Эмоционально-волевая сфера личности
Воля — это сознательная регуляция человеком своего по-; ведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля является важным компонентом психики человека, он^ неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Главной функцией воли выступает усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами. Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Для сложного волевого акта существенно то, что ему предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана для его осуществления (рис. 17).
Рис. 17. Схема этапов волевого действия
Волевое действие каждого человека несет свою особую неповторимость, так как является отражением относительно устойчивой структуры личности. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдельные его звенья. В частности, одной из основных характеристик воли является ее сила.
Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — втом, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.
Анализируя отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первыйд пусковой, этап волевого действия во многом зависит от таких качеств личности, каклелеустрем-ленность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание.
Целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую — умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельно- и> v*«i*-.-■-■ 143 сти определенными принципами и идеалами и целеустремленность оперативную — умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения. Инициативность — способность работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и исходя из нее ставят перед собой цель. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации.
Выдержка — умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Выдержка — это способность постоянно контролировать свое поведение. Часто бывает трудно удержаться от импульсивных действий в эмоционально напряженной обстановке. Выдержанный человек всегда сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечивает успех в достижении поставленной задачи. Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Инициативность, самостоятельность как волевые качества личности противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность; однако их надо отличать от негативизма как немотивированной склонности поступать наперекор другим. Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа актуализации одного или нескольких мотивов и этапа принятия решения, выступает решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств дости- жения цели. Особенно ярко она проявляется в сложных ситуациях, где действие сопряжено с некоторым риском. Своевременно принять решение — значит принять решение именно в тот момент, когда этого требуют обстоятельства. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Решительность проявляется и при реализации поставленной цели — для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия. Существенной предпосылкой решительности является смелосщ^_^г умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Качествами, противоположными решительности, выступают нерешительность, импульсивность и противоречивость.
Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности является настойчивость, или упорство. Настойчивость, или упорство, — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимание на упреки или противодействие других людей. От настойчивости следует отличать упрямство — качество личности, выражающееся в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей. Методика исследования волевых качеств личности Испытуемым предлагается оценить уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки. 10. Заказ №5577. Каждый опросник (в данной методике их 5) позволяет диагностировать два параметра вышеперечисленных волевых качеств: выраженность и генерализованность. Под выраженностью волевого качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков. Под генерализованностью — универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности. Шаг 1. Инструкция Прочтите внимательно каждое суждение и подумайте, насколько оно для Вас характерно. Исходя из этого выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его нфмер поставьте в сводном протоколе исследования напротив номера соответствующего суждения. Варианты ответов: 1. «Так не бывает». 2. «Пожалуй, неверно». 3. «Может быть». 4. «Наверное, да». 5. «Уверен, что да». Ответив на вопросы 1-го опросника «Целеустремленность», переходите к следующему и так до конца, пока не заполните весь сводный протокол. Сводный протокол исследования
№
Самостоятельность, инициативность
Тексты опросников Целеустремленность Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь. Неудача на экзамене побуждает меня заниматься с удвоенной энергией. Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в вузе. Во время занятий мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом. 6.если уж я ставлю перед собой определенную цель, то неук-лонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно. 7. на большинстве занятий я ставлю перед собой конкрет 8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли 9. четкое планирование работы не характерно для меня.
10.Я редко задумываюсь над тем, как можно применить зна- 11.никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых 12.Обычно под влиянием разного рода препятствий мое 13.у меняесть главная цель в жизни. 14.после неудачи на экзамене долго не могу заставить себя 15.к общественной работе я отношусь с меньшей ответст- 16.Как Правило, я заранее намечаю конкретные задачи, пла 17.Я постоянно испытываю потребность ставить перед со 18.Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к
:я по ходу работы. да стараюсь до конца выполнить любое, в том числе общественное, поручение. 20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что я ж стигну поставленной цели. С целость, решительность 1. Принимая какое-нибудь решение, я всегда реально оце 2. Я| не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно
3. Мне трудно выполнять свои обещания.
