Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод кейсов (решение практических проблем)




Метод кейсов (case study) как средство обучения в вузе набирает все большую популярность. Цель метода кейс-стади - поставить студентов в такую ситуацию, когда им необходимо будет принять решение. Кейс - это события, которые реально произошли в определенной сфере деятельности и является основой для проведения обсуждения в академической группе под руководством преподавателя. В большинстве случаев при использовании кейса участникам предварительно предоставляется возможность ознакомиться с перечнем обстоятельств, в которых есть реальные или воображаемые ситуации.

Описание этой ситуации одновременно освещает не только конкретную практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые нужно усвоить во время ее решения.

Существуют такие варианты применения метода кейсов:

1. Диагностика проблемы.

2. Диагностика одной или нескольких проблем и наработки участниками путей их решения.

3. Оценка участниками существующих действий по решению проблемы и ее последствий.

В каждом из приведенных вариантов процесс обучения осуществляется путем предоставления преподавателем информации в виде проблемы или серии проблем. Эта информация может быть изложена в документальной, заранее подготовленной форме или с помощью вербальных и визуальных средств (показ слайдов или видеоматериалов). По окончании упражнения группа предлагает свои наработки, которые могут стать основой для дискуссии.

Для эффективного использования метода кейсов следует воспользоваться такими методическими советами:

1. Материал для обсуждения должно быть подобран таким образом, чтобы отражал проблемы, с которыми участники могут столкнуться в профессиональной деятельности. Он должен содержать достаточный объем информации, чтобы группа имела с располагает всеми необходимыми данные, однако не была перегружена ними.

2. Ситуация, вокруг которой происходит обсуждение, должно быть достаточно сложной и иметь несколько вариантов (альтернатив) решения:

- Последовательное изложение событий должна содержать детали, уточнение (иллюстрировать сложность и многоплановость профессиональной деятельности);

- Нужен центральный герой, интрига, борьба интересов (это сделает анализ персонифицированным, живее и интересным)

- События, отраженные в ситуации, не должны быть слишком древними, лучше, чтобы они касались знакомых для студентов объектов (фирм, организаций, личностей)

- Ситуация должна быть адаптированной к тем знаниям, которые преподаватель планирует актуализировать.

3. Эффективность применения данного метода зависит от количества участников группы. Если группа достаточно велика, целесообразно применить несколько вариантов рассмотрения проблемных ситуаций или внести элемент соревнования, предложив участникам каждой группы попытаться решить ситуацию раньше соперника.

Разработка кейсов - достаточно сложная задача. Помогает его решить наличие большого объема уже готовых кейсов, которые можно позаимствовать из учебной литературы.

Какой бы интересной и удачной была конкретная ситуация, эффективность работы с ней оказывается минимальной, если преподаватель не владеет методикой аудиторной работы с кейсами.

 

Классический вариант модели ситуационного обучения имеет следующую логику:

I этап - индивидуальное изучение студентами текста ситуации (как правило, внеаудиторно).

II этап - формулирование преподавателем основных вопросов по кейсу, вступительное слово преподавателя.

III этап - объединение студентов в творческие группы.

IV этап - работа студентов в составе творческой группы.

V этап - презентация "решений" каждой творческой группы.

VI этап - общая дискуссия, вопрос, выступления с места.

VII этап - выступление преподавателя, его анализ ситуации и процесса ее обсуждения.

VIII этап - итоги и оценки качества работы студентов с кейсом. (Возможны другие модели, но они, как правило, основываются на этой исходной).

Итак, возникает вопрос: какова роль преподавателя при работе с конкретными ситуациями?

Если кратко ответить на этот вопрос, можно сказать, что преподаватель руководит процессом, который приводит к открытию, стимулирует, собственно, "неуправляемую" деятельность группы. Однако если рассмотреть этот процесс более подробно, поэтапно, можно выделить следующие моменты.

Во время "к аудиторной" работы преподаватель должен подготовить сборник кейсов, которые будут отвечать задачам конкретного курса, учитывая требования к определенным ситуациям. Для эффективной работы студентов надо продумать домашнее задание, которое будет предусматривать или подготовку вопроса к конкретной ситуации, или письменный анализ самого кейса. Также можно предложить обзор дополнительной литературы по проблемам, касающихся конкретной ситуации.

