Устройства системного блока
• Материнская плата - размещение основных устройств системного блока (процессор, оперативная память (RAM, ОЗУ), BIOS (ROM, ПЗУ), CMOS (полупостоянная память - хранение настроек BIOS’a), кэш-память, контроллеры устройств) • Шина данных - передача информации • Шина управления - передача сигналов, определяющих характер обмена информацией • Шина адреса - указание физического адреса слова/начала блока слов ОЗУ • Жесткий диск (винчестер) • Видеокарта (видеоадаптер) • Дисководы • Блок питания • Модем • Звуковая карта • Сетевая карта Устройства ввода • Клавиатура • Мышь • Сканер Устройства вывода • Монитор • Принтер • Звуковые колонки Системная шина – основная интерфейсная система компьютера, обеспечивающая сопряжение всех его устройств и передачу информации в трех основных направлениях: • между процессором и основной памятью, • между процессором и портами ввода-вывода внешних устройств, • между основной памятью и портами ввода-вывода, т.е. в режиме прямого доступа к памяти. Свои функции системная шина выполняет с помощью входящих в нее проводов и схем сопряжения, по которым во все блоки компьютера передаются управляющие сигналы, требуемые адреса основной памяти, содержимое этих адресов, т.е. операнды машинных команд, и энергопитание большинства устройств. Все устройства подключаются к шине непосредственно или через порты и контроллеры (адаптеры) с помощью унифицированных разъемов Процессор (микропроцессор) управляет работой всех блоков и выполняет операции над данными – логические и арифметические. С помощью логических операций проверяются различные условия, что часто приводит к изменению последовательности выполнения команд в программе. С помощью арифметических операций числа, предварительно выбранные из основной памяти на регистры арифметического устройства процессора, могут складываться, перемножаться и т.п. Вообще говоря, процессор персонального компьютера имеет обширную систему команд, и их только условно можно делить на логические и арифметические. Большинство современных ПК типа IBM PC оснащаются именно CISC-процессорами. На выполнение одной команды в таких процессорах тратится не менее 4 тактов. В мощных вычислительных системах все чаще используются RISC-процессоры, в которых применен сокращенный набор команд (Reduced Instruction Set Computing). Такие компьютеры содержат только простые, самые употребительные команды, из которых “собираются” сложные операции. Зато каждая команда в RISC-процессоре выполняется за один такт. До появления процессоров Pentium микропроцессор компьютеров типа IBM PC выполнял только операции с фиксированной точкой, а для работы с действительными числами в системном блоке компьютера размещался еще математический сопроцессор. Теперь он находится в составе процессора. Для того чтобы многократно не обращаться к оперативной памяти для чтения команд и операндов при исполнении циклов, современный процессор имеет встроенную быстродействующую КЭШ-память емкостью до 512 Кбайт и больше у дорогих моделей. Часть этой памяти может размещаться на материнской плате. КЭШ-память не доступна для пользователя (в переводе Cache означает «тайник»).
Генератор тактовых импульсов задает упоминавшиеся уже такты работы машины в виде последовательности электрических импульсов. Тактовая частота – одна из основных характеристик компьютера, во многом определяющая его быстродействие. Оперативная память (ОП) обеспечивает оперативную запись, хранение и предоставление информации другим блокам ПК во время его работы. Это быстрая, но энергозависимая память: ее содержимое не сохраняется после выключения компьютера. Объем оперативной памяти современного ПК 256-512 Мб и более.
Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) содержит тест, проверяющий в момент включения компьютера работу памяти и устройств, хранит параметры подключенных к компьютеру дисковых накопителей, последовательность попыток загрузки ОС. ПЗУ также хранит программу чтения с диска в ОП программы-загрузчика ОС и некоторые другие программы базовой системы ввода-вывода (BIOS – Base Input/Output System). ПЗУ – это либо энерго-малозависимая память (поддерживается батарейкой), либо энергонезависимая память на флэшкарте. Таймер – это электронные часы, с которых программы при необходимости снимают текущую дату и время с точностью до долей секунды. Таймер поддерживается батарейкой – обычно той же, что и ПЗУ. Монитор (дисплей) и видеоадаптер образуют видеосистему компьютера, которая необходима для отображения информации. Монитор, клавиатура и мышь позволяют пользователю управлять работой программ, взаимодействуя с ними. Монитор может быть выполнен на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) или на основе жидкокристаллической панели (LCD). На мониторе отображается информация, формируемая программами в памяти видеоадаптера. Основными параметрами, характеризующими видеосистему компьютера, являются размер диагонали экрана в дюймах (например, 17 дюймов), размер зерна (например, 0.25 мм) и емкость видеобуфера (например, 128 Мб). От этих параметров зависит разрешение, которое можно установить программно. Разрешение – это количество точек, формирующих изображение на дисплее (например, 1024х768). На материнских платах присутствует порт AGP (Advanced Graphic Port), через который подключаются видеокарты (видеоадаптеры). Клавиатура обычно состоит из 101 клавиши, но встречаются более удобные при работе с Windows клавиатуры из 104 клавиш. На клавишах нанесены латинские и русские буквы, цифры, знаки препинания и другие символы, используемые для управления работой программ. Клавиши можно разбить на 5 групп: • буквенно-цифровые, размещенные в центральной части клавиатуры; • клавиши малой цифровой клавиатуры, размещенные в правой части клавиатуры; иногда с их помощью удобнее вводить числа; они могут использоваться и для перемещения курсора – после нажатия на клавишу <Num Lock>;
• клавиши перемещения курсора, размещенные между первыми двумя группами клавиш; • функциональные клавиши F1, F2, …, F12; в некоторых программах они используются как командные кнопки, т.е. для активизации событийных процедур; • управляющие клавиши, используемые для переключения регистров, или для прерывания работы программы (клавиша <Pause/Break>), для перезагрузки компьютера (комбинация <Alt> + <Ctrl> + <Del>), для копирования в буфер обмена графического образа экрана (<Print Screen>) или же графического образа активного окна (<Alt> + <Print Screen>), для завершения ввода какой-либо команды или фрагмента информации (<Enter>) и для некоторых других целей. Накопители на магнитных дисках используются для долговременного хранения файлов, содержащих разнообразную информацию – данные и программы. В отличие от ОП, дисковые запоминающие устройства считаются внешними, хотя обычно крепятся в корпусе системного блока. Накопители на гибких магнитных дисках (НГМД) позволяют записывать и многократно перезаписывать файлы на дискеты. В последнее время для оперативного перенесения файлов вместо дискет все чаще применяются флэш-карты, конструктивно оформляемые в виде брелков. Они подключаются к USB-портам, причем в корпусе современного компьютера несколько USB-портов обычно выводятся на переднюю панель. Емкость флэш-карт обычно превышает 64 Мб, увеличивается с каждым годом и уже достигла 64 Гб. Поэтому можно считать, что накопители на гибких магнитных дисках (дискеты) доживают последние годы. Накопители на лазерных дисках (CD ROM – Compact Disk Read-Only Memory) позволяют считывать информацию с компакт-дисков емкостью 700-800 Мбайт. Компакт-диск имеет дорожку в виде непрерывной спирали, на которой чередуются отражающие участки и не отражающие свет впадины. Подобно дискете, он вставляется в устройство CD ROM, после чего работа с ним не отличается от работы с данными на жестком диске или дискете, только перезапись информации невозможна. В промышленных условиях компакт-диски изготавливаются путем прессовки.
На CD и DVD- дисках теперь поставляется программное обеспечение, обучающие программы, музыка, видеофильмы, справочники, базы данных и т.п. Правда, чтобы иметь возможность использовать аудио и видеоинформацию, компьютер надо еще укомплектовать звуковой картой и аудиоколонками. Для ввода звуковой информации требуется также микрофон. Если компьютер оснастить еще ТВ-тюнером, то он в полном объеме выполняет и функции телевизора. В совокупности комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером через звук, видео, графику, т.е. в естественных для себя средах, называют средствами мультимедиа (multimedia – многосредовость). Звук и видео используются не только для развлечений, но и для пояснения формализованных данных.
