Шаг 2. Обработка и анализ результатов
После завершения работы экспериментатор зачитывает слова и их номера в задании (см. тестовый материал), а испытуемый сверяет свои записи и проставляет номера воспроиз-исденных в тетради слов. Для дальнейшего анализа результатов необходимо построить график, иллюстрирующий динамику воспроизведения слов. Пример графика представлен на рис. 13. Помер задания 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11... 16 17.... 28 29 30 Номер слова в задании Рис. 13. Динамика воспроизведения слов Анадиз результатов осуществляется с учетом следующих ключевых позиций: • «краевой эффект» памяти, выражающийся в том, что на • больЩая выраженность конечного подъема по сравне
запоминания приходится на 16-й номер, что указы- успешное запоминание эмоционально значимой информации. Рекомендации по эффективному запоминанию материала Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации.
Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени. Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок.
Используйте методы ассоциаций, аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала. Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др.
6. Пытайтесь систематизировать и классифицировать запо 7. Легче запоминается материал, предъявляемый в привыч 8. Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный. Вопросы /. Что такое «память» и какие ее виды, процессы и свойства Вы знаете? 2. Какую роль играет память в поведении и развитии лично 3. Каким образом можно измерить особенности памяти? 4. Можно ли влиять на формирование и развитие памяти? Рекомендуемая литература Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М., 1998. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988. Исследования памяти / Под ред. Н. Н. Корж. — М., 1989. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. 15. Д. Шадрикова. — М., 1990. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1979.
Тема 10 Мышление. Исследование особенностей мышления
Занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению процессов познавательной сферы личности. 2. Исследование особенностей мышления. Мышление: основные понятия и положения Методики исследования особенностей Мышления Рекомендации по активизации мышления Мышление: основные понятия и положения
Мышление возникает и развивается одновременно с практической деятельностью человека на основе непосред-ного чувственного познания.
— это психический познавательный процесс отражения сущности и отношений предметов и явлений i мира. мышления включает ряд операций, с помощью которых осуществляется решение проблем, стоящих перед человеком. Это:
• сравнение — мыслительная операция, основанная на уста • систематизация, или классификация, — мыслительная • абстрагирование — мыслительная операция отвлече • конкретизация — мыслительная операция сосредоточе Процесс решения человеком проблемной ситуации посредством мыслительной деятельности можно представить в виде схемы (рис. 14).
Мыслительные Формы реализации
Позношгельный процесс
Суждения
Проблемная ситуация
Умозаключения Обобщение Рис. 14. Схема решения проблемной ситуации посредством мышления
- мыслительная операция расчленения объекта l Доставляющие части; I — мыслительная операция, предполагающая соединение частей предмета или явления, сочетание их принципов и свойств; обобщение — мыслительная операция соединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам; К формам мышления относятся:.*, понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженные словом или группой слов; суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо;
Наглядно-действенное мышление — элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности
Аналитическое мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения
Репродуктивное, или шаблонное, мышление — это воспроизводящее мышление
Продуктивное, или творческое, мышление — это вид мышления, вырабатывающий новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы ассификация видов мышления по различным основаниям
ют следующие особенности мыслительной дея-
тельностщ обеспечивающие ее продуктивность (рис. 16).
Рис. 16. Особенности мыслительной деятельности
Методики исследования особенностей мышления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|