Большое внимание надо уделить организационным моментам:

- Подготовить в достаточном количестве тексты самого кейса, чтобы каждый студент мог хотя бы за несколько дней получить его для самостоятельной работы;

- Обеспечить другой раздаточный материал;

- Продумать материально-техническое обеспечение работы учебной группы (аудитория, мебель, технические средства и т.д.);

- Продумать распределение времени (особенно на работу в аудитории). На втором этапе преподаватель решает три основные задачи:

1) проверяет знания студентами содержания ситуации (например, предлагает им воспроизвести хронологию событий, имена участников события и т.п.);

2) определяет проблемы (вопросы), которые становятся предметом обсуждения и решения;

3) конкретную ситуацию позиционирует в соответствующий раздел учебного курса, напоминает ключевые моменты теори, направляет студенты на профессиональный, а не бытовой подход к анализу ситуации.

Следующие этапы характеризуются тем, что работа преподавателя превращается в "невидимую руку", которая регулирует процесс анализа конкретной ситуации, предоставляя импровизированную помощь группе, которая в ней нуждается. Преподаватель следит за процессом обсуждения; вовремя ставит вопросы, которые помогут студентам сделать шаг вперед, и одновременно оценивает значение идей, предложенных ранее; умеет связать выступления отдельных студентов таким образом, чтобы не только они, но и вся группа могла осознать их значение; масс чувство времени, которое подсказывает ему, что обсуждение продолжается слишком медленно или слишком быстро, поэтому следует оптимизировать учебный процесс.

Поэтому преподаватель в процессе анализа конкретной ситуации имеет хорошо разбираться в содержании курса и его межпредметных взаимосвязях, направлять процесс обсуждения. Это весьма сложная и ответственная задача, которую можно решить только при тщательной систематической подготовки к занятиям.

Дидактическая особенность использования метода конкретных ситуаций заключается в том, что основная работа преподавателя начинается задолго до аудиторного этапа. Чем четче но малозаметной, Недоминантный роль преподавателя в аудитории, тем основательнее подготовительную работу он осуществил. В процессе подготовки необходимо не только систематизировать материал, продумать примерный план обсуждения, дополнительные вопросы для активизации дискуссии, но и проанализировать готовность конкретной группы к такой работе.

На завершающем этапе работы в аудитории преподаватель должен сделать итоговый выступление. В ситуационном обучении важен не столько конечный результат, как процесс его нахождения, ведь именно таким образом развиваются профессиональные качества руководителя. Кроме того, в case study следует исходить из предположения, что правильным может быть любое решение, если оно аргументировано. Поэтому преподаватель, подводя итоги, осуществляет анализ не только самой ситуации, но и обсуждения. Он обосновывает свою позицию относительно сущности ситуации и одновременно оценивает выступления представителей творческих групп, тактично определяет ошибки, теоретические "тирогалины", доказывает необходимость изучать теоретические основы проблемы. Желательно предложить студентам как вариант "правильного ответа" решения обсуждаемой ситуации так, как это случилось в жизни (хотя это не означает, что такой вариант является оптимальным).

В конце концов еще один завершающий и довольно сложный этап в работе преподавателя - оценки результатов обучения студентов с применением кейс-метода.

К критериям оценки относятся:

И. Активность студента в обсуждении кейса (в аудитории), что предусматривает:

- Конструктивные оригинальные предложения по эффективного решения проблемной ситуации;

адекватное применение теоретических знаний по изученному курсу;

- Использование интересного дополнительного фактического материала, статистических данных для аргументации своих предложений;

- Умение выделять и идентифицировать проблемы, задавать вопросы, учитывая конкретную ситуацию;

- Умение четко, логично, структурировано излагать свою позицию в процессе обсуждения.

II. Участие в работе творческой группы:

- Участие в подготовке группового проекта (может определяться самими членами этой группы как коэффициент трудового участия каждого студента в разработке проекта);

- Презентация проекта решения группы в процессе обсуждения. (Устно или письменно).

ИИИ. Самостоятельная работа по подготовке к занятию:

- Умение письменно проанализировать конкретную ситуацию (с выводами, проблемами, вопросами)

- Подготовка дополнительных теоретических задач (рефератов, обзоров первоисточников).