№19 Основные периферийные устройства, подключаемые к ПК. Периферийные (внешние) устройства: Устройства ввода-вывода, звуковые колонки или наушники, игровые устройства, цифровая техника, Flash-память, накопители, планшеты, принтеры, сканеры, модемы, сеть и ее аппаратура, проекторы, UPS, связь с сотовым телефоном. Периферийные устройства подключаются к компьютеру через внешние интерфейсы или с помощью специализированных адаптеров или контроллеров. К основным периферийным устройствам компьютера можно отнести принтер и сканер. Принтер предназначен для вывода информации с компьютера на бумагу. Принтеры можно поделить на лазерные и струйные. Струйные принтеры печатают на бумаге с помощью краски, которую берут из картриджей. Принтеры могут комплектоваться различным количеством картриджей, все зависит от модели. Струйные принтеры, как правило, цветные. Есть струйные принтеры, которые могут печатать фотографии. Некоторые фото-принтеры можно подключать к фотоаппарату/телефону на прямую, в обход компьютера. Недостаток струйных принтеров – дорогая печать, чернила с бумаги обычно смываются водой. Лазерные принтеры бывают цветными и черно-белыми. Лазерные принтеры печатают с помощью лазерного луча. Лазерный луч запекает на бумаге тонер, который попадает из картриджа на бумагу. Лазерные принтеры отличаются скоростью печати, числом печати листов в минуту. Как правило, лазерные принтеры стоят в офисах, т.к. имеют высокую скорость печати и не дорогой по себестоимости отпечатанный лист. Как и струйные принтеры, лазерные принтеры имею картриджи. Эти картриджи заправлены тонером (порошком). Сканер – устройство для сканирования документов, фотографий и даже фото-негативов. Самый распространенный вид сканеров – планшетный. Разные сканеры имеют различную скорость сканирования. Также сканеры можно поделить по тому расширению, которое они поддерживают при сканировании. В некоторые сканеры устанавливается специальное устройство для сканирования негативов. Сканер обычно подключен к компьютеру через порт USB.
Многофункциональные устройства – принтер/сканер/копир(ксерокс) в одном устройстве. Совмещают в себе все вышеперечисленные функции. Отличительная черта таких устройств, возможность их использования как копира, в обход компьютера. Такие комбинированные устройства могут быть как струйные, так и лазерные. Плоттеры применяются для создания графических документов большого размера - обычно это форматы А2 (594 мм х 420 мм), А1 (840 мм х 594 мм), А0 (1188 мм х 840 мм). Применяются перьевые и, все чаще, струйные плоттеры. Струйные плоттеры по принципу работы аналогичны струйным принтерам. Они позволяют формировать как растровые, так и векторные изображения (см. раздел 3). Перьевые плоттеры (графопостроители) – это инструмент векторной графики. Закрасить (залить) тот или иной контур с помощью графопостроителя можно только путем штриховки. В графопостроителе по команде смены пера пишущий узел возвращает прежнее перо в его гнездо и захватывает другое перо из гнезда с соответствующим номером. Перья напоминают укороченные шариковые ручки разного цвета. Отрезки прямых проводятся путем перемещения пишущего узла с пером в точку, координаты которой (обычно в см) указаны в очередной команде. В большинстве современных графопостроителей пишущий узел перемещается только по оси X, а по оси Y одновременно протягивается в требуемом направлении лист бумаги. Сканеры применяются для ввода изображения в компьютер с листа бумаги. Ввод выполняется с помощью программы, которая позволяет управлять сканером и создает файл в выбранном растровом графическом формате (см. раздел 3). Для сканирования карт больших размеров применяют сканирующие головки. Такая головка (ее стоимость обычно очень велика) закрепляется в пишущем узле графопостроителя вместо пера. Эта функция предусмотрена только в некоторых дорогих графопостроителях. Дигитайзер (цифровой стол) выполняет функцию, обратную функции графопостроителя. Пользователь как бы обводит с помощью копира или специального перекрестья линии чертежа (карты). При этом координаты точек каждой «снятой» линии фиксируются. Кроме того, программа, управляющая цифровым столом, обычно позволяет вводить с клавиатуры в виде примечаний надписи, типы и названия (идентификаторы) картографических объектов. Получаемый файл затем становится входным для специальных программ, работающих с картографическими объектами в геологии, геофизике, картографии и других предметных областях.
