Влияние исторических экскурсов на развитие познавательного интереса школьников
Было проведено анкетирование учителей Кыласовской средней общеобразовательной школы и Средней общеобразовательной школы № 16 города Кунгура. Анкетирование Бессоновой Аиды Азатовны (МОУ "Кыласовская средняя общеобразовательная школа"). Учитель работает по учебнику А.Г. Мордковича. Использует исторические экскурсы на уроках алгебры о Рене Декарте, Леонарде Эйлере. Рассказывает сам, показывает портреты ученых. Считает, что подобранные экскурсы имеют место на уроках алгебры в 7 классе. Анкетирование Ботовой Людмилы Сергеевны (МОУ "Кыласовская средняя общеобразовательная школа"). Учитель работает по учебнику А.Г. Мордковича. Использует исторические экскурсы на уроках алгебры о Рене Декарте, Леонарде Эйлере, о формулах сокращенного умножения, о методе координат, о функциях. Рассказывает сам, показывает портреты ученых, помогает учащимся решать исторические задачи, дает творческие задания учащимся. Считает, что подобранные экскурсы имеют место на уроках алгебры в 7 классе. Анкетирование Костиной Веры Евгеньевны (МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16"). Учитель работает по учебнику А.Г. Мордковича. Использует исторические экскурсы на уроках алгебры о Рене Декарте, Филдсе. Рассказывает сам, показывает портреты ученых, дает творческие задания учащимся. Считает, что подобранные экскурсы имеют место на уроках алгебры в 7 классе. При анализе анкетирования основное внимание было уделено 5 вопросу анкеты: Распределите методы использования исторических экскурсов по мере их применения на ваших уроках алгебры: 1. рассказ учителя; 2. показ портретов; 3. решение исторических задач; 4. сообщения учащихся;
5. творческие задания (составление ребусов, кроссвордов); 6. краткое упоминание о личности ученого; 7. энциклопедические справки исторического характера. Получились такие результаты:
Таким образом, учителя работают по учебнику алгебры А.Г. Мордковича. Используют исторические экскурсы на уроках алгебры. Считают, что подобранные экскурсы имеют место на уроках алгебры в 7 классе. Анкета для учащихся: Какие методы использования исторических экскурсов вам нравятся; какие полезны: 1 - рассказ учителя; 2 - показ портретов; 3 - решение исторических задач; 4 - сообщения учащихся; 5 - творческие задания (составление ребусов, кроссвордов); 6 - краткое упоминание о личности ученого; 7 - энциклопедические справки исторического характера. После анкетирования было проведено ранжирование:
В начале прохождения преддипломной практики с учащимися 7 класса Кыласовской средней общеобразовательной школы было проведено анкетирование, с целью узнать отношение учащихся к предмету "алгебра". Вопросы анкеты: Нравятся ли вам уроки алгебры? Если нет, то почему? Получились такие результаты:
1 - нравятся уроки алгебры; 2 - не нравятся уроки алгебры.
Причины отрицательного отношения к предмету: · непонимание изучаемого материала; · не нравится учитель; · уроки скучные; · уроки алгебры утомительны. После чего в ходе изучения нового материала использовались исторические экскурсы с целью повышения познавательного интереса учащихся, чтобы внести разнообразие и эмоциональность в учебную деятельность.
По окончании преддипломной практики снова проводилось анкетирование. Результаты:
1 - нравятся уроки алгебры; 2 - не нравятся уроки алгебры.
В ходе исследования можно увидеть, как с помощью исторических экскурсов можно повысить познавательный интерес к предмету. Возникает интерес к математике у тех учеников, для которых алгебра казалась скучной и неживой наукой. А у тех, кому уже была интересна, повысила и поддержала их познавательный интерес к данной дисциплине. Изучение биографии людей, принесших пользу наукам и искусству, является одним из средств, которые используют учителя, чтобы привлечь учеников. Учащимся полезно рассказывать кое-что из творческих биографий знаменитых ученых, как они приходили к постановке вопросов своих исследований, как находили метод исследования, как формулировали окончательный результат. Именно это формирует творческую атмосферу, помогает понять, что в процессе творчества нет ничего необычного, сверхъестественного. Нужно только уметь сосредоточиться на предмете исследования и подходить к нему с разных позиций. Это в одно и то же время отличная разрядка и средство с помощью живого рассказа запечатлеть то или иное основное положение, либо удачное приложение теоретических принципов. Учителям математики необходимо подбирать исторические экскурсы.
