Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоционально-волевая сфера личности





Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

Тема 11 Исследование волевых качеств личности

Актуализация одного или нескольких мотивов (борьба мотивов)

Формирование знаний и умений по изуче­нию волевых качеств личности. Исследование уровня выраженности во­левых качеств личности.

Принятие решения

Планирование и осуществление принятого решения

Понятие воли Методика исследования волевых личности

Понятие воли

Воля — это сознательная регуляция человеком своего по-; ведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целена­правленных действий и поступков.

Воля является важным компонентом психики человека, он^ неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Главной функцией воли выступает усиление мотивации и совершен­ствование на этой основе сознательной регуляции действий.

Волевое действие связано с осознанием цели деятельно­сти, ее значимости, подчинением своих импульсов созна­тельному контролю и изменением окружающей действите­льности в соответствии со своими замыслами.

Волевые действия различают по степени сложности. В слу­чае, когда в побуждении ясно видна цель и оно непосредствен­но переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Для сложного волевого акта существенно то, что ему предшест­вует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана для его осуществления (рис. 17).

 


 


Рис. 17. Схема этапов волевого действия

 

Волевое действие каждого человека несет свою особую непо­вторимость, так как является отражением относительно устой­чивой структуры личности. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдельные его звенья. В частно­сти, одной из основных характеристик воли является ее сила.

 

Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — втом, какие препятствия преодолены при помощи во­левых действий и какие результаты при этом получены. Имен­но препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

 

Анализируя отдельные звенья волевого акта, можно за­ключить, что первыйд пусковой, этап волевого действия во многом зависит от таких качеств личности, каклелеустрем-ленность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание.

 

Целеустремленность — умение человека подчинять свои дей­ствия поставленным целям. Целеустремленность является важ­нейшим мотивационно-волевым качеством личности, опреде­ляющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую — уме­ние личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельно-

и> v*«i*-.-■-■ 143


 

сти определенными принципами и идеалами и целеустремлен­ность оперативную — умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность — способность работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почи­ну. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне.

Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оцени­вать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посто­ронней помощи видят проблему и исходя из нее ставят перед со­бой цель. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации.

Выдержка — умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Выдержка — это способность постоянно контролировать свое поведение. Часто бывает трудно удержаться от импульсивных действий в эмоционально напряженной обстановке. Выдержанный чело­век всегда сумеет выбрать уровень активности, соответствую­щий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечивает успех в достижении поставленной задачи.

Самообладание — способность человека сохранять внут­реннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Инициативность, самостоятельность как волевые каче­ства личности противостоят таким качествам, как внушае­мость, податливость, инертность; однако их надо отличать от негативизма как немотивированной склонности поступать наперекор другим.

Индивидуальным параметром, характеризующим осо­бенности этапа актуализации одного или нескольких моти­вов и этапа принятия решения, выступает решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обосно­ванные и твердые решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств дости-


жения цели. Особенно ярко она проявляется в сложных си­туациях, где действие сопряжено с некоторым риском. Свое­временно принять решение — значит принять решение именно в тот момент, когда этого требуют обстоятельства. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Решительность проявляется и при реализации поставленной цели — для ре­шительных людей характерен быстрый и энергичный пере­ход от выбора действий и средств к самому выполнению дей­ствия. Существенной предпосылкой решительности являет­ся смелосщ^_^г умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели.

Качествами, противоположными решительности, выступа­ют нерешительность, импульсивность и противоречивость.

Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятель­ности является настойчивость, или упорство.

Настойчивость, или упорство, — умение человека моби­лизовать свои возможности для длительной борьбы с труд­ностями. Настойчивый человек способен найти в окружаю­щих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимание на упреки или противодействие других людей.

От настойчивости следует отличать упрямство — качество личности, выражающееся в стремлении поступать по-свое­му, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указани­ям других людей.

Методика исследования волевых качеств личности

Испытуемым предлагается оценить уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленности, настой­чивости и упорства, смелости и решительности, инициатив­ности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

10. Заказ №5577.