4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность 5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серь 6. Я легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха. 7. Установив для себя распорядок дня, я четко его придер 8. Меня часто мучают сомнения. 9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное
10.Вряд ли я смогу рискнуть предотвратить несчастный 11.Когда я анализирую свои поступки, часто прихожу к вы 12.Как правило, я избегаю рискованных ситуаций. 13.Я не испытываю страха перед сильным соперником. 14.Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую 15.Возможность конфликта заставляет меня держать свое 16.Обычно мне легко удается справиться со своими сомне 17.Постоянно чувствую ответственность за свои дела и по 18.Я с трудом преодолеваю страх. 19.Для меня исключительный случай, если я не смог сдер 20.Возможность рискнуть доставляет мне радость. Настойчивость, упорство 1. Начиная любое дело, я уверен, что сделаю все возможное 2. Я всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, З.Я не в состоянии принудить себя заниматься на фоне усталости. -*
4. На экзаменах я «борюсь» изо всех сил до последнего мо 5. Мне трудно доводить до конца общественные дела. 6. Для меня характерны планомерность, систематичность в 7. На занятии я заставляю себя полностью выполнить зада 8. Часто я бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес 9. Мне больше нравятся легкие, пусть даже менее результа
10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение 11. Обычно я не знаю, хватит ли у меня желания и сил завер 12. У меня никогда не появляется желание поставить перед 13. В основном я систематически готовлюсь к учебным заня 14. Неудачи в период сессии резко снижают мою активность 15. В споре я часто уступаю другим. 16. Я до конца выполняю даже скучную и однообразную ра 17. Я испытываю особое удовлетворение, если успех достал 18. Я не могу заставить себя работать систематически. 19. Выполняя общественные поручения, я всегда добиваюсь 20. Довольно часто я испытываю потребность проверить Самостоятельность, инициативность 1. Как правило, все важные решения я принимаю без пост ронней помощи.
2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать 3. Я никогда по собственной инициативе не берусь за вы 4. При подготовке к учебным занятиям я довольно часто чи 5. Отсутствие совета, поддержки со стороны преподавателя 6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в твор 7. К практическим занятиям я стараюсь подойти творчески. 8. Я чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руко 9. Прежде чем что-то сделать, я всегда советуюсь с кем-ни К). В разговоре или при знакомстве я стремлюсь предоставить инициативу другому. 11.Для меня удобнее всего выполнять работу по известному 12.Обычно я отказываюсь от своих планов, намерений, если 13.К общественной работе я отношусь неформально, стара 14.При изучении любого учебного предмета я не стрем I У Обычно я не задумываюсь над содержанием учебного материала, точно выполняю то, что предлагает преподаватель. 16. Я стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе. 17. Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему. 1(> Результаты моих выступлений на олимпиадах и конференциях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой преподаватель (руководитель). 20. В любую работу я стремлюсь внести что-то новое, что повышает мой интерес к ней. Самообладание, выдержка 1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необхо 2. В споре мне обычно удается сохранить спокойствие и 3. Я не могу нормально заниматься, если меня что-то тревожит. 4. В течение всего экзамена я четко контролирую свои мыс 5. Я совершенно не переношу боли. 6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых 7. Неприятности в вузе и дома не снижают качество моих 8. Долгое ожидание очень мучительно для меня. 9. Когда я встревожен, то волнуюсь, совершенно теряю
10.Во время экзамена я иногда не могу ответить даже то, что 11.Я считаю, что умение владеть собой не так уж важно для 12.Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого 13.На экзамене всегда мобилизуюсь и нередко получаю 14.Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же. 15.На экзамене я с трудом владею собой. 16.Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, 17.Сильное волнение, как правило, не сказывается на целе 18.В сложной ситуации я обычно теряюсь, не могу быстро
19.Я могу заставить себя действовать, превозмогая боль, 20.Я специально учусь владеть собой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|