для лиц, являющихся несостоятельными, и лиц, признанных в установленном законом порядке банкротами. Юридический смысл и значение приведенной дифференциации будут заключаться в том, что несостоятельный должник при определенных условиях сможет расплатиться с долгами и вернуться к нормальной хозяйственной деятельности. Для должника, признанного банкротом, такой возможности уже не существует: с момента вынесения решения о признании должника банкротом фиксируется не только его фактическая несостоятельность, но и отсутствие возможности (даже потенциальной) восстановить свою платежеспособность в будущем. Поэтому с точки зрения прежде всего цели правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью, градация указанных понятий именно на таком основании является более целесообразной. Вместе с тем следует признать, что такая дифференциация потребует четкого разграничения признаков несостоятельности и признаков банкротства.

С учетом изложенного логичнее было бы и сам Закон именовать " О банкротстве" или " О финансовом оздоровлении и банкротстве", поскольку употребление в названии Закона иных терминов представляется излишним.

4. И критерий неплатежеспособности, и критерий неоплатности имеют недостатки, нивелировать которые можно только с помощью элементов механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью. Однако при этом, на наш взгляд, необходимо учитывать три обстоятельства, влияющие на степень достоверности отстаиваемых выводов. Во-первых, при выборе того или иного критерия законодатель должен принимать во внимание прежде всего особенности развития национальной экономики. Во-вторых, признавая должника банкротом, в каждом конкретном случае суд сталкивается с индивидуальными причинами банкротства, особенностями функционирования должника, поэтому в теоретическом плане оптимальный критерий банкротства может быть установлен только для каждого конкретного случая. В-третьих, рассматриваемые критерии обладают не только относительной самостоятельностью, но и дополняют друг друга, поэтому в связи с этим изначально следует признать неверным тезис об их противоположности или, более того, их противоречивости.

Автором обосновано предложение о целесообразности использования дифференцированного подхода при выборе критериев несостоятельности с учетом специфики экономического положения, правового статуса и деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Практическая значимость вопроса выработки оптимального критерия банкротства заключается в том, что в рамках каждого из критериев закрепляется соответствующая система признаков несостоятельности (банкротства). Исходя из этого, нахождение оптимального критерия несостоятельности будет означать и закрепление системы оптимальных признаков несостоятельности (банкротства).

5. Под признаками несостоятельности (банкротства) в соответствии с действующим законодательством следует понимать необходимую совокупность юридических фактов, предоставляющих суду возможность инициировать дело о несостоятельности и впоследствии при наличии определенных оснований вынести решение о признании должника банкротом. Данный вывод основывается на положении о том, что Закон о несостоятельности устанавливает единую систему признаков, выполняющих двоякую роль: с одной стороны, они являются подтверждением невозможности должника исполнять свои обязательства, а с другой - представляют собой необходимое основание для признания лица несостоятельным (банкротом).

Система признаков несостоятельности по действующему законодательству включает в себя:

- наличие денежного обязательства должника долгового характера;

- неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

- наличие задолженности гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;

- установленность требований кредитора;

- официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Отсутствие и в законодательстве, и в доктрине последовательного разграничения между основаниями возбуждения дела о несостоятельности и основаниями признания должника банкротом актуализирует необходимость разработки законодателем четких критериев дифференциации этих оснований. Отправным началом в данном случае может служить тезис о том, что если при возбуждении дела о банкротстве достаточно лишь факта наличия соответствующих признаков, то при вынесении решения о признании должника банкротом суд должен помимо этого исходить из невозможности восстановления платежеспособности должника (с формальной точки зрения это означает отсутствие оснований для введения реабилитационных процедур).

6. Исследование правовой природы и сущности правоотношений, возникающих в сфере несостоятельности (банкротства), их динамики позволило автору сформулировать следующие выводы.

Во-первых, правоотношения, возникающие при несостоятельности (банкротстве), суть отношения экономические, имущественные, связанные с тем, что один из участников имущественного оборота не в состоянии по тем или иным причинам рассчитаться по своим долгам. Именно невозможность субъекта рассчитаться по своим долгам и определяет экономическую сущность несостоятельности.

Автором сделан вывод о специфике имущественных отношений в рамках конкурсного права: эти отношения развиваются в определенных условиях: во-первых, при наличии неисполненного обязательства должником, подпадающего под признаки несостоятельности (банкротства); во-вторых, инициирования в отношении данного должника в установленном законом порядке дела о несостоятельности; в-третьих, стечения кредиторов, предъявляющих свои требования в рамках конкурсного процесса (установление запрета на предъявление требований в индивидуальном порядке); в-четвертых, установления особого порядка удовлетворения требований кредиторов.