Заключение
В настоящее время встает проблема о включении в процесс обучения исторических экскурсов. Анализ литературных источников позволяет убедиться в том, что многие авторы интересуются проблемой введения исторических экскурсов в учебный процесс. Вопрос о значении использования элементов истории математики в процессе обучения удачно раскрыт В.Д. Чистяковым и М.В. Остроградским. Говоря о методике преподавания элементов истории на уроках, были изучены книги Г.И. Глейзера. Изучив и проанализировав литературу, можно прийти к выводу, что тема "Исторические экскурсы в курсе алгебры 7 класса как средство развития познавательного интереса" актуальна для современной школы. Многие образовательные учреждения не отдают должного внимания на использование на уроках истории той или иной науки, с помощью которой идет всестороннее развитие учащихся. Если в школе и присутствует такая форма работы, то не происходит обновление его содержания. Из года в год учителя практикуют одно и то же, что есть в учебниках, и чаще всего, дают как дополнительный материал для домашнего чтения. Причиной, прежде всего, является отсутствие литературы по данной теме, "нежелание" учителей тратить время на уроке на ненужные и лишние сведения". Но, несмотря на все трудности, учитель должен понимать, что использование элементов истории на уроках способствует развитию познавательного интереса у учащихся к данному предмету.
Цель и задачи, поставленные в данной работе, выполнены. Подобранные исторические экскурсы могут быть использованы учителями при проведении уроков алгебры в 7 классе. Литература
1. Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 207 с. 2. Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.И. Башмаков. - М.: Просвещение, 2003. - 320 с. 3. Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.; под ред. Г.В. Дорофеева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 256 с. 4. Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 224 с. 5. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Л.В. Виноградова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 252 с. 6. Воспитание учащихся при обучении математике: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Л.Ф. Пичурин. - М.: Просвещение, 1987. - 175с. 7. Глейзер, Г.И. История математики / Г.И. Глейзер. - М.: Просвещение, 1981. - 239с. 8. Гнеденко, Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике / Б.В. Гнеденко. - М.: Просвещение, 1982. - 144с. 9. Гнеденко, Б.В. Об истории математики и ее значении для математики и др. наук: Собр. историко-математических исследований, вып. XI / Б.В. Гнеденко, И.Б. Погребысский. - М.: Физматгиз, 1958. - 460с.
10. Заболотских, Т.А. Использование исторического материала в процессе обучения математике / Т.А. Заболотских // Начальная школа. - 1993. - №6. - С.27-28. 11. Математика. Справочник школьника / Сост.Г.М. Якушева; Научн. ред.А.С. Барашков. - М.: Филолог. об-во "Слово", Компания "Ключ-С", АСТ. Центр гуманитар. наук при фак-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 576с. 12. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под научн. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подоходовой. - М.: Дрофа, 2005. - 416 с. 13. Минхаирова, О.И. О математическом кружке / О.И. Минхаирова // Начальная школа. - 1993. - №6. - С.38. 14. Мордкович, А.Г. Алгебра.7 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразоват. учреждений. - 9-е изд. - М.: Мнемозина, 2006. - 160 с. 15. Оганесян, В.А. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учебное пособие для студентов физ. - мат. Фак. Пед. Институтов / В.А. Оганесян, Ю. М Комягин, Г.Л. Лупанкин, В.Я. Саннинский. - 2-е изд., перераб., дополн. - М.: Просвещение, 1980. - 368с. 16. Программы для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А. Бурмистрова, Т.Ю. Акимова и др. - М.: Просвещение, 1994. - 240с. 17. Самойлик, Г.А. Использование исторического материала в обучении / Г.А. Самойлик // Математика. - 2002. - №14. - С.1-4. 18. Степанов, В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / В.Д. Степанов. - М.: Просвещение, 1991. - 80с. 19. Чистяков, В.Д. Исторические экскурсы на уроках математики. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Чистяков. - Минск: Народная Асвета, 1969. - 230с. 20. Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся на уроке / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1987. - 145с. 21. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 1996. - 480с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|