Методика 1. Исследование рефлексивности мышления
Группа разделяется на пары по принципу: испытуемый и экспериментатор; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому предлагается тестовый материал с анаграммами; экспериментатор фиксирует время выполнения каждой анаграммы в протоколе исследования. Шаг 1. Инструкция
Вам предлагаются для решения анаграммы, т. е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Необходимо работать быстро, поскольку время решения каждой анаграммы фиксируется. Протокол исследования
. Заказ № 5577.
14. ЛКБУИНАК 15.ТОРКТЫАК После окончания исследования экспериментатор просит испытуемого объяснить, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли он последовательности расположения букв и какие именно. Отчет испытуемого фиксируется в протоколе. Шаг 2. Обработка и анализ результатов В ходе обработки результатов необходимо получить показатель уровня выраженности рефлексивности мышления, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решения анаграммы.
Для получения показателя уровня выраженности рефлексивности мышления за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы (см. ключ к решению анаграммы). Показатель уровня выраженности рефлексивности мышления определяется путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29. Ключ
Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм. Показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм. При анализе результатов, в первую очередь, важно определить стратегию решения испытуемым анаграмм, выяснить, как протекал у него мыслительный процесс. Стратегия решения может быть: • хаотической, при которой поиск решения отличается • формально-алгоритмической, для которой характерен по с отдель 1ыми возвратами к ранее рассматривавшимся; при 3tov доминирует репродуктивное движение в содержательном плане, а регулирование в смысловом аспек-* те — явн) недостаточно; • содержапелъно-адаптивной, представляющей собой ло
• свернутой, для которой характерна сокращенность оце Рефлексивность мышления позволяет в ходе решения задач выработать i гаиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную х еятельность. В предложенной методике рефлексивность Нр)является в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, которое обнаруживается при анализе влияния пре цыдущего решения анаграммы на последующие. Стоит о£ ратить внимание на роль мыслительной деятельности в обу*ении. Высокий уровень развития особенностей мышления, например рефлексивности, входящих в структуру обучаемое™, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения физнаков, существенных для решения проблемы. Рефлексивн)сть выполняет функцию контроля и оценки человеком собст 1енных мыслительных действий, дает возможность обнаружива ъ и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В данном исследовании о высоком уровне выраженности рефлексивности мышления с видетельствует показатель ранга не ниже 12—13. Методика 2. Исследование аналити1 ности мышления
зделяется на пары, в каждой из которых распре-испытуемого и экспериментатора; впоследст-си исследования меняются ролями. Испытуемо-бланк с 15 рядами чисел, проставленными в определенной последовательности. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания испытуемым. Шаг 1. Инструкция В тестовых бланках, на которых представлены ряды цифр, попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью требуется продолжить каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 мин. Не следует задерживаться долго на одном ряду; если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду. Продолжать ряд необходимо от последнего числа, имеющегося в данном ряду. Тестовый бланк
По истечении 7 мин дается команда «Стоп!».
ILIai [Z. Обработка и анализ результатов В щ цессе обработки результатов с помощью ключа подсчитав; тся количество правильно решенных испытуемым рядов ч;ел. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно 4V по, хотя оно и правильное, ряд не засчитывается. Клн
Продолжение число- вого ряда 279;282
30; 23
15; 12 30; 33
нь выраженности аналитичности мышления опре-по количеству правильно решенных рядов чисел, испытуемый решил 14— 15 рядов, то его уровень выра-i аналитичности мышления очень высокий, или от-если 11—13 — высокий, или хороший; если 8—10 — средни* или удовлетворительный; если 6—7 — низкий, или неудош творительный; если 5 и менее — очень низкий.
личность является важной характеристикой мыш-|роявляющейся в индуктивности мышления и спо-и оперировать объектами, в данном исследовании — [ Она представляет собой главный компонент спо-н теоретизировать информацию, находить причинные связи между предметами и явлениями, со-ставляеЦоснову общих способностей человека и необходима иного овладения разными видами деятельности, этичность активно развивается в юношеском возра-)рмированию способствуют такие предметы, изуча-в |рах, как логика, высшая математика и др. Поэтому о ропоставить результаты тестирования с успевае-о соответствующим предметам.
ю п<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|