Каждый опросник (в данной методике их 5) позволяет диагностировать два параметра вышеперечисленных воле­вых качеств: выраженность и генерализованность.

Под выраженностью волевого качества понимается нали­чие и устойчивость проявления основных его признаков.

Под генерализованностью — универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуаци­ях и видах деятельности.

Шаг 1. Инструкция

Прочтите внимательно каждое суждение и подумайте, насколько оно для Вас характерно. Исходя из этого выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его нфмер поставьте в сводном протоколе исследования на­против номера соответствующего суждения.

Варианты ответов:

1. «Так не бывает».

2. «Пожалуй, неверно».

3. «Может быть».

4. «Наверное, да».

5. «Уверен, что да».

Ответив на вопросы 1-го опросника «Целеустремлен­ность», переходите к следующему и так до конца, пока не за­полните весь сводный протокол.

Сводный протокол исследования

Целеустрем­ленность

Смелость, решитель­ность
Настойчи­вость, упорство
Самообла­дание, выдержка

Самостоя­тельность, инициатив­ность


 

           
           
           
           
           
           
           
           
14'          
           
           
           
           
           
           
в = в = в = в = в =
В = в + 20 = В = в + 20 = В = в + 20 = В = в + 20 = В = в + 20 =
г = г = г = г = г =
Г = г + 20 = Г = г + 20 = Г=г + 20 = Г = г + 20 = Г = г + 20 =

Тексты опросников

Целеустремленность

Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

Неудача на экзамене побуждает меня заниматься с удво­енной энергией.

Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в вузе. Во время занятий мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.


6.если уж я ставлю перед собой определенную цель, то неук-лонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

7. на большинстве занятий я ставлю перед собой конкрет­
нее задачи.

8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли
п! юцрлжать начатое дело.

9. четкое планирование работы не характерно для меня.

 

10.Я редко задумываюсь над тем, как можно применить зна-
ция, получаемые в вузе, в будущей практической работе.

11.никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых
целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

12.Обычно под влиянием разного рода препятствий мое
с ремление к цели значительно ослабевает.

13.у меняесть главная цель в жизни.

14.после неудачи на экзамене долго не могу заставить себя
заниматься в полную силу.

15.к общественной работе я отношусь с меньшей ответст-
венностью, чем к учебной.

16.Как Правило, я заранее намечаю конкретные задачи, пла­
нирую свою работу.

17.Я постоянно испытываю потребность ставить перед со­
бой новые цели и достигать их.

18.Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к
чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояс-

нит 19. Все

:я по ходу работы.

да стараюсь до конца выполнить любое, в том числе

общественное, поручение.

20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что я ж стигну поставленной цели.

С целость, решительность

1. Принимая какое-нибудь решение, я всегда реально оце­
ниваю свои возможности.

2. Я| не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно
предотвратить несчастный случай.

3. Мне трудно выполнять свои обещания.


 

4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность
конфликта.

5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серь­
езным препятствием.

6. Я легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.

7. Установив для себя распорядок дня, я четко его придер­
живаюсь.

8. Меня часто мучают сомнения.

9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное
дело несут другие, а не я.

 

10.Вряд ли я смогу рискнуть предотвратить несчастный
случай.

11.Когда я анализирую свои поступки, часто прихожу к вы­
воду, что недостаточно хорошо продумал и спланировал
свои действия.

12.Как правило, я избегаю рискованных ситуаций.

13.Я не испытываю страха перед сильным соперником.

14.Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую
жизнь», но с утра все шло по-старому.

15.Возможность конфликта заставляет меня держать свое
мнение при себе.

16.Обычно мне легко удается справиться со своими сомне­
ниями.

17.Постоянно чувствую ответственность за свои дела и по­
ступки.

18.Я с трудом преодолеваю страх.

19.Для меня исключительный случай, если я не смог сдер­
жать слово.

20.Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость, упорство

1. Начиная любое дело, я уверен, что сделаю все возможное
для его выполнения.

2. Я всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен,
что прав.

З.Я не в состоянии принудить себя заниматься на фоне усталости.


-*


 

4. На экзаменах я «борюсь» изо всех сил до последнего мо­
мента.