Преимущества метода кейсов

1. Использование данного метода в значительной степени дополняет теоретические аспекты рассмотрения проблемы.

2. Метод кейсов предоставляет уникальную возможность изучить сложные и профессионально значимые вопросы в эмоционально благоприятной атмосфере учебного процесса, использовать приобретенный опыт в реальной практике.

3. Коммуникативная природа метода предоставляет возможности осуществить быструю, но основательную оценку обсуждаемых вопросов и предлагаемых решений.

Недостатки метода кейсов

1. Способность выявлять, анализировать и просчитывать каждый шаг, который приблизит к решению проблемы, является одним из преимуществ метода кейсов и в то же время - одним из его недостатков и ограничений. Попав в аналогичную ситуацию в реальной жизни, участник вряд ли сможет быстро вспомнить полученный опыт. Это обстоятельство следует объяснить студентам, чтобы избежать возможных разочарований в дальнейшем.

2. Поскольку временные ограничения могут не позволить группе наработать объективные пути решения проблемы и дать рекомендации по этому поводу, это факт, вероятно, может вызвать общее чувство неудовлетворенности.

3. Низкая активность студентов на занятиях является типичной причиной снижения эффективности метода. Стоит помнить, что сейчас преподаватель работает в культуре относительного коллективизма и большой властной дистанции. Студенты могут чувствовать себя дискомфортно, если переживают, что преподаватель не согласится с ними (большая властная дистанция), или сокурсники не поддерживают их мнение (доминирующий коллективизм.). Сразу изменить подобные стереотипы в украинской аудитории очень трудно, поэтому следует осуществлять постепенные шаги для усиления индивидуального участия каждого студента в групповой работе.

Усилению индивидуального участия каждого студента будет способствовать ряд факторов:

1. Желание преподавателя понять индивидуальную мотивацию каждого из студентов и характер взаимоотношений в группе.

2. Постепенное вовлечение всех студентов к дискуссии через работу в парах или малых дискуссионных группах. Студенты получат коллективную поддержку своим мыслям и психологически комфортнее чувствовать, выражая уже не просто индивидуальную, а коллективную мысль.

3. Привлечение к дискуссии, уже развернулась и набрала остроты, тех студентов, которые еще не высказывались, индивидуально обращаясь к ним с вопросами.

4. Подчеркнуто положительное отношение к выступлениям студентов, наконец решили высказать свое мнение.

5. Предложение дать письменный ответ на некоторые вопросы кейса.

6. Периодическое изменение состава подгрупп. Часто подгруппы студентов в учебном заведении формируются еще в начале обучения и не меняются до его завершения. Это приводит к стереотипное поведение в подгруппах, появление лидеров и исполнителей, которые играют свою роль "по привычке". Изменение состава подгруппы может дать студенту возможность испытать себя в непривычной для себя роли.

7. Признание и упор на личном праве каждого студента не только высказываться, но и быть выслушанным.

8. Формирование умения выслушать, которое является ключевым чертой любого успешного специалиста. Уместно ввести жесткое правило, что высказываться можно только подняв руку и получив разрешение человека, который руководит дискуссией (эту роль, в основном, выполняет преподаватель, но иногда это может делать кто-то из студентов). Соблюдение такого правила сдерживать слишком активных студентов, холериков по темпераменту, которые всегда готовы высказываться немедленно, без особого обдумывания и с любого поводу, и позволит говорить тем, кто из-за особенностей собственного темперамента не желает кого перекрикивать (чаще всего это флегматики и меланхолики).

Ссылки:

· http://studbooks.net/31618/pedagogika/mikroprepodavanie

 

 

Литература по всем темам:

·Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. — М.: Из- дательство Юрайт, 2014. — 315 с. — Серия: Прогрессивный курс.

·Кох М.Н., Пешкова Т.Н. Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие. Краснодар: ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», 2011. http://pandia.ru/text/78/340/1042.php

 

 

Ссылки ко всей дисциплине:

 

· Технология знаково-контекстного обучения - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· Информационные технологии обучения - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· Эвристические технологии обучения - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· Технологии развивающего обучения - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· Психологические особенности обучения студентов - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· Психологические основы»обогащающей модели» обучения - Психология интеллекта - Холодная М. А.