№20 Компьютерные сети, преимущества работы в сети; локальные вычислительные сети – одноранговые и с выделенным сервером; основные топологии ЛВС. Сеть - совокупность компьютеров, объединенных в единую систему с целью совместного использования цифровых ресурсов, технических и программных средств. Классификация сетей: 1) по технологии передачи: - широковещательные (обладают единым каналов связи, совместно используются всеми компьютерами сети) - с передачей от узла к узлу (состоят из большого количества соединенных компьютеров) 2) по размерам - локальная вычислительная сеть (ЛВС) (в одном здании) - муниципально – региональная сеть (объединяет несколько предприятий) - глобальная сеть (географически удаленные объекты) ЛВС • Одноранговые (рабочие группы) - такой тип организации сети, при котором все компьютеры равноправны. Как правило, каждый компьютер функционирует и как клиент, и как сервер. Целесообразно для небольших сетей (до 10 человек). • С выделенным файл-сервером (технология клиент-сервер) - такой тип организации сети, при котором имеется компьютер (или несколько), функционирующий только как сервер. Компьютерная (вычислительная) сеть – это совокупность компьютеров, объединенных с помощью средств связи в единую систему с целью совместного использования информационных ресурсов, технических и программных средств. Из этого определения ясны преимущества сети по сравнению с применением компьютеров, не связанных друг с другом. Простейшую сеть можно получить, связав группу компьютеров, на каждом из которых установлена ОС Windows. В каждый из этих компьютеров надо вставить сетевую карту (плату) и связать кабелем наружные разъемы сетевых карт. Такая сеть называется локальной одноранговой. Она может быть использована в масштабе отдела или малого предприятия. В качестве кабеля применяется витая пара, тонкий или толстый коаксиальный или волоконнооптический кабель. Данные по сети передаются по битам со скоростью 10 Мбит/сек или 100 Мбит/сек. Устройства (в основном это компьютеры), подключенные к передающей среде сети, называют узлами, а усредненную геометрическую схему соединения узлов называют топологией локальной вычислительной сети (ЛВС Основные топологии ЛВС) Топология - усредненная геометрическая схема соединения узлов ЛВС • Общая шина - данные в виде электрических сигналов передаются всем компьютерам сети, но принимает их тот, адрес которого совпадает с адресом получателя. В каждый момент времени передачу может вести только один компьютер. Быстродействие сети зависит от типа аппаратного обеспечения сетевых компьютеров; частоты, с которой компьютеры передают данные; типа работающих сетевых приложений; типа сетевого кабеля; расстояния между компьютерами сети; количества компьютеров подключенных к шине. • Звезда - все компьютеры с помощью сегментов кабеля подключаются к центральному устройству - концентратору (hub) или коммутатору. Сигналы от передающего компьютера поступают через концентратор ко всем остальным. Недостатки этой топологии: дополнительный расход кабеля, установка концентратора. Главное преимущество этой топологии перед шиной - более высокая надежность. • Кольцо - все узлы соединены каналами связи в неразрывное кольцо. Как правило, в чистом виде не применяется из-за своей ненадёжности, поэтому на практике применяются различные модификации кольцевой топологии. • Token Ring (звезда-кольцо) - все рабочие станции подключаются к центральному концентратору (Token Ring) как в топологии физическая звезда. Центральный концентратор - это интеллектуальное устройство, которое с помощью перемычек обеспечивает последовательное соединение выхода одной станции со входом другой станции.
№21 Уровни модели взаимодействия открытых систем OSI. Уровни модели OSI 7. Прикладной уровень обеспечивает пользовательской программе доступ к сетевым ресурсам. При этом преобразовывает данные в вид, специфичный для каждого приложения. HTTP, FTP, Telnet, SNMP - примеры протоколов прикладного уровня. 6. Уровень представления данных обеспечивает преобразование кодов (из KOI8 в Windows-1251), форматов файлов, сжатие и распаковку, шифрование и дешифрование данных. 5. Сеансовый уровень обеспечивает инициацию и завершение сеанса диалогом между устройствами, синхронизацию и последовательность пакетов в сетевом диалоге, надежность соединения до конца сеанса (обработка ошибок и повторная передача) и гарантированность доставки сообщений, общее управление. 4. Транспортный уровень предназначен для управления сквозными каналами в сети передачи данных; на этом уровне обеспечивается связь между оконечными пунктами. К функциям транспортного уровня мультиплексирование и демультиплексирование (сборка и разборка пакетов), обнаружение и устранение ошибок при передаче данных, реализация заказанного уровня услуг (например, заказанной скорости и надежности передачи). 3. Сетевой уровень форматирует данные транспортного уровня и снабжает их информацией, необходимой для маршрутизации (нахождения пути к получателю). Уровень отвечает за адресацию - трансляцию физических и сетевых адресов. Поиск пути от источника к получателю или между двумя промежуточными устройствами. 2. Канальный уровень обеспечивает формирование кадров, передаваемых через физический уровень; контролирует ошибки и управляет потоком данных; позволяет скрыть от вышестоящих уровней подробности технической реализации сети. Кадр – это логически организованная структура, в которую можно помещать данные. Циклический код позволяет выявить ошибки и гарантирует правильный прием информации. Управляющая информация используется для маршрутизации, указание типа пакета и сегментации 1. Физический уровень обеспечивает физическое кодирование бит кадра в электрические или оптические сигналы и передачу их по линиям связи. Определяет тип кабелей и разъемов, назначение контактов и формат физических сигналов.