Несмотря на различия в основаниях возникновения, эти правоотношения объединяет одно качество: все они с точки зрения экономического содержания представляют собой отношения, связанные с неспособностью расплатиться по своим долгам. В процессе реализации правовых норм эти отношения облекаются в форму обязательства.

Во-вторых, основу формирования системы рассматриваемых правоотношений составляет первоначальное регулятивное правоотношение долгового характера, существующее между кредитором и должником.

В-третьих, в условиях перехода первоначального правоотношения из регулятивного в охранительное представляется обоснованным говорить об изменении его правового состояния, включая состояние прав и обязанностей субъектов, а также состояние взаимоотношений должника и кредиторов с государством и другими лицами.

В-четвертых, преобразование уже существующих отношений между должником и кредитором, а также возникновение некоторых новых правоотношений между теми же и другими лицами позволяют говорить о формировании системы правоотношений, существующих при несостоятельности.

В-пятых, систему правоотношений, возникающих в связи с несостоятельностью должника, образуют следующие виды отношений:

а) первоначальное (долговое) обязательство, характеризующееся изменением своего правового состояния;

б) вновь возникшие в рамках конкурсного процесса правоотношения материального характера, связанные с приобретением статуса должника по смыслу Закона о банкротстве;

в) возникшие в связи с этим отношения процессуального характера, опосредующие процесс реализации материальных норм права.

В-шестых, как ранее существовавшие отношения, так и вновь возникшие правоотношения существуют параллельно, составляя в целом систему правоотношений несостоятельности (банкротства).

В-седьмых, системный подход при исследовании отношений, связанных с несостоятельностью, позволяет выделить в рамках системы первоначальные и производные правоотношения. Первоначальные правоотношения опосредуют экономические отношения по уплате долга. Производные правоотношения, возникающие в рамках банкротства, способствуют динамике и реализации первоначальных основных правоотношений, а также существующих в их рамках субъективных прав и обязанностей.

7. Объективно существуют особенности правоотношений, возникающих в сфере несостоятельности (банкротства), касающиеся:

- предмета правового регулирования;

- субъектного состава;

- оснований возникновения, изменения, прекращения;

- содержания соответствующих правоотношений;

- их структуры;

- способов и средств защиты прав и интересов субъектов конкурса. Особенности самого правоотношения, а также его структурных элементов предопределяют специфику используемых средств правового регулирования. Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования особенностей рассматриваемых правоотношений заключается в том, что способствует выработке наиболее оптимального и эффективного механизма правового регулирования.

8. Анализ особенностей возникновения исследуемых правоотношений позволяет утверждать, что для их возникновения необходима совокупность юридических фактов, включающая:

1) возникновение задолженности определенного размера по денежному обязательству или обязанности по уплате обязательных платежей;

2) истечение определенного времени с момента наступления срока исполнения обязательства;

3) вынесение (с обязательным вступлением в законную силу) решений суда, арбитражного суда, третейского суда, а также решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника;

4) обращение с заявлением должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании должника банкротом с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ;

5) вынесение решения о введении процедуры наблюдения.

Данные юридические факты неоднородны по своему характеру, однако только взятая в совокупности система юридических фактов может привести к определенным правовым последствиям.

По мнению автора, представленные юридические факты могут быть разделены на две группы:

а) фактические;

б) формальные.

Фактические юридические факты представляют собой обстоятельства, свидетельствующие о невозможности должника в течение определенного времени расплатиться по своим долгам, а также о невозможности удовлетворить требования кредиторов в общеисковом порядке.

К числу формальных юридических фактов следует отнести совершение процессуальных действий, а именно: обращение с заявлением о признании должника банкротом; вынесение арбитражным судом решения об инициировании дела о несостоятельности; вынесение решения о введении процедуры наблюдения. Именно с момента введения данной процедуры возникают новые материальные правоотношения, субъектами которых становятся не только кредиторы и должник, но также иные лица, участвующие в деле о банкротстве.

9. Содержание первоначального регулятивно-охранительного денежного обязательства образуют право требования кредитора и соответствующие ему обязанности должника.

Особенность данного правоотношения в рамках конкурса заключается в том, что кредитор не может самостоятельно совершать действия, направленные на удовлетворение его требований. Это находит свое выражение, во-первых, в закреплении особого порядка реализации прав кредиторов (как в материально-правовом, так и в процессуально-правовом плане); во-вторых, поскольку в рамках конкретной системы правоотношений может существовать несколько самостоятельных первоначальных (базовых) денежных обязательств, субъектами которых будут являться кредиторы с самостоятельными требованиями, представляется возможным говорить о системе прав требований кредиторов; в-третьих, права требования конкурсных кредиторов представляют собой определенное единство, которое находит свое выражение прежде всего в зависимости этих прав друг от друга. Данная зависимость проявляется двояко:

а) в возможности влияния на правовой статус должника и динамику всего конкурсного процесса путем принятия совместных решений, основываясь на принципе подчинения меньшинства кредиторов большинству;

б) в возможности осуществления контроля в отношении друг друга.