· В. В. Давыдов. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o068_page_29.html"ШКОЛЬНИКОВ - Хрестоматипо возрастной психологии - Л.М.Семенюк

· Сущность, структура и движущие сипы обучения - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· Методы обучения в высшей школе - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· Интенсификация обучения и проблемное обучение - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· Деловая игра как форма активного обучения - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· Содержание программы. Вводный курс обучения - Методы современной психотерапии. Учебное пособие - Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова

· Формы обучения - Методы современной психотерапии. Учебное пособие - Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова

· Формы обучения - Методы современной психотерапии. Учебное пособие HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o506_page_10.html"- Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова

· Формы обучения - Методы современной психотерапии. Учебное пособие - Л.М. Кроль, HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o506_page_19.html"Е.А. Пуртова

· Содержание программы. Первый год обучения. Введение в психодраму - Методы современной психотерапии. Учебное пособие - Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова

· АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - Элементы практической психологии - Грановская

· Формы обучения. Групповая терапия - Методы современной HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o506_page_43.html"психотерапии. Учебное пособие - Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова

· Развитие профессиональной системы ценностей в процессе психологического обучения - Ценностные ориентации личности как динамическая система - Яницкий М. С.

· Продвинутый курс обучения - Методы современной психотерапии. Учебное пособие - Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова

· Приложение 7. Итоги обучения - УЧИСЬ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ - Андреев Олег Андреевич, Хромов Лев Николаевич

· Обзор курса обучения - Преобразующие диалоги - Флемминг Фанч

· Глава 46. Фильтр обучения - Русская модель эффективного соблазнения- Богачев Ф.

· Второй год обучения. Психодрама и ролевые игры. Основной курс - Методы современной психотерапии. Учебное пособие - Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова

· Третий год обучения. Психодрама в различных сферах психологической практики - Методы современной психотерапии. Учебное пособие - Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова

· Глава 13. ЛИЧНЫЕ МЫСЛИ ПО ПОВОДУ ОБУЧЕНИЯ И НАУЧЕНИЯ - О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта - К. Роджерс

· Урок 8. ЧТЕНИЕ И ПАМЯТЬ. ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ - Учимся читать быстро. Первая ступень обученив Школе Олега Андреева

· Я. Я. Гальперин, А. В. Звмрожу, Д.Б. Элысанцк. ПРОБЛЕМЫ КУПИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ - Возрастная и педагогическая психология. Тексты - Е.И. Исенина

· ПРЕДИСЛОВИЕ. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. СЕМЬ СТУПЕНЕЙ ОБУЧЕНИЯ - Учимся читать быстро. Первая ступень обученив Школе Олега Андреева

 

Дополнительная литература:

· Я. Я. Гальперин, А. В. Звмрожу, Д.Б. Элысанцк. ПРОБЛЕМЫ КУПИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ - Возрастная и педагогическая HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o741_page_25.html"психология. Тексты - Е.И. Исенина

· Психологические особенности обучения студентов - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· "HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o011_page_35.html"КРАСНЫЙHYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o011_page_35.html""HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o011_page_35.html" ВЫ, HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o011_page_35.html""HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o011_page_35.html"СИНИЙHYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o011_page_35.html""HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o011_page_35.html" ИЛИ HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o011_page_35.html""HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o011_page_35.html"СЕРЫЙHYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o011_page_35.html""HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o011_page_35.html"? - Я вижу вас голыми. Как подготовитьск презентации и с блеском ее провести - Рон Хофф

· Психологические основы HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o304_page_35.html""HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o304_page_35.html"обогащающей моделиHYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o304_page_35.html""HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o304_page_35.html" обучения - Психология интеллекта - Холодная М. А.

· Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o350_page_23.html"высшей школы - Педагогика и психология высшей школы - М.В. HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o350_page_23.html"Буланова-Топоркова

· Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

· ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o350_page_49.html""HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o350_page_49.html"ОБЩЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕHYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o350_page_49.html""HYPERLINK "http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o350_page_49.html" - Педагогика и психология высшей школы - М.В. Буланова-Топоркова

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...