5. Мне трудно доводить до конца общественные дела.

6. Для меня характерны планомерность, систематичность в
работе.

7. На занятии я заставляю себя полностью выполнить зада­
ние, даже если очень устал.

8. Часто я бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес
к ним.

9. Мне больше нравятся легкие, пусть даже менее результа­
тивные пути к цели.

 

10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение
всего семестра, особенно по тем учебным предметам, ко­
торые даются с трудом.

11. Обычно я не знаю, хватит ли у меня желания и сил завер­
шить начатое дело.

12. У меня никогда не появляется желание поставить перед
собой труднодостижимую цель.

13. В основном я систематически готовлюсь к учебным заня­
тиям в вузе.

14. Неудачи в период сессии резко снижают мою активность
и желание продолжать учебу.

15. В споре я часто уступаю другим.

16. Я до конца выполняю даже скучную и однообразную ра­
боту, если это необходимо.

17. Я испытываю особое удовлетворение, если успех достал­
ся с большим трудом.

18. Я не могу заставить себя работать систематически.

19. Выполняя общественные поручения, я всегда добиваюсь
того, что необходимо.

20. Довольно часто я испытываю потребность проверить
себя в трудных делах.

Самостоятельность, инициативность

1. Как правило, все важные решения я принимаю без пост ронней помощи.


 

2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать
разговор с незнакомым человеком.

3. Я никогда по собственной инициативе не берусь за вы­
полнение общественных поручений.

4. При подготовке к учебным занятиям я довольно часто чи­
таю дополнительную литературу, не ограничиваясь лек­
цией или учебником.

5. Отсутствие совета, поддержки со стороны преподавателя
значительно снижает мои результаты на экзамене.

6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в твор­
ческой деятельности.

7. К практическим занятиям я стараюсь подойти творчески.

8. Я чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руко­
водит мною.

9. Прежде чем что-то сделать, я всегда советуюсь с кем-ни­
будь из знакомых.

К). В разговоре или при знакомстве я стремлюсь предоста­вить инициативу другому.

11.Для меня удобнее всего выполнять работу по известному
образцу.

12.Обычно я отказываюсь от своих планов, намерений, если
другие находят их неудачными.

13.К общественной работе я отношусь неформально, стара­
юсь сделать ее не только полезной, но и интересной.

14.При изучении любого учебного предмета я не стрем­
люсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или
экзамена.

I У Обычно я не задумываюсь над содержанием учебного мате­риала, точно выполняю то, что предлагает преподаватель.

16. Я стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

17. Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.
IX. Процесс творчества не привлекает меня.

1(> Результаты моих выступлений на олимпиадах и конфе­ренциях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой преподаватель (руководитель).


20. В любую работу я стремлюсь внести что-то новое, что по­вышает мой интерес к ней.

Самообладание, выдержка

1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необхо­
димо.

2. В споре мне обычно удается сохранить спокойствие и
объективность.

3. Я не могу нормально заниматься, если меня что-то тревожит.

4. В течение всего экзамена я четко контролирую свои мыс­
ли, чувства, действия, поведение.

5. Я совершенно не переношу боли.

6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых
сложных жизненных ситуациях.

7. Неприятности в вузе и дома не снижают качество моих
занятий.

8. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

9. Когда я встревожен, то волнуюсь, совершенно теряю
контроль над собой.

 

10.Во время экзамена я иногда не могу ответить даже то, что
знаю.

11.Я считаю, что умение владеть собой не так уж важно для
человека.

12.Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого
скрыть.

13.На экзамене всегда мобилизуюсь и нередко получаю
оценку не ниже той, на которую рассчитываю.

14.Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

15.На экзамене я с трудом владею собой.

16.Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую,
что он не уместен.

17.Сильное волнение, как правило, не сказывается на целе­
сообразности моих действий и поведения.

18.В сложной ситуации я обычно теряюсь, не могу быстро
принять нужное решение.


 

19.Я могу заставить себя действовать, превозмогая боль,
если это крайне необходимо.

20.Я специально учусь владеть собой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...