10. Под структурой правоотношения, возникающего в рамках банкротства, следует понимать способ взаимосвязи между элементами правоотношения, позволяющий рассматривать данное правоотношение в динамике.

Однако исключительной особенностью обозначенного отношения, возникающего в рамках банкротства, является тот факт, что на характер такой взаимосвязи оказывает влияние не только динамика самого правоотношения, но и развитие других правоотношений, образующих единую целостную систему.

Установлено, что правоотношение, связанное с несостоятельностью (первоначальное), в своей динамике проходит три стадии:

- I стадия - позитивное развитие (когда правоотношение развивается в нормальных позитивных условиях хозяйственного оборота);

- II стадия - переходная (когда у правомочного лица появляется право на защиту, включая возможность использования способов и средств, предусматриваемых конкурсным правом);

- III стадия - развитие правоотношения в рамках действия специального (конкурсного) законодательства.

Одним из показателей динамики правового отношения является изменение правового состояния самого правоотношения, а также правового состояния его субъектов.

11. Под правовым состоянием субъектов отношений несостоятельности следует понимать положение их правовой связанности и взаимообусловленности в рамках правоотношения, влияющее на его динамику. Правовая связанность субъектов в рамках правоотношений несостоятельности обладает определенной спецификой: находясь в рамках специального правового регулирования, субъекты оказывают взаимное влияние друг на друга, что не может не отразиться на состоянии их прав и обязанностей.

12. Разработаны теоретические основы классификации отношений, возникающих в сфере несостоятельности. Проведен детальный анализ различных видов правоотношений, к числу которых автор относит:

- первоначальные и производные;

- основные и дополнительные;

- организуемые и организационные;

- имущественные, организационные, информационные и иные.

Правоотношения, возникающие в связи с неспособностью должника удовлетворить требования кредиторов, с одной стороны, опосредуют определенный этап движения процесса, а с другой - представляют собой некое единство в этом движении.

Проведенная классификация позволила автору вписать в эту систему и правоотношения, возникающие в рамках еще не возбужденного дела о несостоятельности, но уже связанные с неспособностью должника расплатиться по своим долгам. В контексте нормы ст. 1 Закона это лишь предполагаемая неспособность, требующая соблюдения определенного (в рамках процедур) порядка признания. Предполагаемая неспособность в условиях рыночных отношений может иметь место не только (и не столько) в рамках непосредственно конкурсного процесса, но и на внесудебном этапе, т. е. в рамках еще не возбужденного дела о банкротстве.

Представляется не вполне корректно отождествлять понятия " конкурсные отношения" и " отношения, связанные с неспособностью должника удовлетворить требования кредитора", поскольку последние будут включать в себя конкурсные отношения и тогда следует говорить о соотношении этих понятий как целого и части.

Конкурс предлагается рассматривать как столкновение (конкуренцию) прав и интересов кредиторов, должника и иных лиц в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов на основе разумного сочетания частных и публичных интересов. С учетом этого конкурсное право целесообразно рассматривать как систему норм, регулирующих отношения, возникающие при столкновении (конкуренции) прав кредиторов, должника и иных лиц в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов на основе разумного сочетания частных и публичных интересов.

С учетом обозначенного подхода к пониманию сути конкурса, на наш взгляд, представляется нецелесообразным рассматривать категорию " конкурс" в широком или узком смысле этого слова.

Под конкурсным процессом следует понимать порядок (процедуру) урегулирования спорной ситуации, процедуру разрешения конфликта интересов в рамках неплатежеспособности должника.

На основе проведенного анализа считаем целесообразным дополнить ст. 2 Закона, закрепляющую основные понятия, категориями " конкурс" и " конкурсный процесс" в целях достижения точности и единообразия применения обозначенных терминов.

13. Механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью, имеет следующие особенности:

- элементы механизма правового регулирования, обладая характером интегративности, образуют сложную систему; в результате этого каждый элемент приобретает свойства, присущие самой системе, а реализуясь, способствует достижению общей цели, стоящей перед системой; вместе с тем и сама система " заимствует" свойства своих элементов;

- элементами механизма правового регулирования наряду с собственно правовыми средствами могут выступать и средства иного характера (экономические, информационные, организационные и т. д. ), которые в процессе реализации норм права приобретают правовую форму;

- набор применяемых по отношению к несостоятельному должнику средств правового регулирования не может быть избран произвольно - он предопределен, с одной стороны, финансово-организационным состоянием самого должника, а с другой стороны, потребностями рынка, рыночной экономики;

- для каждой составной части (подсистемы) механизма правового регулирования характерна определенная совокупность средств правового регулирования, включая и средства экономического, организационного, информационного и иного характера, однако представляется необходимым выделить особую категорию средств правового регулирования, обладающих универсальным характером, применяемых на любом этапе процесса несостоятельности. К числу таких средств следует отнести, в частности, различного рода соглашения, заключаемые в рамках тех или иных процедур несостоятельности (банкротства);

- конкретные средства правового регулирования могут выделяться не только применительно к характеристике составных частей и всего механизма в целом, но и при исследовании отдельных групп правоотношений, рассматриваемых в динамике; в этой связи особую значимость приобретают средства, необходимые для обеспечения поступательного развития правоотношений, связанных с несостоятельностью (банкротством);

- особым элементом рассматриваемого механизма выступает сам институт несостоятельности (банкротства).

С учетом данных особенностей механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью, может быть определен как система средств правового регулирования (собственно правовых и иных средств, приобретающих в процессе реализации норм права правовую форму), при помощи которых осуществляется эффективное правовое воздействие на общественные отношения и достижение социально значимых целей.

Структурно являясь системой, механизм правового регулирования представляет собой сложное правовое явление, состоящее, в свою очередь, из нескольких подсистем и элементов: предупредительный механизм, восстановительный и ликвидационный. Каждый механизм (подсистема) характеризуется специфическими средствами правового регулирования.

14. Действие механизма правового регулирования реализуется через правовые режимы.

Под правовым режимом необходимо понимать не простую совокупность правовых средств, а определенный набор этих средств, обеспечивающий эффективное воздействие на общественные отношения. При этом эффективное воздействие следует рассматривать как наиболее оптимальный способ достижения соответствующей цели. Во-вторых, правовой режим, представляя собой порядок регулирования, отличается не только набором определенных правовых средств, но и особым сочетанием дозволений, запретов, позитивных обязываний (определенных стимулов и ограничений). Поэтому при определении правового режима необходимо исходить и (в том числе) из особого способа правового регулирования (поскольку в противном случае определение рассматриваемого понятия будет лишено всякого смысла: в этом случае стирается грань между механизмом правового регулирования и правовым режимом). Таким образом, под правовым режимом применительно к институту несостоятельности (банкротства) следует понимать порядок регулирования общественных отношений, характеризующийся определенным набором средств правового регулирования, сочетанием стимулов и ограничений и выражающийся в особом состоянии субъектов, а также их прав и обязанностей.

15. Элементами механизма правового регулирования являются собственно правовые средства (соглашения, принципы и нормы права, ответственность, акты применения права и т. д. ), а также иные средства (экономические, организационные, информационные и т. д. ), приобретающие правовую форму в результате действия норм права.

Экономические средства выделяются исходя из их внутренней принадлежности к экономике. Так, экономическими по своему содержанию являются средства предвидения, прогнозирования, планирования несостоятельности (банкротства), однако в процессе реализации норм права они приобретают правовую форму и становятся элементами механизма правового регулирования. Правовую форму приобретают организационные (в частности, предусмотренный Законом порядок предъявления требований кредиторов, порядок удовлетворения этих требований и т. д. ), а также информационные средства (опубликование сообщений о проведении собраний кредиторов, комитета кредиторов, сведений о финансовом состоянии должника и т. д. ).

Организационные средства опосредуют порядок введения и осуществления процедур несостоятельности (банкротства), предъявления и удовлетворения требований кредиторов, реализации соответствующих мероприятий конкурса и т. д. Их применение, как правило, основывается на императивном методе регулирования.

Среди средств правового регулирования обозначенных отношений особое место занимают правовые средства, к числу особенностей которых автор относит:

1) субстанциональность < 1>;

--------------------------------

< 1> Анализируя свойство субстанциональности правовых средств, С. С. Алексеев в то же время отмечал, что, хотя правовые средства - явления субстанциональные, в них, в самом их бытии присутствует момент, выражающий перспективу использования, - возможность того, что известные субъекты " возьмут их в руки" и добьются с их помощью нужного, ожидаемого результата (см.: Алексеев С. С. Теория права. С. 153).

 

2) многоуровневый характер;

3) детерминированность с целями правового регулирования;

4) направленность на достижение намеченных целей;

5) выступают элементами механизма правового регулирования, правовых режимов.

16. Публично-правовые средства регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства) обладают рядом особенностей, отражающих особенности рассматриваемых отношений и института несостоятельности (банкротства) в целом. К числу этих особенностей следует отнести:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...