№22 Сетевые кабели, плата сетевого адаптера. Методы доступа к сетевому ресурсу. Назначение платы сетевого адаптера Платы сетевого адаптера выступают в качестве физического интерфейса, или соединения, между компьютером и сетевым кабелем. Платы вставляются в слоты расширения всех сетевых компьютеров и серверов. Чтобы обеспечить физическое соединение между компьютером и сетью, к с ответствующему разъему, или порту, платы (после ее установки) подключается сетевой кабель. Назначение платы сетевого адаптера: - подготовка данных, поступающих от компьютера, к передаче по сетевому кабелю; - передача данных другому компьютеру; - управление потоком данных между компьютером и кабельной системой. Плата сетевого адаптера, кроме того, принимает данные из кабеля и переводит их в форму, понятную центральному процессору компьютера. Сетевые кабели используются для соединения компьютеров. Это среда передачи сигналов между компьютерами. Виды сетевых кабелей: 1) Коаксиальный кабель - а)тонкий, гибкий, передаёт сигналы на 185 м без затуханий; б) толстый, жёсткий, используется в качестве магистралей, 500 м. 2) Витая пара - это два первичных изолированных медных провода. Позволяет избавится от электрических помех. 2.1) Неэкранированная витая пара - широко используется в ЛВС (локальная вычислительная сеть), максимальная длина 100 м. 2.2) Экранированная витая пара - помещается в медную оплётку, дешёвая, нельзя передавать на большие расстояния и большой скоростью. 3) В оптоволоконном кабели цифровые данные распространяются по оптическим волокнам в виде модулированных импульсов. Передача на большие расстояния и на большой скорости, сигналы не затухают и не искажаются. Минус передача в одном направлении. Для использования сетевого ресурса необходимо получить доступ к нему. Существуют 3 метода доступа: множественный доступ с контролем несущей, доступ с передачей маркера, доступ по приоритету запроса. Метод доступа – набор правил, которые определяют, как компьютер должен отправлять и принимать данные по сетевому кабелю. Компьютеры получают доступ к сети поочередно на короткое время. Обычно несколько компьютеров в сети имеют совместный доступ к кабелю. Однако если 2 компьютера попытаются передавать данные одновременно, их пакеты столкнутся и будут испорчены. Возникает так называемая коллизия. Все компьютеры в сети должны использовать один и тот же метод доступа, иначе произойдет сбой в работе сети, когда отдельные компьютеры, чьи методы доминируют, не позволят остальным осуществлять передачу. Множественный доступ с контролем несущей подразделяется на: · множественный доступ с обнаружением коллизий, · множественный доступ с предотвращением коллизий. Множественный доступ с контролем несущей и обнаружением коллизий (Carrier-Sense Multiple Access with Collision Detection, CSMA/CD).Все компьютеры в сети – и клиенты, и серверы – прослушивают кабель, стремясь обнаружить передаваемые данные, то есть трафик. Компьютер может начать передачу только тогда, когда убедится, что кабель свободен – трафик отсутствует. Пока кабель занят, ни один из компьютеров не может вести передачу. Если возникает коллизия, то эти компьютеры приостанавливают передачу на случайный интервал времени, а затем вновь стараются наладить связь. Причем периоды ожидания у них разные, что снижает вероятность одновременного возобновления передачи. Множественный доступ с контролем несущей и предотвращением коллизий (Carrier-Sense Multiple Access with Collision Avoidance, CSMA/CA).Этот метод самый непопулярный среди всех методов доступа. Каждый компьютер перед передачей данных в сеть сигнализирует о своем намерении, поэтому остальные компьютеры узнают о готовящейся передаче и могут избежать коллизий. Однако широковещательное оповещение увеличивает общий трафик и уменьшает пропускную способность сети. Поэтому CSMA/CA работает медленнее, чем CSMA/CD. Доступ с передачей маркера. Суть метода заключается в следующем: пакет особого типа, маркер (token), циркулирует от компьютера к компьютеру. Чтобы послать данные в сеть, любой компьютер должен сначала дождаться прихода свободного маркера и захватить его. Захватив маркер, компьютер может передавать данные. Когда какой-либо компьютер наполнит маркер своей информацией и пошлет его по сетевому кабелю, другие компьютеры уже не смогут передавать данные, так как в каждый момент времени только один компьютер использует маркер. В сети не возникает ни состязания, ни коллизий, ни временных задержек. Доступ по приоритету запроса. При доступе по приоритету запроса, как и при CSMA/CD, два компьютера могут конкурировать за право передать данные. Однако в этом методе реализуется принцип, по которому определенные типы данных, если возникло состязание, имеют соответствующий приоритет. Получив одновременно два запроса, концентратор вначале отдает предпочтение запросу с более высоким приоритетом. Если запросы имеют одинаковый приоритет, они будут выполнены в произвольном порядке.
№23 Сетевые архитектуры. Сетевые протоколы, свойства протоколов; понятие о сетевой ОС о SQL-сервере и о технологии клиент/сервер. Сетевая архитектура - это комбинация стандартов, топологий, протоколов, драйверов и типов сетевых плат, необходимых для построения работоспособной сети. Наибольшее распространение получили четыре архитектуры: Ethernet, Token Ring, Apple Talk, Arc Net. По количеству установленных сетей и перспективам дальнейшего развития подавляющее преимущество принадлежит Ethernet. Так как сегодня этой архитектуре практически нет альтернативы, далее более подробно рассмотрим только ее. Сетевым протоколом называется набор правил, позволяющий осуществлять соединение и обмен данными между двумя и более включёнными в сеть компьютерами.Фактически разные протоколы зачастую описывают лишь разные стороны одного типа связи; взятые вместе, они образуют так называемый стек протоколов. Протоколы локальных сетей должны иметь следующие основные характеристики: · обеспечивать надежность сетевых каналов; · обладать высоким быстродействием; · обрабатывать исходные и целевые адреса узлов; · соответствовать сетевым стандартам, в особенности - стандарту IEEE 802. На крупных предприятиях обычно используется не одноранговая сеть, а ЛВС с выделенным файл-сервером. В отличие от сервера, компьютеры в узлах такой сети называют еще рабочими станциями. Рабочие станции одного отдела или, например, размещенные на одном этаже здания, обычно соединяются со специальным коммутирующим устройством, называемым концентраторомт(HUB), а концентраторы соединяются с файл-сервером. В такой сети устанавливается сетевая ОС, например, Microsoft Windows Server, или какая-либо модификация ОС Unix, или ОС Novell NetWare. Сетевая ОС устанавливается на сервере. На каждой рабочей станции, кроме Windows (XP, 7) или другой несетевой ОС, размещается клиентская часть сетевой ОС. Если на файл-сервере устанавливается еще СУБД (Система управления базами данных) (например, MS SQL Server или Oracle), то эта СУБД работает под управлением сетевой ОС, причем на каждой рабочей станции размещается еще клиентская часть СУБД. Технологию работы в сети, где каждый пользователь-клиент с помощью СУБД имеет доступ к базам данных предприятия на сервере, называют технологией клиент/сервер. №24 Глобальные сети; адресация в Internet; виды услуг, предоставляемых сетью Internet. Internet (interconnected networks - связанные сети) - разветвленная сеть, включающая в себя серверы, разбросанные по всему миру. Серверы имеют свои адреса и управляются специализированными программами. Интернет – это глобальное информационное пространство, хранящее огромное количество информации на миллионах компьютеров, которые обмениваются данными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|